ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ: ТРАНСГУМАНИЗМ И ИМОРТАЛИЗМ

Алиева Н.З. Некрасова Е.Г. Шевченко Ю.С. Ковальдина О.Г. Статья в формате PDF 256 KB

На фоне новой развертывающейся волны научно-технологического развития человечества, влекущей за собой вторжение в природу человека, в его телесность, проблема природы человека приобретает новую актуальность. Новое видение человека, его сущности привносит проблему «постчеловеческого будущего». Она состоит в том, что развитие наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий в будущем сможет преобразовать человека в постчеловека, который стремится усовершенствовать себя, начиная с генного уровня. С этой целью человек вторгается в свой геном - хранилище наследственной информации, изменяя свою биологическую природу, не отдавая себе отчета о возможных негативных последствиях.

Благодаря конвергенции современных технологий начинают возникать и развиваться новые междисциплинарные области, такие как трансгуманизм, иммортализм, концепция постчеловеческого общества и др. В связи с этим происходят серьезные культурные и социальные перестройки всех сфер жизни и деятельности человека. Потому проблема переопределения природы человека в современной интерпретации начинает приобретать иной смысл, нежели тот, который ей придавали ранее.

Проблема постчеловеческого будущего стала одной из центральных проблем нового мировоззрения - трансгуманизма. «Трансгуманизм - это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» [1]. Радикальное продление жизни человека вплоть до достижения им человеческого бессмертия, предлагают имморталисты. Предполагая новые формы разума, приверженцы трансгуманизма и иммортализма, считают возможным бесконечное существование человека в так называемом цифровом или машинном виде.

Анализируя высказывания современных философов можно сделать следующий вывод, что природа человека есть устойчивая «форма», кумулирующая типичные свойства и характеристики индивида, где под свойствами и характеристиками следует понимать как физиологическое, естественное, так и мыслительное, эмоциональное, духовное. Наш современник Фрэнсис Фукуяма в своей работе «Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции» термину «природа человека» дает такое определение: «Природа человека есть сумма поведения и свойств, типичных для человека как вида и возникающих из генетических, а не энвироментальных факторов» [2].

Таким образом, те рискованные задачи, которые ставят перед собой сторонники трансгуманизма на первый взгляд кажутся волне оправданными, с другой стороны, поскольку человек есть совокупность многогранных факторов неимоверной сложности, то необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», прежде чем вторгнуться не только в его биологическое начало, но и в его духовное естество.

 

Список литературы

1. Сайт Российского трансгуманистического движения. - URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/70/94/ (дата обращения 05.08.2004).

2. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции: пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.






В ОПЕК думают о Долгопрудном

13 сентября в Долгопрудном многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Долгопрудном, в 15-м микрорайоне. Илья Иосифович Клебанов , как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Валерий Митрофанов , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.