Национально-региональный компонент преподавания искусства пейзажа в вузе как педагогическая проблема
Процесс преподавания художественной культуры родного края является важным средством развития художественно-творческой деятельности студентов ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Полноценное развитие эстетического восприятия этой культуры предполагает интеграцию искусствоведческого подхода и творческой работы студентов на пленэре.
Главной целью пленэрной пpaктики является закрепление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков по рисунку, живописи и композиции, развитие творчества и самостоятельности студентов, их художественных потребностей и эстетического вкуса в условиях изобразительной деятельности на природе. Пpaктика на пленэре - составная часть профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.
В соответствии с учебным планом пленэрную пpaктику студенты факультета искусств ФГБОУ ВПО «ШГПУ» проходят с первого по четвертый курсы. На 1-2 курсах студенты проходят это вид пpaктики в городе Шуя и его окрестностях. Наш город один из наиболее древних городов Центральной России с хорошо сохранившимся историческим обликом, планировкой и архитектурными памятниками XVII-XX вв. Поэтому при прохождении пpaктики в городе Шуя, прежде всего, студенты знакомятся с историей города, с памятниками архитектуры, посещают музеи, для них организуются экскурсии к храмовым архитектурным комплексам города.
Ивановская область богата творческими людьми и народными промыслами, поэтому во время однодневных поездок в села Палех и Холуй студенты успевают не только выполнить этюды и зарисовки данных мест, но и посетить музеи лаковой миниатюры и художественных училищ, где знакомятся с творчеством художников-миниатюристов. Например, в Палехе и его окрестностях в разные годы жили замечательные художники, такие как В.Н. Бакшеев (1862-1958), академик живописи Н.Н. Харламов, народный художник СССР П.Д. Корин (1892-1967). Для П.Д. Корина Палех был не просто родным селом, но и олицетворением Родны. Здесь художник написал цикл пейзажных работ, на которых воссоздаются жиписные окрестности Палеха.
В Ивановской области много и других удивительных, красивых мест. Одним из таких мест является город Плес. Не случайно его называют жемчужиной на Волге. В этом городе жил и творил выдающийся мастер лирического пейзажа Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Вряд ли кому-либо в нашей стране не известно имя этого великого художника. Пейзажи Левитана, то радостные, то грустные, порой тревожные, передают нам не только красоту природы, но и самые сокровенные чувства художника. Студенты получают возможность не только посетить музей художника, но и насладиться красотой Волжских берегов, которую воспел мастер. И, конечно же, запечатлеть эти места в своих альбомах. Это соприкосновение с источником вдохновения великого мастера непременно вызывает отклик в сознании каждого из студентов, пробуждает высокие патриотические чувства, гордость за родную землю, вызывает эстетическое наслаждение, ведущее к творческим поискам в собственной работе.
Во время посещения областного центра - это город Иваново, студентам предоставляется возможность познакомиться с творчеством другого земляка, заслуженного художника - пейзажиста, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина А.И. Морозова(1902-1997). Углубленная духовность и монументальность свойственна его работам. А.И. Морозов - интереснейший продолжатель национальной пейзажной традиции. Подобно крупным русским художникам, он сумел вобрать, освободить, подчинить своему поэтическому видению лучшие черты западноевропейского пейзажа.
Неподдельный интерес у студентов вызывает знакомство с творчеством художников- самородков. Ярким примером является Капитон Воробьев (1860-1930). Его творчество ярко проявилось в искусстве мало распространенном. Он занимался вырезанками из бумаги. В его бумажных творениях узнаешь архитектурные мотивы Шуйских церквей, колокольню, фасады сохранившихся до сих пор старых домов. В его работах - любопытство, наблюдательность и сильная любовь к родным местам, тонкое чутье художника, от природы понимающего красоту, меру, гармонию, пропорции архитектуры.
Опора на богатые местные традиции в области пейзажного искусства помогает в работе со студентами на пленэре. Мы обращаем внимание студентов на образно-пластическое, композиционное, колористическое решение пейзажа в произведениях мастеров.
При выполнении зарисовок, рисунков и этюдов с натуры, рисунков и этюдов по памяти студенты осваивают манеру разных известных мастеров живописи, учатся у них. Когда же студенты приступают к выполнению творческой композиции, им дается установка на выражение собственного видения особенностей своеобразия родной природы в различные временные периоды.
Основная часть художественной пpaктики на пленэре включает в себя работу с натуры. Начиная работу с небольших зарисовок и этюдов, постепенно усложняя задачи, под руководством преподавателя, студенты переходят к рисованию архитектурных мотивов, широких, панорамных пейзажей, включают в картины жанровые сцены. И с приобретением творческого опыта студенты начинают создавать собственные композиции, ассоциативные картины. В таких случаях большую роль играют рисунки по памяти, представлению или воображению. Такие композиции, в большей степени, имеют крепкую композиционную структуру, основу и тяготеют к обобщенным, декоративным, образным решениям.
Пленэрная пpaктика - это часто процесс сбора художественного материала к серьезным творческим работам, с выходом на курсовые и дипломные проекты. Искусство пейзажа родного края становится предметом исследования многих выпускных квалификационных работ. И это не только станковые композиции, выполненные в графике или живописи. Это и произведения декоративно-прикладного хаpaктера: батики, гобелены, лоскутное шитье, витражи, где мотивы природы и архитектуры выявляются самыми разными средствами художественной выразительности.
