ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ

Операй В.С. Статья в формате PDF 264 KB

Волго-Камье является сложным многонациональным регионом, где с древности проживают финно-угорские, индоевропейские и тюркские народы, которые прошли длительный путь взаимодействия. Издревле они имели между собой непосредственные контакты, которые не только проявлялись в материальной и духовной культуре, но и сказались на сложнейших процессах этнического формирования. В процессе теоретического исследования было выявлено, что во все времена у всех народов женщина соблюдала и обеспечивала преемственность этнокультурных, нравственных и религиозных устоев. Женщина - мать, дающая жизнь ребенку и тем самым является продолжательницей рода. Но у каждого народы существуют особые представления о роли женщины в конкретном социуме. Целью данного исследования было рассмотрение образа женщины в культуре народов Волго-Камья.

Проведенной исследование показало, что статус женщины-матери у жителей Волго-Камье был обусловлен тем, что она не только рожает, но и охраняет, защищает, оберегает дитя. Поэтому, очевидно, и возникли пословицы и поговорки типа «Инњѕ јлљњ, йылђаѕ єорор» (умрет мать - высохнет твоя река); «Атаљыѓ етем - ярты етем, њсњљеѓ етем - јкљеѓ етем» (у кого нет отца, тот - полсироты, у кого нет матери - тот круглая сирота). О том, что в представлениях жителей Волго-Камье мать, женщина выполняет охранительную, защитную функцию, свидетельствуют и названия мифических образов: љыу инњље (мать воды), тау инњље (хозяйка горы), арыш инњље (мать ржи). В башкирской мифологии мать воды охраняет воду, мать или хозяйка горы - гору. В башкирском фольклоре существует множество легенд и преданий о том, как после ухода матери или хозяйки воды источник высыхал, исчезал. Таким образом, главная воспитательная идея фольклорных произведений заключается в том, что без защиты, охраны матери перестают существовать даже природные объекты. То же самое мы можем наблюдать и в религиозно-мифологических воззрениях мордвы, так как видное место занимают антропоморфные женские божества: леса (виръ) - Вирь-ава (ава - женщина, мать), земли (мода, мастор) - Мода-ава, Мастор-ава, воды (ведь) - Ведь-ава, ветра (варма) - Вар-ма-aea, огня (тол) - Тол-ава, дома (кудо) - Куд-ава.

Высокий статус женщины был обусловлен еще тем, что у башкир и у мордвы мать и другие женщины были главными воспитателями молодого поколения. Поэтому основную роль в воспитании и социализации молодого поколения играла мать и другие женщины семьи и рода. Мать и повитуха первыми пожеланиями закладывали ему программу развития. Женщины, пришедшие на бњпњй сњйе (чай младенца), были первыми представителями общества, которые принимали ребенка в данное сообщество. Мать, бабушка, сестры, тетки через колыбельные песни, прибаутки, игры приобщали ребенка к родному языку, культуре, закладывали менталитет, основы этничности, учили азам выживания, освоения действительности, социальным ролям. Повседневное общение с матерью и другими женщинами семьи, участие до определенного возраста в женских праздниках и обрядах типа «Воронья каша», «Кукушкин чай», «Первый травостой» (сбор трав и коллективные трапезы), закладывая тем самым основы хаpaктера, ценностные ориентации, этничность у ребенка. Заводили, организовывали эти природные праздники и определяли их суть женщины. Посевные весенние будни также отмечены женским началом. В первую пашню женщины раскатывали яйца в знак урожая, ранней весной на лоне природы проводились игрища, называемые «Девичьи игры». Множество гор помимо своих названий имеют обрядовые названия «девичья гора».

Женщины в башкирском обществе выполняли не только материнские функции. Они были хранителями и передатчиками из поколения в поколение народной культуры, включающей в себя народную медицину, нормы морали, право, идеологию, знания. Действительно, кроме собственной матери, бабушек, сестер, все женщины рода, как уже говорилось выше, через обрядовые праздники, запреты и одобрения, заговоры и заклинания участвовали в трaнcляции культуры, менталитета в новое поколение. Самое главное, пожилые женщины рода, аула через совместные трапезы, традиционные языческие и религиозные праздники, обряды, совместный труд, посиделки и т.д. передавали свои знания, опыт молодым женщинам, дeвyшкам, дeвoчкам - будущим женам, матерям, хозяйкам, повитухам, провидицам, знахаркам, распорядителям обрядов и праздников, хранителям и передатчикам народной культуры из поколения в поколение, осуществляющим связь времен.

