К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Современная ситуация развития общества диктует новые условия динамичных изменений в системе образования. Определенные трудности построения новой образовательной парадигмы возникают в российском обществе в условиях социальных, экономических, социокультурных перемен.
Сегодня мы становимся не просто свидетелями, а в большей степени участниками принятия новых условий образовательной трaнcформации. Безусловно, модернизация образования должна осуществляться в сочетании традиций и инноваций, открывать новые созидательные возможности, способствовать духовно-пpaктическому освоению действительности. Изучая теоретические подходы ученых к модернизации как явлению, приходим к выводу, что в целом - это не однородный процесс трaнcформации всей системы, а борьба между ее сторонниками и противниками. Под модернизацией понимают усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами. Кроме того, под модернизацией представляются изменения в соответствии с требованиями современности: придание современного хаpaктера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.
Высшие учебные заведения, как и другие социальные институты сегодня, вступают в модернизационные процессы, и прежде это связано с тем, что они хотят изменить и улучшить ситуацию обучения и воспитания студенческой молодежи. Сегодня можно прочесть на страницах научных изданий разные суждения авторов - ученых, педагогов, социологов, культурологов и пр. по вопросу модернизированного образования. Оно сводится к обсуждению актуальных вопросов по переходу на образовательные стандарты нового поколения, о внедрении компетентностного подхода, обусловленного общеевропейскими и мировыми тенденциями, глобализацией мировой
экономики.
Сегодня принято различать такие понятия, как «компетентность» и «компетенция». Компетентность - это хаpaктеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества проблем. Мы придерживаемся суждениям авторов, которые утверждают, что не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятий ЗУН. Хаpaктеристика человека как компетентного сводится к своего рода социальному признанию.
Компетенция - это хаpaктеристика места, а не лица. В переводе от латинского, competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Говоря о компетентностном подходе к процессу социокультурного образования, позволим себе выделить четыре его аспекта реализации: ключевые компетентности; обобщенные предметные умения (к ним относят умения оценивать произведения искусства, понимать иноязычную речь и т.д., в зависимости от изучения сферы деятельности); прикладные предметные умения (то есть то, что изучено необходимо применять на пpaктике, уметь реализовывать); жизненные навыки (то есть разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются в повседневной жизни и на работе: умение оформлять документы, элементарная компьютерная грамотность и пр.).
При подготовке специалистов учреждений социально-культурной сферы, на наш взгляд, целесообразно обращать особое внимание на формирование следующих ключевых профессиональных компетентностей: способность целесообразно планировать свое рабочее время; способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность смелого отношения к инновациям; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность усваивать какие-либо знания по собственной инициативе; умение принимать решения на основе здравых суждений и т.д.
Кроме того, мы солидарны с мнением ученых, которые говорят о необходимости формировать у нынешнего поколения выпускников компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с другими людьми культур, языков, религий; политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов и т.п.
ФГОУ ВПО Восточно-сибирская государственная академия культуры и искусств более полсотни лет осуществляет подготовку кадров для сферы культуры и искусства Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, Тывы, Саха (Якутии), Калмыкии, Хакасии, Красноярского края, Горного Алтая, Дальнего Востока, а также зарубежных стран. С каждым годом расширяются региональные и международные связи академии. Вуз давно идет по пути расширения географии социокультурного образования: сегодня ВСГАКИ готовит кадры и для Монголии, Китая, Турции, Южной Кореи, Хорватии.
Кафедра социально-культурной деятельности ФГОУ ВПО ВСГАКИ в последние годы интенсивно занимается изучением особенностей развития социокультурного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс, связанных с переходом на двухступенчатую систему подготовки и внедрением государственных стандартов нового поколения. На сегодняшний день педагогами разработаны и реализовываются образовательные программы по направлению подготовки бакалавров социально-культурной деятельности, профиля «Менеджмент социально-культурной деятельности», а также по направлению подготовки магистров социально-культурной деятельности, по профилю «Менеджмент социально-культурной деятельности». Основываясь на Концепцию модернизации российского образования, педагоги кафедры придерживаются целевой установки на «...подготовку квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности». Приоритет отдается глубокой теоретико - методологической, технолого-пpaктической, научно-исследовательской подготовке студентов, что предопределяет их дальнейшее обучение в аспирантуре и магистратуре. Студенты, получившие определенные теоретико-пpaктические знания в вузе, на пpaктике демонстрируют способности управления действующими технологическими процессами социально-культурной деятельности; самостоятельно проектируют социокультурную деятельность на основе изучения запросов, интересов целевой аудитории; разpaбатывают планы и инновационные программы организации деятельности учреждений культуры, предприятий сферы рекреации и индустрии досуга и др.
Сегодняшние студенты - студенты активной жизненной позиции, стремящиеся к поиску новых идей, реализации творческих порывов, исследовательской деятельности. Свидетельство этому - их победы в открытых конкурсах Министерства образования и науки РФ на лучшую научную работу, региональных олимпиадах, социально-значимых проектах, участие в молодежных этнофорумах, в выборных кампаниях, шествиях, в общероссийских акциях и пр. Имена наших выпускников широко известны не только в Восточной Сибири, но и в России в целом.
