Развитие образного мышления в процессе обучения портретной живописи студентов художественно-графических факуьтетов
1 ЮКГУ им. М. Ауезова2 Южно-Казахстанский педагогический университет Статья в формате PDF 325 KB 1. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: сб. науч. тр. /МПГУ им. Ленина / под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Прометей, 1994. – 299 с. 2. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. – М.-Л.: Искусство, 1937. – 59 с. ил. 3. Алан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли других по жестам). – М.: Изд. дом Гитенбург, 1997. – 248 с. 4. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 323 с. ил. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – 414 с.
В статье рассматриваются задачи подготовки учителей изобразительного искусства не только в качестве педагогов, а прежде всего в воспитании художников-профессионалов. Уделяется внимание формированию образного мышления на занятиях по изобразительному искусству у студентов старших курсов художественно-графических факультетов.
Формирования образного мышление у будущих учителей изобразительного искусства состоит в изучении дидактических и методических условий эффективного развития в процессе учебной, творческой работы по декоративной протретной живописи.
Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но, прежде всего в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творческой работе. Совершенство владения своим предметом является надежным залогом успеха в педагогической деятельности. Творческий хаpaктер восприятия натуры, активность ее видения – важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который называют мироощущением художника, его отношением к окружающей действительности и искусству. Способностью образного видения действительности определяется потенциал личности художника, основанный на природных данных и развитый в процессе обучения.
Портретные задачи в декоративной живописи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение разных по своему хаpaктеру и внешним данным людей требует своеобразного цветового и тонального решений, использования различных изобразительных и композиционных средств. Л.С. Зингер отмечал, что творческое начало в работе портретиста №весьма специфично» [4, С. 28]. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, изображая того или иного человека, художник всегда должен стремиться к максимальной верности натуре, не допуская неточности в передаче сходства. «Не вымышляя своего героя, настоящий портретист всегда, однако, сочиняет художественный образ... Как всякий подлинный художник, портретист одухотворяет создаваемый образ своим творческим воображением, своими сокровенными мыслями и чувствами, своим особым отношением к оригиналу, в конечном счете, отражающего его, портретиста, взгляд на мир и человека вообще» [80, С. 28].
Образное мышление, видение человека подвергается изменению под влиянием систематической тренировки и приобретения жизненного опыта.
Смысл процесса формирования образного мышления при работе над декоративным и живописным изображением любой натуры – научить видеть и воспринимать модель с последующей трaнcформацией увиденного с целью создания художественного образа.
Для изучения процесса формирования профессиональных навыков у студентов ХГФ мы обратились к трудам известных ученых, таких как Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др. Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Большое теоретическое и пpaктическое значение для решения затронутых нами проблем имеют научные труды ученых, посвятивших свои исследования вопросам творчества и психологии восприятия, таких как – Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Я. Пономарев, Д.Н. Узнадзе, Е.И. Игнатьев, П.М. Якобсон, О.И. Никифорова и др.
Одним из актуальных направлений в плане развития образного видения является совершенствование методов обучения живописному портрету. Анализ современных методик преподавания живописи, в частности декоративной живописи портрета, показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается. Различные аспекты методики обучения декоративной и портретной живописи и композиции рассматриваются в диссертационных работах Л.И. Рындиной, В.П. Климович, Д.З. Колчиной, Е.А. Хижняк, Н.Н. Ломаевой, декоративной и портретной живописи и композиции ученных Республики Казахстана К. Ералина, И. Сманова, М. Тостемирова, Б.Е. Оспанова, Ж.С. Кенесарина, С.И. Шалабаев и др.
Обращение к разработке комплекса заданий, направленных на формирование у студентов старших курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов компонентов образного мышления, а также специальное обучение навыкам организации картинного поля и создания живописной среды (в частности на основе работы по памяти и представлению), главным образом связано с вопросом подготовки студентов к выполнению курсовых и дипломной работы по живописи в жанре портрета, художник прикладного искусства, дизайн интерьера и другие натуры, однофигурных и двухфигурных композиций. Решение композиционно-живописных задач в таких работах требует хорошо развитой зрительной памяти, творческого воображения, умений и навыков в целенаправленной обработке натурного материала и полученных впечатлений. В рамках разработанной нами методики, работа над изображением человека по памяти представляет собой воспроизведение ранее наблюдаемого или изображаемого с натуры человека или другие натуры, так как решение задач, связанных с выражением изменчивости хаpaктера и чувств портретируемого связано с умением художника, представить и изобразить то, что в данный момент им не воспринимается.
При этом основная цель заданий состоит в том, чтобы наиболее верно передать ранее увиденное, и попытаться выразить в этюде определенное настроение модели.
Методологической основой статьи явились: психологическая теория личности (Выгодский А.С., Леонтьев А.Н,, Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Ядов В.А. Тойчанов М.Г. и др.); культурно-историческая концепция (Выгодский А.С.); концепция понимания народного искусства как части культуры мира (Некрасова М.А.).
