ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ
1 Гимназия № 105 Статья в формате PDF 265 KB 1. Майорова-Щеглова С.Н. Молодое поколение и новые средства массовой информации: мифы и реальность // Вестник РГГУ. – 2010. – № 3(46). – С. 224–231.
Острое нeблагополучие, хаpaктерное для состояния культуры в нашем обществе, особенно проявляется в сфере книжной культуры детства. Педагоги, библиотекари, родители уже несколько лет интенсивно обсуждают падение интереса детей к чтению (особенно литературной классики), снижение его престижа. Ведутся дискуссии на эту тему, но реальной картины, показывающей причины подобной ситуации, у нас нет. При анализе рассматриваемой проблемы, прежде всего, необходимо учесть, что особенностью современной социокультурной ситуации является бурное развитие средств массовой коммуникации. К традиционным средствам - печать, государственное теле и радиовещание в настоящее время добавляются интернет, кабельное телевидение, DVD. Печатная культура, ядром которой было печатное слово, книга постепенно сменяется информационно-технологической культурой, концентрирующейся вокруг электронных носителей информации. Широкое распространение электронных информационных носителей, которые делают информацию любого содержания (от оцифрованного текста до видеофильма) доступной в любом месте и в любое время свидетельствуют о постепенном уходе «Галактики Гуттенберга» со сцены жизни современного молодого человека. На смену читающему «типографскому человеку» пришел массовый потребитель аудиовизуальной продукции. Активное развитие информационных технологий постепенно вытесняет печатные издания (прежде всего, книги) на периферию массового интереса. И прежде всего это касается молодого поколения, которое не покупает книги, потому что «качает» необходимые для обучения фолианты из сети Интернет. Наибольшим спросом в книжных магазинах пользуются учебная и детективно-приключенческая литература, то есть издания, не предназначенные для формирования домашних библиотек с целью постоянного обращения к полюбившемуся изданию. Сравнительные опросы (1998 и 2005 гг.) московских школьников выявили, что количество подростков, увлекающихся компьютерными играми возросло с 27,6 до 44,9 % (разность 17,3 %), так же, как и количество подростков, путешествующих по компьютерной сети, - с 4,6 до 12,8 % (разность 8,2 %), а также тех, кто обменивается информацией по компьютерной сети, – с 5,3 до 12,2 % (разность 6,9 %). Наиболее заметное изменение – уменьшение значимости чтения книг как формы проведения досуга с 49,1 до 18,1 % (разность 31 %). Однако исследование, проведенное российскими социологами показывает, что одновременно существенно выросла значимость чтения газет и журналов – с 36,2 до 52,8 % (разность 16,6 %). Из этого социологи делают выводы, что дети привыкают к более короткому «кванту» печатной информации [1, с. 225]. Если обратиться к опыту стран, прошедших стадию перехода детей от чтения книги к развлекательным компьютерным играм, что увидим, что там ситуация, квалифицируемая как «катастрофа с чтением», привела к принятию и проведению разнообразных программ по «стимуляции чтения», «терапии чтения» и объединению всех специалистов, работающих с детской книгой. По-видимому в нашей стране также наблюдаются признаки «кризиса» детского чтения, одной из причин которого стала экспансия электронных средств информации. Однако государственные программы по восстановлению интереса детей к чтению, стимулированию литературного образования подрастающего поколения пока даже не рассматриваются.
Вторая причина упадка интереса к книге, по-видимому, связана с социальными условиями воспитания детей в семье. Сегодня семья как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры, претерпела существенную трaнcформацию. За последнее десятилетие усилилась дифференциация семей по уровню дохода, а также по хаpaктеру культурных запросов. Неравенство возможностей («нервный старт») проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным образованием детей занимаются с раннего детства, тогда как в других не занимаются вообще. Дети приходят в школу, резко различаясь по уровню литературного развития, умению читать и писать (по принципу - «в школе научат»), знанию произведений детской литературы, литературных героев, умению связно пересказать даже короткий текст. Невзирая на это школа предъявляет единые требования к чтению и литературному обучению детей, заложенные в школьных программах и списках по внеклассному чтению. В результате подобной унификации с возрастом появляется тенденция к нивелированию уровня литературного развития детей, что особенно пагубно отражается на наиболее способных из них.
Следует в данном контексте сказать еще об одной проблеме, касающейся социальной депривации детей в сфере культуры. Кризисное состояние библиотек усиливается сегодня в условиях роста цен на книги. Сокращаются возможности комплектования как городских, так и школьных библиотек разнообразной литературой, необходимой для развития школьников, тогда как библиотека иногда является единственным источником знакомства с книгой.
По мнению специалистов, сегодня можно говорить об острой потребности подрастающего поколения в квалифицированных помощниках для освоения литературной культуры (сюда относятся учителя, библиотекари, родители). Вместе с тем, проблема отказа от чтения, прекращения чтения, ослабления интереса к хорошей (классической) литературе не так проста, как кажется. Мотивация чтения имеет прямое отношение к «качеству» детской литературы - ее художественным достоинствам, степени доступности юным читателем, а также к содержанию. Детская литература советского периода в настоящее время отторгнута вследствие излишней идеологизации. И, как это часто случается, «с водой выплеснули и ребенка». Ушли из круга детского чтения герои революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, сюжеты пионерского детства. Что же осталось? Педагоги, библиотекари, писатели с тревогой обсуждают острую нехватку книг о современной жизни детей, об их реальных проблемах, отмечают, что обращение к новым, современным темам не коснулось литературы для детей. Накладываясь одна на другую, перечисленные проблемы все сильнее отчуждают детство от литературной культуры. Во многом это обусловлено тем, что государственные структуры управления не уделяют должного внимания изучению системы «ребенок - культура», не признают приоритета исследований детства в ряду социальных исследований и, естественно, недостаточно финансируют соответствующие проекты. Исследовательская база по изучению детского чтения делится на «библиотечное чтение», «чтение по школьной программе», «досуговое чтение» и т.п. Искусственно вычлeняются различные части литературного образования, которые рассматриваются под разными углами зрения, и, как правило, вне связи с широким социокультурным контекстом.
