АНАЛИЗ УРОКОВ БИОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
В современных социально-экономических условиях отмечаются факты ухудшения состояния здоровья детей. Россия относится к числу стран, где здоровье детей и взрослого населения постоянно ухудшается, что представляет реальную угрозу безопасности страны и эта проблема касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. В научных исследованиях поднимается вопрос о необходимости коррекции педагогического процесса с целью его положительного влияния на здоровье и формирования здорового образа жизни учащихся (Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева) с применением методических приемов ведения учебного процесса (Г.И. Атаманова), средств и технологий обучения (Т.А. Антонова, И.В. Наливайко, З.И. Тюмасева) и возможностей образовательной среды (Н.С. Лопаева, М.П. Добрынкина, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева). Одним из главных условий разрешения проблемы обеспечения здоровья и формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся, на наш взгляд, является соответствующая подготовка будущего учителя биологии.
Основная цель здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьника возможностью сохранения своего здоровья во время образовательного процесса, формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Анализ Госстандарта специальности 050102 «Биология» с дополнительной специальностью 050101 «Химия» показывает, что когнитивный компонент готовности к ЗОЖ формируется в процессе изучения обще-профессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки таких как: «Возрастная физиология, анатомии и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», «Биологическая химия».
По мнению Н.К. Смирнова, рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы [1].
Нами было проанализировано 50 уроков студентов с позиции рациональной организации по Н.К. Смирнову. Уроки были проведены в МОУ СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых г.о. Самара и каждый урок был оценен по критериям гигиенических требований. Пример анализа некоторых уроков представлен в табл. 1.
На основании хаpaктеристик уроки биологии студентов были распределены на уровни гигиенической рациональности уроков, и их количество отражено в табл. 2.
Анализ табл. 2 показывает что, применяя знания дисциплины «Теория и методика обучения биологии» студенты проводят уроки в большей степени, являющиеся недостаточно рациональными, так как такая задача и не ставилась перед ними согласно программе педагогической пpaктики.
Таблица 1 Хаpaктеристика уроков биологии студентов
Ф.И.О. |
Студент 1 |
Студент 2 |
Студент 3 |
Тема урока |
Историческое прошлое человека (8 кл) |
Значение водорослей (7 кл) |
Значение опopно-двигательной системы (8 кл) |
Факторы урока |
|||
Плотность урока |
67% |
85% |
89% |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Число видов учебной деятельности |
5 |
3 |
2 |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
7-8 мин |
13-15 мин |
15-18 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена через 7-8 мин |
Смена через 14-15 мин |
Смена через 15 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Чередование позы |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Недостаточно рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Нерационально |
Нерационально |
Нерационально |
|
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Преобладают положительные эмоции |
Урок эмоционально Индифферентный |
Рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Через 30-31 мин |
Через 35-37 мин |
Через 30-32 мин |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Таблица 2
Количество уроков студентов по уровням гигиенической рациональности
№ п/п |
Факторы урока |
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
1 |
Плотность урока |
11 |
26 |
13 |
2 |
Число видов учебной деятельности |
14 |
22 |
14 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов деятельности |
18 |
17 |
15 |
4 |
Частота чередования различных видов учебной |
16 |
15 |
19 |
5 |
Наличие эмоциональных разрядок (число) |
31 |
11 |
8 |
6 |
Чередование позы |
18 |
16 |
16 |
7 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкульминуток |
3 |
1 |
46 |
8 |
Психологический климат |
20 |
23 |
7 |
9 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
15 |
27 |
8 |
На наш взгляд, подготовка будущего учителя биологии к формированию здоровьесберегающей компетенции учащихся должна осуществляться через введение в стандарт образования специальных курсов (курсов по выбору) и ставится в задачи педагогической пpaктики.
Список литературы
1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
Статья в формате PDF 108 KB...
28 03 2024 7:19:10
Статья в формате PDF 104 KB...
27 03 2024 12:37:40
Статья в формате PDF 117 KB...
26 03 2024 16:22:55
Статья в формате PDF 100 KB...