Семилетнюю дeвoчку приобщали к «женскому» труду: начинали обучать ткать, вышивать и прясть. В этот период происходило усвоение не только социальных ролей, связанных с пoлoвoй идентификацией, но и способов общения мальчиков и девочек. Позиция ребенка как представителя своего пола определяла специфику развития самосознания.

Детей подростков с 7-9 лет включали в социально-производственную деятельность, освоения хозяйственных традиций. К 13-15 годам дeвoчка вступала в период девичества, который считался одним из наиболее значимых в жизни мордовской и башкирской женщины. Именно с него начинает вырисовываться реальная картина становления женщины как равноправного члeна общества. В это время идет активная подготовка к переходу в самый значительный для нее социальный статус - замужество (жена, хозяйка дома). Здесь, в своем огромном и интересном исключительно женском мире, она чувствовала себя хозяйкой.

Такая естественная социализация способствовала сохранению культуры, языка, менталитета, в целом этничности и генофонда народа. Несмотря ни на какие политические, социальные, экономические и другие беды. Безусловно, этот фактор способствовал росту статуса башкирской и мордовской женщины в обществе.

В традиционном обществе женщина была незаменимым работником и в хозяйстве. Кроме чисто домашних дел, с приготовлением пищи, чистотой и уютом в доме, с заготовкой одежды для всей семьи, ей приходилось ухаживать за молодняком, мелким скотом, доить коров и кобылиц, участвовать в заготовке сена и дров, сборе и обработке урожая. Позднее ни одна земледельческая работа не обходилась без участия женщины. Причем отдельные виды работы выполнялись чаще женщинами, чем мужчинами.

Высокий статус башкирской женщины в семье и обществе обуславливался также ее высокой имущественной правоспособностью. По обычному праву башкир, приданое (бирнњ), часть калыма (єалым малы), наследство матери в виде дорогих украшений, одежды были неделимой собственностью женщины. Эту собственность ни муж, ни дети, ни родственники не могли ни продать, ни подарить, даже скот могли зарезать только с ведома хозяйки. Безусловно, часть приданого с разрешения хозяйки шла на нужды семьи, но ее основная часть передавалась дочери.

Из вышеизложенного мы видим, что женщина, является носителем и хранителем культуры народа, на протяжении всей истории этноса. Женщины Волго-Камья являются поборниками сохранения традиций и обычаев, как гаранта духовности и мудрости, ими совершаются поклоны Природе, имя наречения, свадебные торжества, благопожелания.



Исходы рецидивирующего бронхита у детей

Исходы рецидивирующего бронхита у детей Статья в формате PDF 105 KB...

08 04 2024 13:14:25

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике В возрастные периоды от 6 до 9 мес. инвазированные смешанной инвазией фасциолеза и дикроцелиоза бычки симментальской породы пастбищного содержания отставали в приросте массы тела на 9,7 %, в возрасте от 12 до 15 мес. на 12,9 % и в возрасте от 15 до 18 мес. на 15,5 %, что отрицательно влияет на убойные и технологические качества животных. ...

07 04 2024 0:24:27

ПЕРЕХОДНЫЕ СЛОИ МЕЖДУ ПЛАЗМОЙ И АНОДОМ

ПЕРЕХОДНЫЕ СЛОИ МЕЖДУ ПЛАЗМОЙ И АНОДОМ Статья в формате PDF 128 KB...

02 04 2024 16:13:54

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ АСБЕСТОВЫХ РУД

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ АСБЕСТОВЫХ РУД В работе показаны причины возникновения профессиональных заболеваний в результате воздействия на организм человека асбестовой пыли. Клинические проявления и специфические симптомы, вызванные длительным контактом с асбестовой пылью. Рекомендуется новая технология пневмообогащения асбестового минерального сырья на базе ранее разработанных Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН способов и устройств по переработке минерального сырья, содержащего тяжелые минералы и металлы. ...

30 03 2024 23:59:20

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

ЛЖЕУЧЕНИЯ  И  ПАРАНАУКА  ХХ  ВЕКА Часть 1 Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

26 03 2024 13:13:22

ЭТИКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

ЭТИКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Статья в формате PDF 211 KB...

23 03 2024 13:41:18

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::