СТРУКТУРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
В настоящее время исследование объекта производится на моделях, которые отображают основные свойства «оригинала». Математическая модель учитывает лишь те свойства объекта, которые отражают, определяют и представляют интерес с точки зрения целей и задач конкретного исследования.
Выделим для моделирования очное обучение. Целью обучения является оптимизация процесса для получения максимального эффекта при рациональных затратах как материальных, так и других. Поскольку оптимизация является многопараметровой целесообразно применить системный анализ и математическое моделирование. Так как данная задача сочетает детерминированную постановку с вероятной, то мы используем имитационное моделирование с применением компьютерной программы.
Главным объектом в процессе обучения является студент, а главным действующим лицом является преподаватель. В иерархической структуре системного анализа система «Преподаватель - студент» является нижним уровнем. В этой системе студент воспринимает информацию, а преподаватель передает информацию и контролирует знания полученные студентом. Организация, планирование и контроль обучения, обеспечение материальными средствами осуществляют различные структуры вуза. Схематично это представлено на рис. 1.
Рис. 1
Более подробно рассмотрим систему кафедра - преподаватель - студент.
На кафедре на основании нормативной документации, получаемой от вышестоящих структур, разpaбатываются, обсуждаются и утверждаются планы и программы обучения, которые становятся руководством для работы преподавателя со студентами. Кафедра определяет и заказывает необходимую литературу и оборудование для обеспечения учебного процесса. Кафедра является первой инстанцией, контролирующей работу преподавателя и успеваемость студентов.
Поскольку преподаватель является основным действующим лицом в вузе, от которого зависит качество обучения студентов, рассмотрим его функции и обязанности.
Рассматривая подсистему «Преподаватель» из рис. 1 в свою очередь как систему, от которой зависит уровень образования, составим структурную схему его связей, влияющих на работоспособность, показанную, на рис. 2.
Рис. 2
Кратко расшифруем подсистемы системы «Преподаватель» рис. 2. От состояния здоровья преподавателя существенно зависит его работоспособность. На рис. 3 схематично покажем, что влияет на здоровье.
Согласно рис. 2, 3 работа преподавателя состоит из трех разделов: учебного, методического и научного. Главной в работе преподавателя является учебная (аудиторная), т.е. непосредственная работа со студентом.
Рис. 3
Качество учебной работы обеспечивается учебной литературой и методоорганизационной работой преподавателя. Учебную литературу можно разделить на учебную литературу, издаваемую централизовано для вузов определенного направления, методическими пособиями, издаваемыми самим вузом для своих нужд. При этом литература может быть издана как в бумажном, так и в электронном виде.
Научная работа, с одной стороны, является личной наклонностью преподавателя, с другой - непосредственно влияет на уровень подготовки специалистов. Доцент и профессор обладает более глубокими знаниями и эрудицией в конкретном направлении знаний. Кроме того, во всем мире львиная доля научной продукции выдается сотрудниками вузов. В составе вузов имеются научно-исследовательские институты и лаборатории, сотрудники которых кроме основной научно-исследовательской работы участвуют в подготовке специалистов.
Оптимальное планирование трех составных частей работы преподавателя (рис. 2 и 3) будет отражаться на здоровье преподавателя и качестве его педагогической и научной работы. Немаловажную роль играет распределение рабочей нагрузки в течение рабочего дня и недели. Здесь следует учесть, к какому типу относится преподаватель: «Сова», «Жаворонок». Известно, что производительность труда в разное время суток разная для разных людей.
Возраст также влияет на эффективность работы. С одной стороны, производительность труда (интенсивность) с возрастом падает, а с другой - опыт, который для каждого набирается годами, возрастает. Правильный учет особенностей каждого преподавателя приведет к сохранению здоровья и наибольшей эффективности в работе.
Планирование нагрузки по кафедрам и штатных единиц осуществляется учебно-методическим отделом (см. рис. 1).
