ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЗНАКОВЫХ РИСУНКОВ: ВОПРОСЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Развитие техники сильно повлияло на все стороны нашей жизни. Теперь средства передвижения быстрее, поэтому мир кажется меньше, мы зовем друзьями людей, о которых знаем лишь ник в чате, и не здороваемся с соседями. Компьютер заменил собой все - кино и телевидение, театр, музыкальный проигрыватель, книги, а про игры можно написать диссертацию... В Интернете можно купить и продать все что угодно: от очаровательных котят до чертежей атомной бомбы, причем большую часть информации можно получить совершенно бесплатно.
Интернет стал своеобразной субкультурой со своими героями и злодеями, пословицами и поговорками, устойчивыми выражениями и компьютерным сленгом, своеобразным творчеством, мировоззрением и миропониманием.
Рядовому пользователю кажется, что в Интернете все, что бесплатно, - легально: взлом программ, воровство паролей, защищенных авторским правом текстов, изображений, произведений литературы, музыки, кино, изобразительного искусства.
Интернет-технологии развиваются настолько быстро и бурно, что государство не успевает разpaбатывать эффективные законы и технические средства защиты авторских прав на помещенную в сети информацию, в частности, медленно совершенствуется сфера защиты компакт-дисков от нелегального копирования и взлома.
Прогресс рвется вперед, забывая о правах человека. Юристы, поскольку большинство из них все таки не являются специалистами в области IT, не успевают анализировать и принимать новые законы в этой, постоянно развивающейся области.
Поэтому проблема авторского права в Интернете является весьма актуальной.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (ГК РФ ч. 4 ст. 1228).
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, а также производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения, и составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ГК РФ ч. 4 ст. 1259).
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-прострaнcтвенной форме (ГК РФ ч. 4 ст. 1259).
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (ГК РФ ч. 4 ст. 1259).
Особый интерес представляет защита авторства графических изображений, размещенных в Интернете, т.к. именно они чаще всего используются с нарушением авторских прав, поскольку очень сложно найти истинного автора картинки и договориться с ним о правомерном использовании его творчества.
В интернете есть библиотеки рисунков и графических заготовок (клипартов): часть из них бесплатна, и картинки, размещаемые там, можно использовать, как вам угодно, т.к. их авторы дали на это разрешение, остальные охраняются законом об авторских правах, и чтобы использовать картинку из такого клипарта, нужно получить разрешение автора.
Чтобы помочь людям, желающим легально использовать контент, некоторые авторы отказываются от части прав на свои работы с помощью лицензии Creative Commons, т.е. дают разрешение на частичное использование изображения с некоторыми ограничениями, например, только в некоммерческих целях,. Так же можно отказаться от всех прав, передав свою работу в народное достояние (Public Domain).
Способ использования |
Ограничения |
получить разрешение автора |
может потребовать много времени |
требуется вознаграждение |
требует материальных затрат |
изображения, лизенцизованные с помощью Creative Commons |
любые комбинации следующих ограничений:
|
изображения, переданные в народное достояние (Public Domain) |
без ограничений
|
В связи с тем, что не каждое изображение в сети можно свободно использовать, часто приходится тратить много времени, чтобы найти «безопасную» картинку на определенную тему. Наличие локальных библиотек изображений может значительно ускорить такой поиск.
В АПИ НГТУ силами студентов и преподавателей ведется разработка многочисленных электронных коллекций, в том числе и коллекций фоновых и знаковых рисунков.
Назначение этих коллекций - дать возможность оформлять авторские средства обучения с одной стороны красочно, а с другой - не нарушая личные авторские права. Но главная задача создания таких коллекций - приучить студентов к должному отношению к чужой интеллектуальной собственности.
Поэтому в рамках данной работы была поставлена задача создать электронную коллекцию картинок, которые в дальнейшем можно будет использовать для любых целей без указания авторства, не нарушая при этом закона об авторских правах.
Для решения задачи было решено использовать материалы сайта http://openclipart.org, который содержит материалы, переданные авторами в народное достояние.
В реализации электронной коллекции были использованы такие интернет-технологии, как HTML и CSS.
В результате получен HTML-документ, содержащий в общей сложности 108 знаковых рисунков, разбитых на 7 категорий: смайлы, книги, стрелки, кнопки, соревнования, люди, разное. В скором времени коллекция будет выложена в локальной сети института. Автор надеется, что использование этой коллекции будет играть определенную роль в воспитании у студентов уважительного отношения к авторским правам.
Статья в формате PDF 256 KB...
27 03 2024 15:16:40
Представлены данные распространенности производственно обусловленной патологии на территории Свердловской области. Дана оценка качеству жизни и уровня адаптации к повреждающим факторам производственной среды у рабочих криолитового производства. Показано, что техническое загрязнение окружающей среды нeблагоприятно сказывается на адаптивных возможностях человека и снижает качество его жизни ...
25 03 2024 3:28:52
Статья в формате PDF 109 KB...
23 03 2024 6:34:58
Статья в формате PDF 262 KB...
22 03 2024 22:13:52
Статья в формате PDF 130 KB...
21 03 2024 11:27:25
Дана оценка современным физико-химическим методам исследования для контроля, сертификации и гигиенической оценке безопасности нономатариалов. Разработаны методики определения ряда тяжелых металлов в биологических средах, которые утверждены МЗ РФ и Роспотребнадзором РФ и могут быть использованы для оценки безопасности наноматериалов. ...
20 03 2024 21:37:58
Статья в формате PDF 324 KB...
19 03 2024 10:24:56
Статья в формате PDF 132 KB...
18 03 2024 13:46:49
Статья в формате PDF 207 KB...
17 03 2024 0:50:27
Статья в формате PDF 119 KB...
15 03 2024 5:29:45
Статья в формате PDF 112 KB...
14 03 2024 0:40:33
Статья в формате PDF 206 KB...
13 03 2024 8:19:30
Статья в формате PDF 113 KB...
12 03 2024 7:22:32
Статья в формате PDF 119 KB...
11 03 2024 0:31:39
Статья в формате PDF 286 KB...
10 03 2024 7:51:30
08 03 2024 16:10:23
Статья в формате PDF 166 KB...
05 03 2024 9:11:52
Статья в формате PDF 150 KB...
04 03 2024 3:25:44
Статья в формате PDF 267 KB...
03 03 2024 9:27:48
Статья в формате PDF 109 KB...
01 03 2024 8:19:32
Статья в формате PDF 118 KB...
28 02 2024 3:53:42
Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...
27 02 2024 11:26:31
Статья в формате PDF 111 KB...
26 02 2024 8:41:50
Статья в формате PDF 576 KB...
25 02 2024 21:44:43
24 02 2024 9:32:18
Статья в формате PDF 312 KB...
23 02 2024 16:36:27
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...
22 02 2024 3:37:22
Статья в формате PDF 106 KB...
21 02 2024 12:37:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::