В ходе исследования было выявлено, что, приобщение студентов к культурному наследию родного края в процессе преподавания дисциплин художественного цикла является важным фактором развития эстетических, изобразительных и художественно - творческих способностей, содействует формированию духовно-нравственной, творческой личности на основе богатых народных традиций. Это позволяет понять и осмыслить основы и принципы взаимодействия различных видов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Постоянное общение с произведениями изобразительного искусства выpaбатывает привычку осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить закономерности, выработать свой индивидуальный подход к решению вопроса.
С целью расширения и углубления профессиональных знаний об искусстве пейзажа, методах и технике его выполнения, преподавателями кафедры изобразительного искусства и методики обучения разработаны спецкурсы «Живопись пейзажа», и «Графика пейзажа», которые призваны воспитывать в студентах чувство культуры восприятия окружающей природы, и развитие на этой основе умений тонко отражать природу родного края (в зарисовках и этюдах) с передачей в них своего настроения и собственного отношения к ней.
Таким образом, каждый студент на протяжении всего периода обучения непосредственно обращается к изучению природных форм родного края, памятников сельской и городской архитектуры, развивая не только художественно-творческие способности, но и воспитывая в себе любовь и бережное отношение к культуре и искусству региона.
Статья в формате PDF 114 KB...
18 04 2024 19:39:43
Статья в формате PDF 198 KB...
17 04 2024 7:20:39
Статья в формате PDF 100 KB...
16 04 2024 18:19:15
Статья в формате PDF 233 KB...
15 04 2024 12:26:24
Статья в формате PDF 121 KB...
12 04 2024 18:43:53
Статья в формате PDF 175 KB...
11 04 2024 10:22:11
Статья в формате PDF 116 KB...
10 04 2024 0:59:28
Статья в формате PDF 136 KB...
09 04 2024 20:28:50
Статья в формате PDF 121 KB...
08 04 2024 23:59:38
Статья в формате PDF 243 KB...
07 04 2024 8:13:22
Статья в формате PDF 122 KB...
06 04 2024 22:54:57
Статья в формате PDF 130 KB...
05 04 2024 10:52:37
04 04 2024 1:46:53
Статья в формате PDF 109 KB...
03 04 2024 8:14:34
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2024 0:40:19
Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей. Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки. Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8). Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса. ...
30 03 2024 9:42:17
Статья в формате PDF 144 KB...
28 03 2024 16:15:35
Статья в формате PDF 123 KB...
26 03 2024 16:42:36
Статья в формате PDF 140 KB...
25 03 2024 20:39:41
Статья в формате PDF 116 KB...
24 03 2024 6:25:50
Статья в формате PDF 205 KB...
23 03 2024 11:27:22
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 0:27:13
Статья в формате PDF 278 KB...
21 03 2024 22:50:35
Статья в формате PDF 114 KB...
20 03 2024 7:19:44
Статья в формате PDF 122 KB...
19 03 2024 0:15:11
В возрастные периоды от 6 до 9 мес. инвазированные смешанной инвазией фасциолеза и дикроцелиоза бычки симментальской породы пастбищного содержания отставали в приросте массы тела на 9,7 %, в возрасте от 12 до 15 мес. на 12,9 % и в возрасте от 15 до 18 мес. на 15,5 %, что отрицательно влияет на убойные и технологические качества животных. ...
18 03 2024 20:27:22
Статья в формате PDF 107 KB...
17 03 2024 5:44:44
Формулируется базовая проблема социально-экономического развития и регулирования процессов на российском Севере – на фоне возрастания геополитического и экономического значения эта специфическая зона хаpaктеризуется нарастанием системных проблем и появлением новых вызовов современности. Значительный опыт исследования перспектив оптимизации управленческих социально-экономических отношений в Институте экономических проблем Кольского НЦ РАН позволил выявить и обосновать два важнейших научных направления: 1) необходимость введения особого направления – «Североведения» – в систему макроэкономических и региональных исследований; 2) необходимость формирования целостной теории прострaнcтвенного развития Севера и Арктики в современном мире. Плодотворному обсуждению этих научных направлений в рамках современных и перспективных проблем была посвящена межрегиональная научно-пpaктическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы», состоявшаяся 14–16 ноября 2012 года в г. Апатиты Мурманской области. Результаты обсуждения приведены в настоящей статье. Делается вывод, что фундаментальная задача современности – необходимость формирования новой парадигмы развития Севера и Арктики с учетом существенных изменений в глобальной расстановке сил последнего двадцатилетия, национальных интересов арктических стран, и. прежде всего, России, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов севера и Арктики, экологических требований и культурно-цивилизационных задач развития. ...
16 03 2024 16:39:25
Статья в формате PDF 115 KB...
15 03 2024 4:29:25
Статья в формате PDF 103 KB...
13 03 2024 23:45:40
Статья в формате PDF 105 KB...
12 03 2024 4:25:12
Статья в формате PDF 125 KB...
10 03 2024 23:19:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::