СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Социальные отношения играют весьма важную роль в жизни людей, их влияние на психологическое благополучие человека. Личностные факторы и личностные предпочтения, несомненно, влияют на то, насколько люди активно устанавливают социальные связи, на качество их отношений с другими людьми, на то, как они используют социальную поддержку и как эта поддержка ими воспринимается.
Групповая социальная поддержка, включенная в технологию формирования стрессоустойчивости, приводит к повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности. Самоактуализация, посредством социально-психологической поддержки в свою очередь, делает восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их стрессоустойчивость. Социальная поддержка оказывает благотворное влияние, как в обычной повседневной жизни, так и во время стресса. Действие социальной поддержки потенциально может включаться в двух случаях в ходе оценки стрессора и совладания со стрессом. Во-первых, она может сpaбатывать на стадии оценивания стрессора. Во-вторых, социальная поддержка может включаться на стадии преодоления стресса и сpaбатывать посредством редуцирования воздействия стресса на индивида [2].
Социальная поддержка может быть представлена в нескольких формах. Эмоциональная поддержка означает признание и принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство, инструментальная - пpaктические навыки борьбы со стрессом.
Основными этапами социальной поддержки в формировании стрессоустойчивости являются:
- установление доверия;
- исследование причин непродуктивности в стрессе;
- дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного прострaнcтва;
- дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере межличностного прострaнcтва;
- изменение привычных некоструктивных стереотипов поведения и взаимодействия;
- сущностная трaнcформация [1].
С учетом существующих социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости и психологической коррекции стрессовых состояний личности, предлагается модель их применения, представленная личностно-ориентированными, суггестивно-эмоциональными, телесно-ориентированными, когнитивно-поведенческими технологиями формирования стрессоустойчивости, реализованными в блоках социально-психологического тренинга.
Реализация модели направлена на формирование качеств стрессоустойчивости, посредством сочетания различных видов тренинга, как форм активного психологического воздействия в процессе интенсивного общения в групповом контексте. Основными видами тренинга являются: активизация социальной позиции участников группы, реструктуризация и гармонизация их мотивационной сферы, коррекция нeблагоприятных состояний, а также развитие процессов социальной перцепции, расширение «каталога деятельностей», освоение конкретных приемов и методов эффективного решения проблем в стрессовой ситуации.
При реализации предложенной модели следует придерживаться следующих правил:
1. Основным средством социально-психологической поддержки является обращение к индивидуальному опыту человека совладания с жизненными трудностями, сформированным в этом опыте навыкам саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях, стратегиям поведения в них, - то есть обращению к внутреннему ресурсу человека.
2. Важным аспектом в работе с группами по формированию стрессоустойчивости выступает активизация личностной саморегуляции: оказание помощи в обнаружении новых и восстановлении прежних ценностей, которые несут в себе позитивную, содержательную нагрузку.
3. Работа в группе должна быть сориентирована на оптимизацию деятельностного уровня саморегуляции, для чего следует осуществлять пошаговую отработку последовательных функций саморегуляции в стрессовой ситуации.
4. Отработка умений саморегуляции производится при постоянном обращении к конкретным ситуациям индивидуального опыта.
5. Важным этапом в работе с группой является диагностический. Диагностические процедуры, используемые в рамках тренинговой работы, не только диагностируют индивидуальные особенности, но и «запускают процессы рефлексии», помогая человеку более ясно осознавать личностные возможности разрешения стрессовой ситуации.
6. Использование результатов диагностирования компонентов субъективного опыта и регуляторных умений позволяет сориентировать тренинговые техники на конкретных участников группы, тем самым социально-психологическая помощь формируется соответственно особенностям адресата, с учетом его индивидуально-своеобразного жизненного опыта, в котором закрепились определенные личностные смысловые установки по отношению к себе, окружающим людям, своим достижениям и неудачам.
К общим принципам построения сценариев тренингов стрессоустойчивости можно отнести следующие:
1. Учет специфики конкретной аудитории: состава группы, целей обучения на тренинге участников группы, уровня мотивации и т.д.
2. Чередование теоретического и пpaктического материала.
3. Учет жизненного опыта участников группы в работе тренера.
4. Обмен опытом участников группы между собой.
5. Выбор форм работы обусловлен особенностями тренинговой группы (острота состояния отдельных участников, степень проработанности проблемы, уровень напряженности и др.).
6. Включение в тренинг упражнений и процедур, направленных на решение личностных проблем участников [3].
Список литературы
1. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. - 2000. - Т.21. - №4. - С. 32.
2. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009. - С. 13-31.
3. Суворова В.В. Психопрофилактика стресса. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
Статья в формате PDF 136 KB...
17 04 2024 6:24:59
Статья в формате PDF 150 KB...
16 04 2024 22:32:27
Статья в формате PDF 137 KB...
15 04 2024 0:47:18
Статья в формате PDF 109 KB...
13 04 2024 11:37:20
Статья в формате PDF 109 KB...
12 04 2024 9:11:41
Статья в формате PDF 121 KB...
11 04 2024 4:22:22
Статья в формате PDF 183 KB...
10 04 2024 3:38:33
09 04 2024 13:27:44
С помощью комплекса ядерно-физических методов, ЯМР-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного ЭМП, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
08 04 2024 10:54:32
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 5:26:35
Статья в формате PDF 313 KB...
05 04 2024 5:36:54
Статья в формате PDF 129 KB...
03 04 2024 15:25:22
Статья в формате PDF 250 KB...
02 04 2024 16:10:23
Статья в формате PDF 141 KB...
01 04 2024 23:31:59
Статья в формате PDF 133 KB...
31 03 2024 7:48:35
Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера-Шубникова. ...
30 03 2024 17:53:46
Статья в формате PDF 113 KB...
29 03 2024 20:50:30
Статья в формате PDF 125 KB...
28 03 2024 19:43:35
Статья в формате PDF 250 KB...
25 03 2024 1:44:54
Статья в формате PDF 120 KB...
23 03 2024 1:28:25
Статья в формате PDF 251 KB...
22 03 2024 14:18:15
Статья в формате PDF 241 KB...
21 03 2024 18:47:15
Статья в формате PDF 163 KB...
20 03 2024 17:49:52
Статья в формате PDF 109 KB...
19 03 2024 14:10:46
Статья в формате PDF 137 KB...
18 03 2024 22:24:29
Статья в формате PDF 100 KB...
17 03 2024 16:45:56
Статья в формате PDF 123 KB...
16 03 2024 3:31:36
Статья в формате PDF 105 KB...
15 03 2024 0:54:33
Статья в формате PDF 306 KB...
14 03 2024 18:19:14
Статья в формате PDF 257 KB...
13 03 2024 21:10:43
Статья в формате PDF 172 KB...
12 03 2024 11:49:36
Статья в формате PDF 300 KB...
10 03 2024 10:52:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::