24 03 2024 8:23:32
Статья в формате PDF 351 KB...
23 03 2024 6:17:28
Статья в формате PDF 441 KB...
22 03 2024 12:13:54
Статья в формате PDF 128 KB...
21 03 2024 6:32:35
Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина (КН) и гибберелловой кислоты (ГК) и совместно с витаминами никотиновой кислотой (НК) и пантотеновой кислотой (ПК) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стeбля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...
19 03 2024 2:44:25
Статья в формате PDF 146 KB...
18 03 2024 8:32:17
Статья в формате PDF 273 KB...
17 03 2024 17:18:45
Статья в формате PDF 345 KB...
16 03 2024 22:11:35
Статья в формате PDF 323 KB...
15 03 2024 12:22:15
Статья в формате PDF 285 KB...
14 03 2024 1:10:56
Статья в формате PDF 105 KB...
13 03 2024 9:35:32
Статья в формате PDF 110 KB...
12 03 2024 8:52:15
В статье дается концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его профессиональных и жизненных приоритетов. Стиль отражает стратегию адаптации человека. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности рассматривается как функция составляющих ее эффективности. Выделено 16 вариантов стилей, в зависимости от значимых для человека составляющих эффективности его труда. В зависимости от профессиональной успешности, степени удовлетворенности трудом и ценностных ориентаций выделено 8 профессиональных стилей, хаpaктеризующих (выявляющих, демонстрирующих) хаpaктер специалиста. ...
11 03 2024 16:36:31
В статье представлены результаты микробиологического исследования сточных вод на различных этапах очистки. Применен метод ионной хроматографии (ИХ) как экспресс- метод детекции патогенов. В результате исследования выявлено наличие патогенов, таких как Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus mirabilis, Klebsiella pneumonia после механической очистки. Результаты исследования полагают необходимость совершенствования методов очистки сточных вод, используемых в различных целях. ...
09 03 2024 11:55:17
Статья в формате PDF 275 KB...
08 03 2024 9:37:36
Статья в формате PDF 104 KB...
07 03 2024 18:11:50
Статья в формате PDF 101 KB...
06 03 2024 11:46:21
Статья в формате PDF 464 KB...
04 03 2024 9:32:11
Представлены результаты исследования зерновых сушилок в условиях нормального функционирования, а также оценки их динамических хаpaктеристик в виде передаточных функций. Приведены оценки неравномерности поля температуры и влагосодержания зерна, на основании чего делается вывод о необходимости стабилизации количества тепловой энергии подаваемой в сушильную камеру. ...
03 03 2024 17:49:27
Статья в формате PDF 173 KB...
02 03 2024 21:36:50
Статья в формате PDF 132 KB...
01 03 2024 4:32:16
Статья в формате PDF 103 KB...
29 02 2024 13:31:35
Статья в формате PDF 127 KB...
28 02 2024 15:45:34
Статья в формате PDF 110 KB...
27 02 2024 12:25:28
Статья в формате PDF 111 KB...
26 02 2024 18:44:21
Статья в формате PDF 121 KB...
25 02 2024 14:44:14
Регенеративная медицина использует различный клеточный материал для замещения клеток поврежденных тканей при различных поражениях, в том числе ожогах. В статье приведены разные технологии лечения, с использованием пуповинной крови и синтомициновой эмульсии. Термический ожог - чаще встречающееся и серьезное воздействие на покровную систему. Исходя из актуальности проблемы, разработали экспериментальную модель нанесения ожогов и накожной аппликации биологически активных веществ. ...
24 02 2024 0:10:27
Статья в формате PDF 189 KB...
23 02 2024 22:40:48
В статье освящаются проблемы влияния наследственности, общего анатомо - физиологического, психологического и социально-духовного состояния организма на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. ...
22 02 2024 9:22:46
Предложен ландшафтный метод районирования торфяных месторождений. Проведен геосистемный анализ и дана хаpaктеристика торфяных ресурсов. ...
21 02 2024 20:10:42
Статья в формате PDF 108 KB...
20 02 2024 8:19:12
Статья в формате PDF 275 KB...
19 02 2024 18:15:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::