ПОЖИЗНЕННОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ – ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПОЖИЗНЕННОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ – ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЖИЗНЕННОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ – ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Диденко Н.Н. 1 Дементьев М.С. 1
1 ГОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Статья в формате PDF 361 KB

Рассмотрена современная система образования, основанная, главным образом, на получении конкретного предметного знания. Между тем лавинообразное увеличение информации в современном мире, особенно в будущем, в принципе не позволяет решить проблему образования в рамках предметного подхода. Более перспективным представляется заложить в основу образования систему (технологию) приобретения знаний: запоминание, наблюдение, анализ и синтез, поиск и систематизация информации, использование технических средств и т.д. Показано, что даже в царской школе технологиям усвоения знаний придавалось большее значение, чем в настоящее время. Таким образом, основой педагоги будущего должно стать самообразование. Для этого необходимо разработать технологию развития этой способности к самообразованию у учащихся. В целом это возможность самостоятельного освоения общечеловеческих компетенций в начале обучения и высокопрофессиональных на завершающем этапе образования.

Проблема реформы образования всегда была актуальной, а в настоящее время стала просто необходимой. Прежде всего, это связано с экспоненциальной интенсивностью развития науки в последние столетия. Одним из первых это заметил В.И. Вернадский 150 лет со дня рождения, которого приходится на 2013 год. В своем десятом условии становления и существования ноосферы он указал на необходимость создания «продуманной системы народного образования». В его время (вторая половина XIX века) в России происходили великие реформаторские движения. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, наметились и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни». Реформой образования заинтересовались поистине великие русские люди: Пирогов Н.И., Ушинский К.Д., Толстой Л.Н. и др.

Базовыми в царской школе были, кроме закона Божьего, были логика, естествознание, география, языки, искусство и законоведение. В совокупности это позволяло учащемуся кроме конкретных знаний овладевать пpaктикой запоминания, лексики, правописания, а что еще важней комбинаторикой полученных знаний. Это позволяло в оставшейся профессиональной жизни даже перестраиваться, овладевать новым знанием. Тем более, что социально-научное развитие происходило еще относительно медленно.

Принципиальные изменения произошли во второй половине 20 века. Например, согласно отчету корпорации EMC, объем информации во всем мире увеличивается более чем в два раза каждые два года и в 2011 году уже создано и реплицировано 1,8 зеттабайт данных.

Вместе с тем основой современного образования остается предметная педагогика, которая нацелена на получения конкретных фактов по отдельным отраслям знания. Можно долго дискутировать на тему возможностей объема усвоения знаний человеческим мозгом. Однако, очевидно, что при существующей системе образования для обычного среднего человека обучение может осуществляться в сторону все большей специализации за счет потери универсализма. Но даже в этом случае лавина все возрастающей информации требует постоянного переучивания за счет сброса «лишней» информации.

В связи с тем, что человек еще и обязан работать получается, что пожизненное обучение в рамках учебных заведений это не возможно. В то же время потребность такого обучения стало реальным фактом. Но в этом случае, учитывая быстрое устаревание предметных (конкретных) знаний, главным становится не столько их познание, а именно способов его добычи. Но как раз этому, особенно в средней и высшей школе, уделяется минимальное внимание.

С современной технологической (методологической) точки зрение обучение лучше всего представлено в детской игрушке – кубики, из которых собираются картинки. Каждый отдельный кубик – это предметное конкретное знание. Возможно, что в современной школе ему дается даже излишне большое, часто излишне углубленное. Желательно что бы в перспективе это знание было ограничено лишь не стареющими базовыми знаниями в соответствии со специализацией образования (гуманитарное, техническое и т.д.). При несоответствии направлению отдельные предметные основы должны быть ограничены лишь до уровня общечеловеческого понимания, без излишней детализации. Например, зачем историку знать в детальных подробностях законы, по которым работают электрические системы (школьная физика).

Важнее другое. В детском саду и начальной школе, как ни как, но учат писать, считать, запоминать, сравнивать и т.д. Далее считается, что ученик или студент сам должен выработать для себя систему усвоения конкретных знаний, систему их анализа и синтеза. Считается, что учащийся может выработать подобные способности на примерах выполнения различных пpaктических заданий (формулы, стихи, лабораторные и т.д.).

По нашему мнению в этом и заключается основная ошибка современного образования. Даже в царской школе присутствовало обучение логике. У нас этот предмет забыт, хотя считается, что он компенсируется изучением в основном обучением математике. Но математическая логика очень ограничена и не сравнима с общей логикой. Понимание необходимости перестройки образования существует, но принципиальное направление этого не определено, что приводит к системе «шараханья», латанию дыр, административному диктату.

На самом деле образование должно быть посвящено технологиям обучения, а не конкретным предметным знаниям, которые изменяются все более стремительно. Однако технологии запоминания, анализа и синтеза, систематизации знаний и их поиска не известны не только большинству учащихся, но и большинству преподавателей. Между тем только человек, который знает эти способы, способен к самообразованию, выбору и поиску необходимого материала. Роль преподавателя в предметном смысле все более и более должна превращаться в консультационную, а не обучающую. При этом важнейшей задачей предметной педагогики становится постоянный отбор для учащихся нового, а в случае опережения, и перспективного материала, отбpaковка «старого», формирование объема знаний, который возможно усвоить в соответствие с физиологическими особенностями человека и освоенной технологией обучения.