Учитывались концептуальные позиции философов и искусствоведов, которые определяют роль общекультурных ценностей и традиции в становлении человека. При этом особое место занимали труды Воловича Л.А., Злотниковой Т.С., Комарова М.С., Разумного В.А. и др.Также интерес представляли работы, связанные с историей возникновения и развития декоративно – прикладного искусства республики Казахстан, его видами и формами существования, состоянием на современном этапе (К. Ералин, И. Сманов., М. Тастемиров, Ж. Кошенов и др.). По теории и пpaктические значение развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов Казахстанской национальной педагогической университета им. Абая (Б.Е. Оспанов., С.Ш. Шалабаев, Ж.С. Кенесарина, М.Б. Молдабеков, А.К. Шолбаев, К.С. Кошенов и др.).
Педагогические методы П.П. Чистякова представляют для нас особую ценность, так как в ходе обучения он подводил учеников к образному пониманию поставленной перед ними натуры, что позволяло учащимся конкретизировать свои представления об образе в портрете. Например, завершающим заданием с живой натуры в его системе обучения являлось упражнение «на образ», в котором наряду с требованием рисунка делался акцент на общее цветовое состояние, изображение окружающей обстановки.
Анализируя существующую программу обучения, следует отметить согласованность содержания заданий по рисунку, живописи, композиции, истории искусства. Перед основательным изучением живописи портрета на третьем курсе, студенты со второго курса изучают основы изображения головы человека по рисунку. По композиции портретные задания даются на третьем курсе. По истории искусства изучение казахской портретной живописи приходится на четвертый курс, что позволяет студентам после ознакомления на пpaктике с живописью головы человека целенаправленно изучать творчество художников-портретистов, методы выполнения ими произведений.
Следует отметить также состояние художественных фондов кафедр, поскольку для системы обучения живописи, особенно портретной, художественные фонды являются не только хранилищем студенческих работ, но главным фондом наглядных пособий для учебных занятий, экспозицией истории методики преподавания рисунка, живописи и композиции на факультете.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• в области изучения путей и методов создания художественного образа в портретном жанре накоплен большой теоретический и пpaктический опыт, который не всегда целенаправленно изучается и используется преподавателями;
• на художественно-графических факультетах педагогических вузов в данный момент не существует разработанной, методически обоснованной системы упражнений, направленных на развитие образного мышления в процессе обучения декоративной и портретной живописи;
• исследование формирования образного мышления у студентов в процессе работы над живописным изображением человека или другой натурой выступает важнейшим условием совершенствования специальной и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства с ориентацией на активную творческую деятельность.
Статья в формате PDF 114 KB...
28 03 2024 0:46:13
27 03 2024 1:22:55
Статья в формате PDF 125 KB...
25 03 2024 19:50:12
Статья в формате PDF 115 KB...
24 03 2024 20:54:37
Статья в формате PDF 137 KB...
23 03 2024 6:37:17
Проведен анализ результатов многолетних исследований по выявлению состава и объема видового разнообразия,расположенных в наземных экосистемах региона. Наибольшая видовая насыщенность отмечена в среднегорной части района – темнохвойных лесах, где господствует пихта кавказская (запас на исследуемых территориях – 3950 тыс.м3, сомкнутость от 0,5 до 0,9). Нижний подъярус составляют бук восточный, эндемики – дуб скальный, липа кавказская, третичные реликты: граб кавказский, тис ягодный.Геоботанические описания экосистем субальпийских лугов Лагонакского нагорья(1500 м н.у.м.) показал всего 39 видов растений, что говорит о низком видовом богатстве этого сообщества. Число видов на площади 16 м2 изменялось от 7 до 26, в среднем 14,3 вида. Проективное покрытие почвы цветковыми растениями в среднем составляет 19 %. Экосистемы субальпийских лугов хаpaктеризуются высокой относительной численностью животного населения при сравнительно небольшом количестве видов. Здесь доминирует полевка кустариниковая – 51,3 %, обычны – крот кавказский– 2,0 %, другие виды редки, но хаpaктерны – бурозубка кавказская– 6,4 %, мышовка кавказская, а вдоль ручьев – полевка Роберта – 8,2 %. Регулярное сенокошение лугов приводит к обеднению флористического состава, снижению общей высоты травостоя и как следствие, к деградации, выпадению бурозубки кавказской, крота кавказского и полевки прометеевой, численность которых падает до 1,0 %. В результате антропогенного пресса в экосистемах горных поясов, первоначальная структура растительного и животного состава изменена почти на 70 % исследуемой территории. Экосистемы, сформированные в каменных осыпях, криволесьях, парковых лесах региона хаpaктеризуются богатым видовым составом и эндемичностью (от 30 до 70 %). Наиболее эффективным способом сохранения редких видов является охрана их в местах естественного обитания на особо охраняемых территориях. Необходимо выделить эталонные участки с редкими и уязвимыми видами и контролировать с учетом их экологических особенностей (например, горные склоны Пшеха-Су и Фишт с видами – лисохвост пушистоцветковый, лютик Елены, лапчатка чудесная, овсяница кавказская, овсяница джимильская; серна,тур западнокавказский,улар кавказский). ...