В основу планирования закладывается нормативная учебная нагрузка, затем в процентных соотношениях методическая организация и научная (по остаточному принципу). На наш взгляд в нормативных документах следует указывать пределы изменения учебной нагрузки, например для доцента 750-850 учебных часов. Общая годовая нагрузка составляет 1540 часов.
Предлагается для планирования нагрузки преподавателям кафедры по исходной общей нагрузке, использовать метод оптимизации на основе системного анализа. Для этого следует определить:
- Критерии оптимизации.
- Целевую функцию.
- Управляющую функцию.
Это будет локальная оптимизация для системы «преподавать». Затем следует составить локальную оптимизацию для системы «студент».
После составляется глобальная оптимизация для системы «преподаватель - студент».
Статья в формате PDF 115 KB...
18 04 2024 2:47:48
Статья в формате PDF 105 KB...
16 04 2024 7:56:12
Статья в формате PDF 117 KB...
15 04 2024 11:20:27
Статья в формате PDF 140 KB...
14 04 2024 13:27:33
Статья в формате PDF 253 KB...
13 04 2024 1:43:52
Статья в формате PDF 114 KB...
12 04 2024 22:45:23
Статья в формате PDF 258 KB...
11 04 2024 8:24:51
Статья в формате PDF 281 KB...
10 04 2024 9:35:17
Статья в формате PDF 231 KB...
09 04 2024 7:53:38
08 04 2024 2:34:54
Статья в формате PDF 117 KB...
07 04 2024 12:12:12
Статья в формате PDF 171 KB...
06 04 2024 14:26:53
Статья в формате PDF 109 KB...
04 04 2024 0:56:20
Статья в формате PDF 199 KB...
03 04 2024 13:33:13
Статья в формате PDF 278 KB...
02 04 2024 10:22:56
Статья в формате PDF 257 KB...
01 04 2024 13:35:15
Статья в формате PDF 111 KB...
31 03 2024 0:12:21
Статья в формате PDF 132 KB...
30 03 2024 15:15:24
Статья в формате PDF 123 KB...
28 03 2024 4:58:49
Статья в формате PDF 111 KB...
27 03 2024 20:35:25
Статья в формате PDF 121 KB...
26 03 2024 8:14:34
Реформы в образовании ума человека происходят всегда до новых циклов экономического возрождения из кризисов. Это запаздывание весьма большое у России. В развитых странах цикл реформ в образовании начинается за 3–5 лет до начала экономических реформ. Но в России долго запрягают, а потом несутся напролом, на авось. Поэтому колебательное возмущение мнений экспертов превалирует над постоянством, – менталитет очень неровный. Предлагается принципиально новая методика, основанная на анализе устойчивых закономерностей с волновыми составляющими и полученная по конкретным экспертным оценкам. Цель статьи – кратко показать возможности методологии идентификации свойств поведения у групп экспертов, как неких условных популяций много знающих и оценивающих людей, а также привести критерии поведенческой динамики по тем или иным экспертным оценкам об интернационализации российского образования. ...
25 03 2024 21:30:32
Статья в формате PDF 107 KB...
24 03 2024 5:34:24
Статья в формате PDF 293 KB...
22 03 2024 8:57:13
Статья в формате PDF 138 KB...
21 03 2024 1:11:27
Статья в формате PDF 264 KB...
20 03 2024 4:13:42
Статья в формате PDF 134 KB...
19 03 2024 21:59:56
Статья в формате PDF 133 KB...
18 03 2024 9:34:11
Статья в формате PDF 131 KB...
17 03 2024 10:33:34
Статья в формате PDF 722 KB...
16 03 2024 14:15:35
Статья в формате PDF 124 KB...
13 03 2024 10:45:27
Статья в формате PDF 250 KB...
12 03 2024 1:27:54
Статья в формате PDF 110 KB...
11 03 2024 21:29:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::