Рассматривая детскую литературу как часть литературной системны, можно увидеть, по каким ее разделам шло у нас накопление социального знания - при этом выявляется отсутствие работ по целому ряду направлений. В русле исследований чтения детей и подростков традиционно изучался только один элемент литературной системы - читатель. Другие элементы - издатель, писатель, критик, да и сам концепт «детская литература» пpaктически оказались вне поля зрения специалистов. Слабо изучена книгоиздательская политика в области детской литературы, почти не изучена читательская аудитория «детских» авторов, да и сами эти авторы постепенно исчезают.
В ближайшем будущем можно ожидать усиления отчуждения детей от литературы и чтения. Задача заключается в том, чтобы затормозить этот процесс на основе многоаспектных научных исследований литературного образования детей.
Статья в формате PDF 136 KB...
25 04 2024 0:42:33
Статья в формате PDF 322 KB...
23 04 2024 1:48:19
Статья в формате PDF 126 KB...
22 04 2024 2:40:23
Статья в формате PDF 103 KB...
21 04 2024 15:33:32
Статья в формате PDF 101 KB...
20 04 2024 1:16:57
Статья в формате PDF 282 KB...
19 04 2024 23:34:41
Статья в формате PDF 305 KB...
17 04 2024 8:25:20
Статья в формате PDF 630 KB...
16 04 2024 21:55:36
Статья в формате PDF 102 KB...
15 04 2024 17:32:44
Представлены результаты использования дернообразующих сортов растений в биоремедиации нефтезагрязненных земель в почвенно-климатических условиях Якутии. Установлено влияние растений на ускорение процессов биологической очистки мерзлотных почв от загрязнений. Использование растений с развитой корневой системой в качестве заключительного этапа рекультивации позволяет сократить сроки перевода нарушенных земель в состояние, соответствующее безопасному уровню, который хаpaктеризует способность почв к естественному самоочищению. ...
14 04 2024 21:18:34
Статья в формате PDF 104 KB...
13 04 2024 23:52:19
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 15:59:46
Статья в формате PDF 141 KB...
11 04 2024 23:55:11
Статья в формате PDF 301 KB...
10 04 2024 15:12:22
Рассмотрен вопрос получения модифицированного высокотемпературным воздействием в присутствии гидропероксида пинана олигомерного продукта из отходов производства СК. Исследован процесс получения водноолигомерноантиоксидантной дисперсии на его основе. Проведена оценка влияния добавки данной дисперсии на процесс выделения каучука из латекса. ...
08 04 2024 8:13:18
Статья в формате PDF 110 KB...
06 04 2024 1:23:40
По мере прогрессирования ВИЧ-инфекции наблюдается дисбаланс в выработке цитокинов, хаpaктеризующийся переключением Тh-1 ответа на Тh-2. Это, в свою очередь, приводит к прогрессированию иммуносупрессии и развитию оппортунистических инфекций. Определено, что IFN-γ, IL-2, IL-4, IL-10 и TGFβ могут обладать разнонаправленным действием в зависимости от локальных условий. Оценка иммунологических параметров может определять прогноз развития заболевания и коpрегировать интенсивность противовирусной терапии. ...
05 04 2024 21:30:48
Статья в формате PDF 121 KB...
04 04 2024 12:41:39
Статья в формате PDF 172 KB...
03 04 2024 4:56:40
Статья в формате PDF 250 KB...
02 04 2024 11:43:43
Статья в формате PDF 131 KB...
01 04 2024 23:51:40
Статья в формате PDF 111 KB...
31 03 2024 13:27:37
Статья в формате PDF 279 KB...
30 03 2024 21:35:35
Статья в формате PDF 112 KB...
29 03 2024 4:13:49
Статья в формате PDF 120 KB...
26 03 2024 10:46:42
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2024 1:21:34
Статья в формате PDF 115 KB...
24 03 2024 16:46:11
Получены уравнения конвекции и конвективной диффузии двухкомпонентных смесей в магнитном поле. Исследованы различные частные случаи. Решена задача о конвективном движении смеси вблизи вертикальной пластины, на поверхности которой происходит гетерогенная химическая реакция. Библиогр. 4 назв. ...
23 03 2024 18:26:23
В статье рассмотрено техническое решение инженерной экологии, которое может быть использовано при мониторинге качества проб речной воды тестированием роста корней определенных видов тестовых растений. ...
21 03 2024 5:25:15
Статья в формате PDF 395 KB...
20 03 2024 19:33:57
Статья в формате PDF 276 KB...
19 03 2024 15:46:53
Представлены результаты опытов биологической рекультивации на отвалах Мирнинского ГОКа. ...
18 03 2024 10:48:39
Статья в формате PDF 249 KB...
17 03 2024 10:39:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::