22 03 2024 5:45:22
Статья в формате PDF 206 KB...
21 03 2024 11:20:18
Статья посвящена решению проблемы рекуперации осадка отстойников целлюлозно-бумажной промышленности. Предложено использовать золу шлам-лигнина в качестве высоко эффективного сорбента сточных вод различного состава. ...
20 03 2024 12:45:48
19 03 2024 0:11:13
Статья в формате PDF 114 KB...
18 03 2024 6:38:56
Для налаживания лесной аренды и рационализации лесопользования, прежде всего, в части заготовки кругляка выборочными рубками деревьев по долгосрочным проектам освоения лесов, требуется сортиментацию проводить непосредственно в конкретном лесном древостое, причем задолго до проведения самой заготовки древесины. На основе применения биотехнических закономерностей и простой шкалы качества сортиментов показана методика сортиментации лесных деревьев. ...
17 03 2024 1:23:21
Статья в формате PDF 121 KB...
16 03 2024 5:51:30
Статья в формате PDF 263 KB...
15 03 2024 20:12:37
Статья в формате PDF 114 KB...
14 03 2024 9:35:55
Статья в формате PDF 130 KB...
13 03 2024 3:29:46
В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на cмepтность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение cмepтности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...
12 03 2024 1:23:33
В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания школьников, какую роль может играть в эстетическом воспитании подрастающего поколения творчество Расула Гамзатова. ...
11 03 2024 10:33:33
Статья в формате PDF 294 KB...
10 03 2024 10:58:39
Статья в формате PDF 119 KB...
09 03 2024 21:20:10
Статья в формате PDF 298 KB...
08 03 2024 15:50:55
Статья в формате PDF 167 KB...
07 03 2024 13:27:44
Описаны причины развития и особенности лечения больных воспалительными заболеваниями лобных пазух в регионе Северного Кавказа по данным Ростовской ЛОР клиники и ЛОР кафедры Ставропольской Медицинской Академии. Рассмотрены направления в совершенствовании метода трепанопункции в этих клиниках. ...
06 03 2024 3:50:57
05 03 2024 19:14:25
Статья в формате PDF 265 KB...
04 03 2024 20:50:49
Статья в формате PDF 122 KB...
03 03 2024 1:49:11
Статья в формате PDF 100 KB...
02 03 2024 1:37:30
Статья в формате PDF 123 KB...
29 02 2024 22:36:42
Статья в формате PDF 296 KB...
28 02 2024 6:39:18
Статья в формате PDF 100 KB...
27 02 2024 12:48:15
Статья в формате PDF 106 KB...
26 02 2024 12:34:29
Статья в формате PDF 102 KB...
25 02 2024 0:22:22
Статья в формате PDF 238 KB...
24 02 2024 4:17:51
Выбрать оптимальный метод введения больных в период реабилитации после черепно-мозговой травмы. Материалы и методы: За 2011 год в Новокуйбышевской центральной городской больницы пролечено 960 пострадавших с черепно-мозговой травмой, из них 780 пострадавших с сотрясением головного мозга. Все пациенты с сотрясением головного мозга, первых семь дней находились на стационарном лечении в условиях травматологического отделения. Под наблюдением врачей нейрохирурга, травматолога, невролога и окулиста, проводилась дегидратационная и симптоматическая терапия. После первой недели стационарного лечения данных пациентов разделили на три равных группы по 260 человек и в дальнейшем их вели по- разному. Результаты: Удовлетворительные результаты лечения получены в первой группе у 252 пациентов (97%), у второй группы 243 пациентов(93%), а в третьей 156 пациентов (60%). Один день дневного стационара в травматологическом отделение в Новокуйбышевской центральной городской больницы НЦГБ стоит 360 рублей, а один день дневного стационара, стоит 190 рублей. Таким образом стоимость лечения пациентов первой группы = (7 + 7)·360 = 5040 рублей, стоимость лечения пациентов второй группы = 7·360 + 7·190 = 2520 + 1330 = 3850 рублей, стоимость лечения пациентов третьей группы = 7·360 = 2520 рублей. Из данных расчетов видно, что пациенты третьей группы, требует меньше расходов, но к сожалению, у них намного хуже результаты лечения. Результаты лечения пациентов первой и второй группы пpaктически одинаковы, а стоимость пациентов второй группы намного меньше. ...
23 02 2024 6:24:12
Статья в формате PDF 113 KB...
22 02 2024 23:57:35
Статья в формате PDF 109 KB...
21 02 2024 4:18:59
Статья в формате PDF 129 KB...
20 02 2024 10:12:13
19 02 2024 3:20:26
Статья в формате PDF 296 KB...
18 02 2024 11:52:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::