Культура невербального общения личности: история, психология, педагогика (монография) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Культура невербального общения личности: история, психология, педагогика (монография)

Культура невербального общения личности: история, психология, педагогика (монография)

Ахьямова И.А. Статья в формате PDF 321 KB

Культура общения повсеместно является популярным предметом исследования в различных областях науки. При этом, по нашему мнению, необоснованно мало внимания уделяется культуре невербального общения личности. Исторически сложилось так, что экспансия сторонников невербального в культуре общения и их оптимизм в отношении невербальных средств встречали оппозицию идеологов вербального и интеллектуального мышления. Чтобы разобраться в причинах несколько предвзятого отношения к невербалике, необходимо напомнить распространенное некоторое время тому назад разделение субъективного мира человека на две противостоящие друг другу системы: систему образов (первосигнальную) и систему слов (второсигнальную). При этом чувственное, образное или художественное знание объявлялось близким к животному типу знаний, и лишь вербальному знанию (и мышлению, естественно) приписывалось истинно человеческое «Я».

Поэтому возврат интереса к правополушарному, образному и холистическому мышлению, а потому ко всему невербальному в его многогранности, глубине и значимости в современном мире - мире, где культура невербального общения настойчиво выходит на первый план, на наш взгляд, весьма закономерен. Несмотря на то, что в жизни каждого человека невербальное общение и его культура играют далеко не последнюю роль, знания о них, осознание их возможностей у большинства людей отсутствуют. Но, как известно, нельзя полно освоить и усвоить то, чему не уделяется должное внимание, что недостаточно понятно. Налицо проблема культурной некомпетентности в области невербального общения, которую мы в своей работе пытаемся преодолеть.

Внимание к феномену культуры невербального общения продиктовано необходимостью преодолеть информационный кризис в области невербального, уплотнить, сжать необъятную невербальную информацию, с которой имеет дело современный человек, упорядочить, гармонизировать сенсорные впечатления. Культура невербального общения понимается нами как системное личностное образование, определяющее уровень развития внутренних ресурсов, позволяющий целенаправленно использовать средства невербального общения, необходимые для построения эффективного межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения с соблюдением норм нравственности, этики, эстетики. Культура невербального общения личности является обязательным компонентом личностной культуры, обусловливается невербальными ее составляющими, постигается с учетом роли как сопутствующих вербальных сигналов, так и среды общения.

Область невербального до сих пор понимается весьма узко и включает, как правило, поведенческие проявления и особенности голоса. Культура невербального общения, безусловно, вбирает и то, и другое, но не исчерпывается только этими хаpaктеристиками. Мы считаем, что понимание поля невербальных смыслов и значений искусственно предельно сужено и не соответствует действительности. За рамки невербального несправедливо вынесены такие частные культуры как визуальная, аудиальная, хроно-проксемическая, такесическая, ольфакторная и др., которые в подавляющем большинстве НЕ речевые.

Главными объяснительными принципами в определении специфики и содержания культуры невербального общения личности стали: биосоциальная природа невербального общения, представленность в невербальном общении невербальной перцепции, невербальной коммуникации, невербальной интеpaкции, невербального поведения, связь культуры невербального общения с развитием личности.

И хотя не все в невербальном общении можно сознательно контролировать (в первую очередь сигналы тела), культуру невербального общения в ее многообразии можно и нужно формировать. Связано это с субъективными и объективными факторами воздействия ее компонентов на человека, а также с сопровождающим общение контекстом. Субъективные факторы культурного воздействия невербальных средств на человека и общение основаны, как правило, на личном невербальном опыте и индивидуальном наборе невербальных эталонов, а также на субъективном отношении и оценивании всего контекста общения. Объективными являются функционально-физиологический (позволяющий тренировать отдельные функции организма) и вибрационный (способствующий активизации биохимических процессов в клетках через вибрационное воздействие). Нетрудно убедиться, что влияние всего невербального на человека в общении происходит через вибрации (распространение которых сопровождается распространением энергии) и ритм их воздействия.

Повышению уровня культуры невербального общения личности в современном обществе препятствует, в первую очередь, отсутствие понимания специфики невербального общения, осознания всего спектра невербальных средств в их многообразии и взаимной связи, а также действенных социокультурных механизмов ценностно-нормативного ее регулирования. Кроме того, культура невербального общения связана с особой личностной установкой, особым отношением к невербальному как знаково-символическому ряду, «тексту», обладающему набором значений, которые важно, необходимо воспринимать и понимать. Личность, обладающая культурой невербального общения, имеет возможность противостоять неспособности передавать свои эмоции, защититься от натиска агрессивного окружающего прострaнcтва на фоне повсеместного манипулирования чувствами и мыслями людей. Она наиболее экологична в своих душевных проявлениях, способна на самораскрытие, ей присуще чувство эмоциональной безопасности.

В настоящее время феномен невербального общения находится, в основном, в поле зрения психологии, точнее ее раздела - социальной психологии. Педагогика сегодня занимает позицию невмешательства и зачастую игнорирования проблемы невербальной некомпетентности личности, отдав психологии право рассуждать и влиять на невербальную сторону общения и деятельности. Культура невербального общения остается в стороне от непосредственного внимания педагогов, и нам трудно представить, что ситуация изменится к лучшему самостоятельно.

Потому важными задачами настоящей работы стали сущностный анализ явления культуры невербального общения личности и выделение причин, обусловливающих исследование этого явления. Нас интересовало и содержательное наполнение модели культуры невербального общения, включающее ее ценностно-нормативные, когнитивные и материализованные проявления. Необходимо было также определить основания для классификации элементов культуры невербального общения, делающие в предлагаемом paкурсе возможным целенаправленное педагогическое воздействие на личность, пока, как правило, не осуществляемое. Мы убеждены, что в процессе становления личности неоспоримо огромна роль семьи, потому предложили читателям материалы о формировании культуры невербального общения в семье.