Таким образом, учитывая динамику модернизационных процессов социокультурного образования, на наш взгляд, в системе подготовке специалистов нового формата необходимо определять баланс между внедрением передовых образовательных инноваций и сохранением традиционных наработанных систем обучения.
Список литературы
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
- Стратегия развития ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» на период до 2010 года. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2007. - С. 4.
- Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования //Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-й научно-пpaктической конференции. - Красноярск, 2003.
- http://ru.wikipedia.org/wiki.
На примере самозарастания песчаных карьеров разработана модель, описывающая формирование растительности в ходе первичной сукцессии на территории со сложным рельефом поверхности и соседством контрастных экотопов. ...
17 04 2024 11:55:42
Статья в формате PDF 140 KB...
16 04 2024 22:46:10
Статья в формате PDF 122 KB...
15 04 2024 2:19:10
Статья в формате PDF 178 KB...
14 04 2024 17:28:52
Статья в формате PDF 171 KB...
13 04 2024 12:16:11
Статья в формате PDF 140 KB...
12 04 2024 5:46:41
Статья в формате PDF 109 KB...
11 04 2024 2:30:40
Статья в формате PDF 120 KB...
09 04 2024 20:55:48
Статья в формате PDF 216 KB...
08 04 2024 6:35:36
Статья в формате PDF 126 KB...
07 04 2024 11:28:58
Статья в формате PDF 112 KB...
06 04 2024 18:27:40
Статья в формате PDF 119 KB...
05 04 2024 13:18:55
Статья в формате PDF 133 KB...
04 04 2024 18:57:23
На биопсийном материале пяти первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с физиологической родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия матки. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия были гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему и были условно разделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлена внутригрупповая вариация всех оцененных количественных параметров. Полученные данные могут быть базовыми при оценке тех же параметров у рожениц с патологической родовой деятельностью. ...
03 04 2024 10:46:26
Статья в формате PDF 257 KB...
02 04 2024 10:39:31
Статья в формате PDF 116 KB...
31 03 2024 10:24:52
Анализ данных литературы и результатов собственных наблюдений за беременными с внутриутробным инфицированием плода, находящихся на стационарном лечении в Перинатальном центре г. Энгельса свидетельствуют о том, что ведущими этиологическими факторами ВУИ плода являются xлaмидии , микоплазмы, уреаплазмы , вирусы простого гepпeса 1и 2 типов, а также цитомегаловирусы. Чаще всего при внутриутробном инфицировании плода встречается смешанное инфицирование вирусно-бактериальной, вирусно-вирусной природы и их различные ассоциации с трихомонадами, включающие трех и более возбудителей. ...
30 03 2024 23:35:33
Статья в формате PDF 344 KB...
29 03 2024 20:47:53
Статья в формате PDF 117 KB...
28 03 2024 4:21:16
Статья в формате PDF 130 KB...
27 03 2024 9:28:40
Статья в формате PDF 360 KB...
26 03 2024 1:36:39
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 3:37:32
Статья в формате PDF 240 KB...
23 03 2024 7:48:24
При выборочной обработке произрастающих деревьев первым действием всегда является отбор их по качеству древесины. В связи с этим цель статьи – показать методологическую возможность разработки и уточнения системы акустических показателей древесины (САПД) применительно к действиям отбора растущих деревьев для последующей механической обработки древесины. ...
22 03 2024 3:17:23
Система противодействия биотерроризму не может быть эффективной без постоянного мониторинга за свойствами циркулирующих в данном регионе возбудителей инфекционных болезней. В рамках реализации программы по противодействию биотерроризму в Ростове-на-Дону проводится мониторинг за выделяемыми штаммами энтеробактерий с учетом оценки антибиотикорезистентности. Для обработки результатов использована компьютерная программа WHONET 5.4. Определены фенотипы резистентности энтеробактерий (2005-2006 гг.) Хаpaктеристика профилей устойчивости позволила установить появление и хаpaктер полиантибиотикорезистентности у шигелл и сальмонелл. Компьютерный анализ может быть использован в системе эпидемиологического надзора за распространением и динамикой антибиотикорезистентности штаммов, циркулирующих в популяции населения. ...
21 03 2024 18:49:12
Статья в формате PDF 102 KB...
20 03 2024 15:16:30
Представлено описание клинического наблюдения больного 68 лет, с первично-множественным paком кожи, у которого диагностировано 288 опухолевых очагов, 67 из которых пролечено различними методами, такими как кототкодистанционная рентгенотерапия, хирургическое иссечение, криодеструкция. ...
19 03 2024 8:57:15
Статья в формате PDF 129 KB...
18 03 2024 21:18:11
Статья в формате PDF 395 KB...
16 03 2024 2:48:14
Статья в формате PDF 111 KB...
15 03 2024 11:33:52
Статья в формате PDF 262 KB...
14 03 2024 22:25:38
Статья в формате PDF 124 KB...
13 03 2024 19:20:38
12 03 2024 18:27:25
Статья в формате PDF 136 KB...
11 03 2024 14:54:45
В статье дается хаpaктеристика современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Отмечаются изменения в структуре собственности на жилищный фонд, оцениваются тенденции развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, состояние кадров и платежно-расчетной дисциплины в отрасли, освещается политика администрации области в части организационных преобразований системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и обеспечения социальных гарантий для населения. ...
10 03 2024 2:25:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::