Это задевает и другую часть образования, которая сегодня подразумевается, но исполняется лишь попутно (факультативно, формально). Это воспитание, которое пpaктически не обеспечено учебным процессом, да и понимается слишком упрощенно, лишь как поведенческие реакции. Главное, что именно воспитание и должно стать на уровень предметного, обязательного, особенно, в юном возрасте. Между тем, в воспитание современной личности, кроме тяги к знаниям необходимо, как минимум, включать:

• физическую культуру (вместо уроков, как минимум две физзарядки);

• гигиену (личную, общественную, пoлoвую, пищевую, техническую и т.д.);

• поведение в ЧС;

• экономику;

• правоведение и многое другое (искусство, политика и т.д.).

И все это в юности ежедневно, на базе не столько теоретических, но, главным образом, пpaктических знаний и навыков с доведением их автоматизма, рефлекторной потребности. Необходимо признать, что самовоспитание, особенно, в молодости, вероятнее всего утопическая мечта. Отсюда кто решил, что воспитание это назидание, а не реальный учебный процесс?

Это никак не согласуется с существующей в образовании ситуации. Даже в школе ученики перегружены конкретными знаниями, которые в реальной жизни им не никогда понадобятся. Интеpaктивность на уроках в большинстве случаев это до сих пор административная легенда. Отсюда апатия к обучению, поиск других видов деятельности, которые, к сожалению, чаще всего, имеют негативное значение.

В ВУЗах чтение лекций, чаще всего, превращается в зачитывание учебников, а не разъяснение сути проблемы, показа перспектив развития науки общества. К тому же большинство студентов понимают, что в дальнейшем все равно придется переучиваться в соответствии с конкретным видом деятельности в будущем. Отсюда у студентов преобладает не стремление к обучению, а рабская необходимость отбывания на занятиях. Студентов «спасает» от скуки лишь наличие в их руках электронных систем (телефоны, планшеты), которые позволяют им присутствовать на занятиях, но быть в другом мире.

Другое дело, если бы студенты понимали важность изучаемых технологий для своей дальнейшей жизни, не зависимо от сложившейся в дальнейшем карьеры и жизненных обстоятельств. Таким образом, главным для обучаемого должно стать не химия, история или что-то еще, а способы и умения найти и усвоить необходимые в данный момент знания самостоятельно. Возможно, при минимальной консультативной поддержке специалиста-педагога. Предметные знания должны остаться лишь на уровне общего понимания процессов в технике, естествознании, обществознании и искусстве.



О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ Статья в формате PDF 122 KB...

19 04 2024 5:25:31

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРУЙНОЙ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРУЙНОЙ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ Статья в формате PDF 115 KB...

13 04 2024 3:57:27

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В ТРАВЕ ОВСА ПОСЕВНОГО

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В ТРАВЕ ОВСА ПОСЕВНОГО Изучен химический состав травы овса посевного. Качественными реакциями обнаружены аминокислоты, крахмал и флавоноиды. Разработана методика спекторофотометрического определения суммы аминокислот по реакции с нингидрином. Установлено, что в траве овса содержится до 1% аминокислот в пересчете на кислоту глютаминовую. ...

10 04 2024 17:45:33

СОРБЕНТЫ ИЗ ОТХОДОВ ТЭС

СОРБЕНТЫ ИЗ ОТХОДОВ ТЭС Статья в формате PDF 422 KB...

07 04 2024 6:32:23

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO Статья в формате PDF 110 KB...

06 04 2024 19:41:36

Г.А. НАСЕР О ПРИЧИНАХ И ПРЕДПОСЫЛКАХ РЕВОЛЮЦИИ

Г.А. НАСЕР О ПРИЧИНАХ И ПРЕДПОСЫЛКАХ РЕВОЛЮЦИИ Статья в формате PDF 112 KB...

05 04 2024 8:16:16

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 101 KB...

27 03 2024 7:15:32

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ И ИНДУКЦИОННОЙ МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ НЕЙРООПТИКОПАТИЕЙ И ГЛАУКОМОЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ И ИНДУКЦИОННОЙ МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ НЕЙРООПТИКОПАТИЕЙ И ГЛАУКОМОЙ Проведен сравнительный спектральный анализ биоэлектрической активности головного мозга по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ) и индукционной магнитоэнцефалографии (МЭГИ) пациентов с хронической формой ишемической нейрооптикопатии и глаукомой. Выявлен ряд особенностей, хаpaктеризующих наличие данных видов патологий у исследуемых, проявляющихся десинхронизацией работы полушарий, а так же повышением амплитуды спектральной оценки определенных частотных диапазонов МЭГИ и ЭЭГ. У пациентов с ишемической нейрооптикопатией выявлены признаки усиления тонуса адренорецепторов артериальных сосудов, а так же увеличение амплитуды медленных электрических потенциалов. Наличие глаукомы хаpaктеризовалось усилением тонус адренорецепторов гладкой мускулатуры, а так же ослаблением парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы. Сравнительный анализ не показал статистически значимых отличий показателей МЭГИ и ЭЭГ. ...

25 03 2024 7:29:36

МЕХАНИКА

МЕХАНИКА Статья в формате PDF 250 KB...

18 03 2024 11:12:21

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::