Монография адресована специалистам системы общего и профессионального образования, педагогам, психологам, специалистам социальной сферы, а также широкому кругу людей, интересующихся проблемами общения и разделяющих наши убеждения о первичности культуры и разнообразии ее проявлений в жизни человека и общества.



ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ (учебник для 8-9 классов)

ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ (учебник для 8-9 классов) Статья в формате PDF 127 KB...

22 04 2024 17:41:45

ХЛОР КАК ТОКСИЧЕСКИЙ АГЕНТ

ХЛОР КАК ТОКСИЧЕСКИЙ АГЕНТ Статья в формате PDF 256 KB...

12 04 2024 12:14:23

РЕГЕНЕРАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА – РЕАЛЬНОСТЬ НАШИХ ДНЕЙ

РЕГЕНЕРАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА – РЕАЛЬНОСТЬ НАШИХ ДНЕЙ В работе приводится краткий обзор достижений регенеративной медицины. Что представляет из себя регенеративная медицина, насколько реально применение ее разработок в нашей жизни? Как скоро мы сможем воспользоваться ими? На эти и другие вопросы сделана попытка ответить в данной работе. ...

10 04 2024 21:45:23

ПЕРЕХОДНЫЕ СЛОИ МЕЖДУ ПЛАЗМОЙ И АНОДОМ

ПЕРЕХОДНЫЕ СЛОИ МЕЖДУ ПЛАЗМОЙ И АНОДОМ Статья в формате PDF 128 KB...

09 04 2024 2:11:16

ВЛИЯНИЕ ГУСТОТЫ СТОЯНИЯ НА НАКОПЛЕНИЕ САХАРОВ В СОКЕ СТЕБЛЕЙ САХАРНОГО СОРГО В УСЛОВИЯХ АРИДНОЙ ЗОНЫ

ВЛИЯНИЕ ГУСТОТЫ СТОЯНИЯ НА НАКОПЛЕНИЕ САХАРОВ В СОКЕ СТЕБЛЕЙ САХАРНОГО СОРГО В УСЛОВИЯХ АРИДНОЙ ЗОНЫ Изучено влияние различной густоты стояния сахарного сорго на накопление сахаров в соке стeблей, сортов Юбилейное и Славянское поле ВС, в аридной зоне на различных типах почв. Установлено, что тип почвы дает незначительную прибавку в накоплении сахаров, но существенное влияние оказывает норма посева. Наибольшее накопления сахаров 12,6 т/га отмечено у сорта Славянское поле ВС при норме посева 100 тыс. шт. растений на 1 га. С увеличением нормы посева до 160 тыс. шт. на 1/га содержание сахаров в соке стeблей уменьшалось. ...

05 04 2024 3:10:41

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ КРОВИ ЖЕРЕБЦОВ

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ КРОВИ ЖЕРЕБЦОВ Новым методом в диагностике болезней и оценке физиолого-биохимического статуса организма животных является определение динамического поверхностного натяжения (ПН) сыворотки крови. У лошадей разного пола, возраста и породы ПН имеет ряд особенностей. Установлено, что у жеребцов разных пород наблюдаются отличия в изменениях ПН сыворотки крови с возрастом, наиболее выраженные в возрасте 7–8 лет. Наиболее специфичным показателем породы и возраста является угол наклона начального и конечного участка тензиограммы, что может быть использовано в пpaктике в качестве экспресс-контроля возраста и породы лошадей по пробам крови. При проведения измерений были получены высокие значения ПН при малых временах существования поверхности для некоторых групп животных, что может быть связано с особым соотношением компонентов (белки, липиды, соли и др.) в сыворотке крови. ...

04 04 2024 20:42:21

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...

03 04 2024 12:57:28

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных

Анализ АТФ-зависимых и кальциевых механизмов в реализации нейротропного действия аспирина и его производных Статья посвящена исследованию механизмов нейротропного действия аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка. Показано, что наличие аденозинтрифосфата во внеклеточном прострaнcтве существенно модифицирует нейротропные эффекты салицилатов. Сочетанное приложение аденозинтрифосфата с аспирином устраняет угнетение импульсной активности нейронов, вызванное индивидуальным раствором этого препарата, а совместная экспозиция аденозинтрифосфата с ацетилсалицилатами кобальта и цинка, наоборот, усиливает их активирующие эффекты. При блокировании CdCl2 и BaCl2 поступления Са2 + в нейроплазму из внеклеточной среды и внутриклеточных депо выявлено, что кальциевые механизмы не участвуют в нейротропных эффектах исследуемых салицилатов. ...

02 04 2024 0:10:56

АНАЛИЗ ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЛЖИ

АНАЛИЗ ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ЛЖИ Статья в формате PDF 251 KB...

28 03 2024 14:56:29

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ Статья в формате PDF 339 KB...

27 03 2024 3:25:55

ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 144 KB...

22 03 2024 20:58:26

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II) С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

19 03 2024 9:39:35

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И СРЕДСТВАХ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И СРЕДСТВАХ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы поддержать в ребенке стремление к освоению высших ценностей, создать условия, в которых ребенок сможет строить свою личность самостоятельно, накапливать индивидуальный познавательный опыт. Физика наряду с другими фундаментальными науками дает возможность развивать творческие способности учащихся, навыки системного мышления. ...

17 03 2024 0:27:42

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...

15 03 2024 13:29:49

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::