КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Необходимость реструктуризации пpaктически всех систем российского общества в XXI веке привела к включению в учебные планы высших учебных заведений такой дисциплины, как конфликтология. Чаще всего конфликтология воспринимается как система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликта, а также о принципах и технологиях управления ими. Сложившись как научная дисциплина в недрах западной политологии и социологии в середине XX века, в России конфликтология получает свое рождение в сфере серьезных научных исследований только в конце XX столетия.
Успехи конфликтологии в обогащении знаний о социальной реальности сегодня являются общепризнанными. Конфликтология развивается как междисциплинарная отрасль знания на пересечении политологии, психологии, социологии, педагогики, правоведения и других наук, поскольку конфликт является неустранимым элементом общественной жизнедеятельности и выступает на первый план при анализе как процесса функционирования социума, так и его трaнcформации [1; 25]. Конфликтологическая парадигма составляет общий теоретико-методологический фундамент исследовательской работы по моделированию, мониторингу и менеджменту конфликтов, возникающих и в такой сфере жизнедеятельности, как культура. Эмпирический мониторинг социального напряжения и конфликтов в сфере культуры связан с наблюдением и выявлением процесса неудовлетворенности социальных субъектов. Усиление социальной напряженности в процессе уточнения позиций взаимодействующих между собой социальных субъектов особенно ярко проявляется в процессе правовых и экономических взаимоотношений культуры и государства, избравшего рыночную систему хозяйствования [2; 28].
В коммерческом секторе культуры продолжает оставаться неконтролируемой экспансия зарубежных (в особенности, американских) кинолент. В финансовой поддержке из федерального, регионального и местного бюджетов нуждается производство и продвижение отечественных кинолент, весь российский кинематограф. Требуется вмешательство государства, направленное на финансовую поддержку издания социально-значимой литературы, в книгоиздательское дело. Назрела необходимость реструктуризации системы учреждений культуры, в особенности на селе, население которого пpaктически лишено государственных гарантий на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям.
Кризис современной России выявил самобытные проявления общечеловеческих досуговых тенденций: отставание материально-технической базы досуга от мировых стандартов, поляризация социальных групп и слоев по уровню освоения свободного времени, эпигонство, космополитические тенденции в досуговой жизни и т.д.
Известно, что в основе социального конфликта среди прочих лежат противоречия в таких областях человеческой жизнедеятельности, как искусство и культура, представляющие собой уникальный пласт духовной жизни и оказывающие влияние на социальные процессы. В этой связи для конфликтологического анализа важен учет специфики региона как территориального образования, которое отличается определенным единством культурного прострaнcтва. Тюменская область в этом плане своеобразна, поскольку включает в себя, кроме южных районов, два автономных округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский (ХМАО и ЯНАО).
Необходимость конфликтологических исследований культурного потенциала региона вызывается потребностью дальнейшего укрепления партнерских отношений не только внутри области, но и с сопредельными территориями и субъектами Российской Федерации в рамках соглашений о культурном сотрудничестве. С целью выявления проблемных зон необходима целенаправленная фундаментальная подготовка в рамках высшего профессионального образования, которое специалист в области конфликтологии может получить в вузе искусств и культуры по конкретной образовательной программе, с учетом совокупности образовательных задач и компетенций выпускника.
Согласно приказа Минобразования России от 19.05.1999 №1355 «Об эксперименте в Санкт-Петербургском государственном университете», началась подготовка бакалавров по направлению «Конфликтология». В связи с этим был дополнен 4 раздел «Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования» подразделом 4.1 приложения к приказу Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.1994 № 180 направлением 522700 «Конфликтология» (образовательная область 520000. Гуманитарные и социально-экономические направления)».
Профессиональная образовательная программа подготовки бакалавров в области конфликтологии реализуется в настоящее время в 18 вузах страны. Среди них Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, нацеленная на подготовку такого рода кадров, способных эффективно осуществлять в социально-культурной среде воздействие на развитие личности, ее способностей, духовно-нравственных интересов и идеалов. Именно в вузах культуры данный вид образования может вестись в контексте личностной ориентированности и диалога культур. Здесь основной целью является подготовка высокопрофессионального специалиста, «человека культуры», способного и готового к общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий и культур, к мирному плодотворному сосуществованию в обществе культурного и национального плюрализма, основанного на гуманистических, демократических ценностях.
