Формирование исследовательского мышления у студентов посредством участия в научно-исследовательской работе вуза
В настоящее время исследовательская деятельность студентов воспринимается преподавателями как деятельность, осуществляемая в процессе обучения и строго по плану преподавателя, который в своей основе нацелен на изучение теоретических аспектов определенного направления соответствующей дисциплины. Но такое отношение не позволяет студенту «мыслить широко», то есть исследовательская деятельность будет больше всего похожа на деятельность, которая констатирует факты.
Согласно теории деятельности мышление развивается только при осуществлении соответствующей деятельности. А значит, исследовательское мышление будет развивать при осуществлении исследовательской деятельности.
Проанализировав работы ученых, мы выделили определение «исследовательской деятельности», наиболее четко выражающее наше понимание понятия. Таким образом, мы будем использовать следующее определение: исследовательская деятельность - это средство развития творческой личности, предполагает стимулирование активности, самостоятельности и личной ответственности, работа «с наукой и над наукой», творческое применение знаний и умений, овладение методологией научного и технического творчества [1].
Учитывая то, что мышление - это высший познавательный процесс. Тогда в процессе исследовательской деятельности студент приобретает следующие формы исследовательского мышления:
1) познание соответствующих понятий и их отношений;
2) конструктивизм в умозаключениях и принятии решений;
3) формально-логическое пояснение в суждениях.
Освоение любой специальности, происходит в результате длительного применения комплекса средств, позволяющих выработать автоматизм при выполнении необходимых операций. Наиболее эффективно исследовательское мышление будет формироваться у студентов при участии их в организованном дополнительном образовательном процессе в рамках научно-исследовательского центра конкретного учебного заведения. Здесь необходимо чтобы исследовательская деятельность студентов выполнялась в рамках их личной заинтересованности, то есть была направлена на самосовершенствование и самореализацию личностного потенциала, или направлена на реализацию социального заказа, в рамках понимания студентом потребности его выполнения. В ходе исследовательской деятельности студентом могут быть:
1. Изучены дисциплины, не входящие в его основную образовательную программу, но знания этих дисциплин необходимы для полноценного и правильного ведения исследования и анализа результатов исследования. Это первая форма исследовательского мышления.
2. Разработаны новые конструктивные действия или предложены нестандартные решения, которые на основе обоснованных умозаключений будут свойственны только данному типу проблем или задач. Это вторая форма исследовательского мышления.
3. Представлены рукописные работы, в виде: тезисов, докладов, статей, курсовых и дипломных работ по направлению исследования. Такие работы потребуют участия во всевозможных конференциях и диспутах, с целью представления своей исследовательской работы и выводы, полученные в результате исследовательской деятельности. Это третья форма исследовательского мышления.
Основываясь на анализе соответствующей научной литературы и наших личных наблюдений, получаем, что при организации исследовательской деятельность студентов с целью сформировать исследовательское мышление, преподавателю необходимо придерживаться соблюдения выполнения мыслительных операций:
- Осознанность мыслительных операций и управляемость ими.
- Получение результата на уровне идеального.
- Четкость и экономичность предстоящих действий.
- Универсальность (применимость для анализа любых проблем).
Список литературы
1. Сотник В.Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - С. 36.
Статья в формате PDF 233 KB...
27 03 2024 3:16:25
Статья в формате PDF 105 KB...
25 03 2024 21:52:54
Статья в формате PDF 110 KB...
24 03 2024 9:41:30
В статье представлена оценка гепатопротекторной активности сукцинатсодержащего раствора – ремаксола у больных туберкулезом органов дыхания на фоне проводимой специфической антибактериальной полихиотерапии. Эффективность терапии оценивалась по клиническим проявлениям лекарственной гепатотоксичности, активности цитолитических ферментов и маркеров синдрома холестаза с учетом типов адаптационных реакций. Показано позитивное влияние ремаксола на проявления лекарственной гепатотоксичности и адаптационные реакции организма, указывая на активное использование пластических субстратов, свидетельствуя об усилении репаративных процессов в гепатоцитах, способствуя восстановлению cтруктуры печеночной ткани и снижению патологических типов реактивности у больных с туберкулезом органов дыхания. ...
22 03 2024 19:16:46
Статья в формате PDF 102 KB...
21 03 2024 18:52:43
Статья в формате PDF 162 KB...
20 03 2024 5:45:42
Статья в формате PDF 127 KB...
19 03 2024 6:10:19
Статья в формате PDF 228 KB...
18 03 2024 0:30:45
Статья в формате PDF 104 KB...
17 03 2024 2:26:51
Статья в формате PDF 132 KB...
16 03 2024 20:49:48
Статья в формате PDF 125 KB...
15 03 2024 9:52:42
14 03 2024 11:58:38
Статья в формате PDF 121 KB...
13 03 2024 4:42:10
Статья в формате PDF 117 KB...
12 03 2024 23:49:57
Статья в формате PDF 304 KB...
11 03 2024 13:58:10
В статье рассмотрено техническое решение инженерной экологии, которое может быть использовано при мониторинге качества проб речной воды тестированием роста корней определенных видов тестовых растений. ...
10 03 2024 20:38:52
Статья в формате PDF 276 KB...
08 03 2024 3:12:19
Статья в формате PDF 116 KB...
07 03 2024 3:59:32
Статья в формате PDF 105 KB...
06 03 2024 23:53:46
Статья в формате PDF 104 KB...
05 03 2024 1:12:21
Статья в формате PDF 313 KB...
04 03 2024 11:20:27
Статья в формате PDF 321 KB...
03 03 2024 19:17:47
Статья в формате PDF 120 KB...
02 03 2024 7:55:59
Статья в формате PDF 151 KB...
01 03 2024 8:26:21
Статья в формате PDF 118 KB...
29 02 2024 10:37:12
Статья в формате PDF 107 KB...
27 02 2024 2:57:34
26 02 2024 5:42:25
Статья в формате PDF 125 KB...
25 02 2024 12:31:17
23 02 2024 11:32:20
Статья в формате PDF 119 KB...
22 02 2024 6:14:31
Статья в формате PDF 113 KB...
21 02 2024 4:38:46
Статья в формате PDF 245 KB...
20 02 2024 4:25:55
Статья в формате PDF 270 KB...
19 02 2024 15:47:30
Статья в формате PDF 137 KB...
18 02 2024 13:37:24
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::