Формирование креативного мышления у студентов в процессе исследовательской деятельности
Глобальный шаг в развитии современного общества, произошедший в результате технического прогресса, ставит перед системой образования новые задачи при формировании конкурентоспособного специалиста в любой отрасли. При этом основной задачей является разработка и организация нестандартных подходов к решению возникающих в процессе профессиональной жизнедеятельности задач и ситуаций.
Согласно мнению Меерович М.И. и Шрагиной Л.И.: «Современному обществу необходима система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления как интеллектуальной системы - умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т.д.» [1]
Основываясь на определениях ведущих психологов и педагогов в данной области, мы выделили свое понимание термина креативное мышление. Под креативным мышлением мы будем понимать способность мыслить не шаблонно, без использования бaнaльных идей, при этом процесс мышления должен происходить в результате возникновения внутреннего мотива и носить личностную заинтересованность в решении возникшей проблемы.
Формирование креативного мышления возможно в процессе творческой деятельности, то есть когда востребован познавательный интерес и осуществляются пpaктические действия с целью реализации личной потребности или решения профессиональной проблемы, которая содержит личностный смысл.
Проведя опрос среди преподавателей, с целью выявления деятельности студентов, в результате которой происходит проявление креативного мышления, и анализ ответов студентов на вопрос о том, какая обучающая деятельность наибольше востребует самостоятельное нестандартное решения, мы выявили, что это исследовательская деятельность или деятельность, содержащая исследовательские формы. Таким образом, наилучшим средством для формирования креативного мышления у студентов является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на решение творческих и исследовательских задач, которые необходимо решать в одну или несколько исследовательских операций.
При осуществлении исследовательской деятельности направленной на формирование креативного мышления преподаватель является организатором мыследеятельности. А это значит, что преподаватель в процессе исследовательской деятельности должен создавать ситуации и условия для активизации и востребованности у студентов креативного мышления. Выделим некоторые требования к организации такой исследовательской деятельности:
1. Необходимо, чтобы в процессе деятельности студент сознательно прилагал усилия к выдвижению новых и оригинальных идей.
2. Если студент ошибается при первой попытке, то необходимо обоснованно проанализировать его ошибочное мнение и предложить рассмотреть другие варианты или попробовать новые пути иссле- дования.
3. Необходимо создать условия для дискуссии, напоминать о девизе «в споре рождается истина».
4. Напоминать о критическом подходе к оценке своих идей и объективном подходе к оценке идей, принадлежащих специалисту в данной области исследования.
5. Необходимо создать условия для пpaктической проверки выдвинутых предположений и действий по решению предложенной проблемы.
6. Если в процессе деятельности у студента получается незапланированный результат, то необходимо обратить его внимание на поиск объяснения или ошибки, которая могла произойти в результате деятельности или в процессе выдвижения предположения.
7. Необходимо акцентировать внимание студента на соответствие полученных и предполагаемых результатов исследования.
Список литературы
1. Меерович М.И. Технология творческого мышления: пpaктическое пособи / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск: Харвест, 2003. - С. 15-19.
Статья в формате PDF 304 KB...
28 03 2024 8:19:21
27 03 2024 3:25:42
Статья в формате PDF 305 KB...
26 03 2024 11:15:12
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2024 21:41:49
Статья в формате PDF 283 KB...
24 03 2024 0:47:28
Статья в формате PDF 120 KB...
23 03 2024 23:25:52
Статья в формате PDF 173 KB...
21 03 2024 10:46:31
20 03 2024 12:26:19
Статья в формате PDF 118 KB...
19 03 2024 9:42:14
Статья в формате PDF 289 KB...
18 03 2024 10:46:14
Статья в формате PDF 120 KB...
17 03 2024 17:13:31
Статья в формате PDF 278 KB...
16 03 2024 0:34:24
15 03 2024 3:25:17
Статья в формате PDF 105 KB...
14 03 2024 23:55:25
Статья в формате PDF 113 KB...
13 03 2024 17:34:33
Статья в формате PDF 184 KB...
12 03 2024 8:58:10
Статья в формате PDF 135 KB...
11 03 2024 11:35:44
Статья в формате PDF 169 KB...
10 03 2024 5:54:17
Статья в формате PDF 106 KB...
09 03 2024 7:51:44
Статья в формате PDF 104 KB...
08 03 2024 12:31:48
Статья в формате PDF 263 KB...
07 03 2024 4:13:46
Статья в формате PDF 275 KB...
06 03 2024 13:26:56
Статья в формате PDF 112 KB...
04 03 2024 20:33:51
03 03 2024 12:26:34
Статья в формате PDF 118 KB...
02 03 2024 20:57:55
Статья в формате PDF 294 KB...
01 03 2024 15:51:52
Статья в формате PDF 110 KB...
29 02 2024 22:50:55
Статья в формате PDF 124 KB...
28 02 2024 8:50:56
Рассмотрены физико-химические параметры гаматогенных флюидов порфировых систем различных геодинамических обстановок. Показаны отличия в хаpaктере развития и изменения флюидного режима различных по масштабу оруденения порфировых месторождений. Высказано предположение о важной роли возникновения нестабильности в листосфере, астеносфере и более глубоких геосфер с участием плюмтектоники при формировании крупных порфировых систем. ...
27 02 2024 7:49:15
Статья в формате PDF 105 KB...
24 02 2024 1:34:11
Статья в формате PDF 142 KB...
23 02 2024 2:17:38
Статья в формате PDF 289 KB...
22 02 2024 21:24:45
Статья в формате PDF 103 KB...
21 02 2024 10:50:45
Статья в формате PDF 590 KB...
20 02 2024 11:15:23
Статья в формате PDF 100 KB...
19 02 2024 20:53:10
Статья в формате PDF 100 KB...
18 02 2024 2:25:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::