Профессиональная деятельность бакалавра-конфликтолога в сфере культуры реализуется через широкий спектр задач: научно-исследовательской, информационно-аналитической, технологической, проектной, педагогической, организационно-управленческой. Результаты освоения основных образовательных программ требуют от бакалавра конфликтологии владение такими компетенциями профессиональной деятельности, как диагностическая, профилактическая, проектно-аналитическая, экспертно-консультационная, согласительно-процессуальная (с учетом специфики отрасли). Соответственно и наполняемость учебных циклов основной образовательной программы, организация и содержание разного рода пpaктик, государственная аттестация отражают отраслевые запросы.
Сегодня вуз культуры - это «воспроизведенная в миниатюре культурная система страны». Такой целостностью и обобщающими возможностями не обладает ни один другой вуз. Плюрализм интерпретаций содержания социокультурного образования, выраженный в разных концептуальных подходах к этому феномену к началу XXI века, привел к необходимости введения в образовательный процесс ГОС третьего поколения направления «конфликтология».
Список литературы
- Никовская Л.И. Конфликтологическое образование в современном российском обществе // 10 лет образовательной программе по конфликтологии в России. Санкт-Петербургский университет. Спец. вып. 10 сент. 2009. - СПб., 2009. - С. 25.
- Сорочкин Б.Ю. Культура, государство, рынок : тест на совместимость // Обсерваторий культуры. - 2005. - № 3. - С. 28.
Статья в формате PDF 123 KB...
19 04 2024 18:11:34
Статья в формате PDF 252 KB...
18 04 2024 2:33:45
17 04 2024 15:13:30
Статья в формате PDF 100 KB...
16 04 2024 8:54:52
В представленной статье дается попытка разграничения понятия «образовательное прострaнcтво» на основе анализа имеющихся дефиниций и примере формирования целостного образовательного прострaнcтва в профессиональном образовательном учреждении, интегрирующем его начальный, средний и высший уровни. ...
14 04 2024 0:42:56
Статья в формате PDF 125 KB...
13 04 2024 5:40:35
Статья в формате PDF 470 KB...
12 04 2024 6:31:10
Статья в формате PDF 108 KB...
11 04 2024 2:21:47
Статья в формате PDF 106 KB...
10 04 2024 10:24:51
Статья в формате PDF 459 KB...
08 04 2024 6:58:41
Статья в формате PDF 109 KB...
07 04 2024 19:56:23
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 20:37:15
Статья в формате PDF 276 KB...
05 04 2024 11:19:49
Статья в формате PDF 115 KB...
04 04 2024 19:55:16
Статья в формате PDF 116 KB...
02 04 2024 11:13:34
Статья в формате PDF 140 KB...
31 03 2024 17:21:30
Статья в формате PDF 273 KB...
30 03 2024 0:15:26
Статья в формате PDF 130 KB...
29 03 2024 19:23:55
Статья в формате PDF 180 KB...
28 03 2024 10:18:38
Рассмотрены основные составляющие познавательной системы профессора И.С.Мустафина, которая включает позитивное использование опыта негативных событий, а также применение оригинальных задач-рассказов и поэтического творчества для развития творческих и естественнонаучных способностей. ...
27 03 2024 5:27:17
Статья в формате PDF 302 KB...
26 03 2024 12:18:12
Статья в формате PDF 299 KB...
25 03 2024 16:39:52
Статья в формате PDF 348 KB...
24 03 2024 11:59:36
Статья в формате PDF 102 KB...
23 03 2024 8:15:53
Статья в формате PDF 182 KB...
22 03 2024 10:24:58
Статья в формате PDF 174 KB...
21 03 2024 6:38:43
Статья в формате PDF 256 KB...
20 03 2024 4:27:17
Приведены аномальные структуры геохимических полей (АСГП) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях АСГП, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон АСГП c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...
19 03 2024 4:46:21
18 03 2024 11:20:59
Статья в формате PDF 121 KB...
17 03 2024 10:20:49
Статья в формате PDF 221 KB...
16 03 2024 9:38:19
Статья в формате PDF 111 KB...
14 03 2024 23:10:23
Статья в формате PDF 130 KB...
12 03 2024 18:10:31
Статья в формате PDF 111 KB...
11 03 2024 10:18:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::