КУРС «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ». НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КУРС «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ». НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ

КУРС «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ». НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ

Швецова Е.И. 1
1 Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Статья в формате PDF 270 KB

В настоящее время в мире живут около 3000 национальностей в более 200 странах и регионах мира. В России проживают 143 млн человек – представители более 180 национальностей (этнических групп). Около 80 % населения России составляют русские. В условиях многонациональной России проблема межэтнических отношений является чрезвычайно важной и актуальной. Особенно эта проблема актуальна для руководителей различного уровня, которые в ходе своей работы сталкиваются с межнациональными проблемами на уровне своего села, района, области, округа и т.д.

В нашем Сибирском федеральном округе проживает 20,5 млн человек (14,3 % населения России), представители более 130 национальностей. Действуют более 500 национально-культурных автономий и центров, более 1800 религиозных организаций и около 40 конфессий. Курс «Этнопсихология» призван помочь будущим руководителям (выпускникам) лучше узнать этнические и культурные особенности групп населения, с тем, чтобы учитывать эти особенности в своей будущей работе.

Содержание этнопсихологических исследований – установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и хаpaктером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики члeнов исследуемых общностей – с другой. Данные исследования в большинстве своём носят эмпирический, сравнительно-описательный хаpaктер. Эти проблемы нуждаются в освещении и изучении в образовании, следовательно, становятся необходимыми и актуальными в теоретическом и пpaктическом плане курса «Этнопсихология».

Теоретико-методологической основой курса «Этнопсихология» являются работы Крысько В.Г., Лурье С.В., Налчаджян А.А., Платонова Ю.П., Стефаненко Т.Г. и Интернет-ресурсы по этнопсихологии и смежным дисциплинам кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ и др.

В курсе предусматривается анализ истории, современных достижений и теорий ведущих научных школ в области этнопсихологии и выработку студентами профессионального отношения к сложным проблемам, происходящим в мульти культурном окружающем мире. С целью совершенствовать организацию учебного процесса, его интенсификации необходим поиск новых подходов в обучении с упором на самостоятельную работу студентов и активные формы учебного процесса, а также индивидуализацию обучения.

Курс предполагает самостоятельную работу студентов, включающую творческие работы, доклады, рефераты, микроисследования, работу в малых группах, дискуссии и т.д.

Ставится цель – вызвать интерес у студентов к этнопсихологии; к выполнению самостоятельной работы; к результату; наполнить занятия разными формами его проведения.

Студентам-психологам и студентам специальности международные отношения было предложено кроме традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия) провести в группах конференции на тему «Этнопсихологические особенности народов мира» (Народы России, народы Ближнего и Дальнего зарубежья). Материалы конференций (доклады-презентации, на титульном листе которых представлен автор с фотографией) записаны на диски и подарены оформленные диски студентам на память. Этот подход в обучении (за последние четыре года) позволил значительно активизировать самостоятельную учебную работу студентов по этнопсихологии. Дополнительно на диск в качестве подарка записаны некоторые презентации – лекции автора, презентации по странам и народам и интересные творческие работы представителей разных народов.

Самостоятельная работа студента как учебно-познавательный процесс имеет свои этапы: первый этап – умение самостоятельно работать с информацией и текстом; второй этап – выполнение заданий творческого хаpaктера; третий этап, в данном случае, – доклад-презентация на конференции «Этнопсихологические особенности народов мира».

В настоящее время в условиях обострения внимания всей общественности к национально-социальным проблемам возрастает их роль в образовании и подготовке управленческих кадров для профессиональной деятельности в условиях многонационального населения и усиливающиеся в последнее время международные контакты.

Автором в образовательном процессе используются материалы собственных этнопсихологических исследований 27 разных народов и народностей России, ближнего и дальнего зарубежья и опыт научно-организационной работы автора как ученого секретаря Региональной межведомственной комиссии по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера, которая была создана специальным постановлением СМ РСФСР(№ 397 от 21 июля 1981 г.) на базе СО АН СССР, СО АМН СССР и ВАСХНИЛа.

Особый интерес у студентов вызывают примеры из опыта участия автора в подготовке и представлении материалов научных исследований для Совета Министров СССР и РСФСР при рассмотрении вопросов экономического и социального развития районов проживания народностей Севера (Магаданская, Камчатская и Сахалинская области, Красноярский и Хабаровский край) и в подготовке и проведении Первого съезда малочисленных народов Севера в Кремлевском Дворце Съездов (г.Москва); 1-го Международного Детского Конгресса «Дети мира: традиционная культура и здоровье» в Детском Центре «Океан» (г.Владивосток); в разработке в соответствии с социальным заказом Госкомсевера РСФСР целевой комплексной программы «Дети Севера» как часть программы «Дети России».

С каждым годом возрастает число людей, посещающих зарубежные государства в качестве туристов и деловых партнеров. В международный бизнес активно включается все больше людей, часто не обладающих опытом международного общения. Ими в сферу бизнеса вносится существенный элемент национальной специфики. Хотя участники международного общения придерживаются, в общем-то, сходных этических норм и правил, тем не менее, национальные и культурные особенности способны оказаться весьма значимыми в межличностных и деловых отношениях.

Обычно при близком совпадении интересов сторон, то есть при сотрудничестве, различия национального хаpaктера, манер поведения и образа мышления заметно не проявляют себя. Однако, стоит только возникнуть разногласиям или конфликтам, как эти различия начинают играть важную роль. Таким образом, необходимо быть готовым к возможному проявлению «непредвиденных» действий, поступков, решений со стороны своих иностранных коллег и заблаговременно выработать оптимальные тактику и стратегию во взаимоотношениях с ними. А для этого надо знать особенности их национального хаpaктера, специфику их образа жизни и манеры поведения.

Автором в учебном процессе используется личный опыт взаимодействия с народами разных стран : поездки в США – в том числе в поселения северо-американских индейцев, на Кубу, в страны Европы, в многонациональные Китай и Индия и др.

Иллюстративный раздаточный материал, используемый для проведения лекционных и семинарских занятий, углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе; создание условий для вовлечения студентов в коллективную поисково-исследовательскую деятельность совместно с преподавателем, выступление с докладом-презентацией на конференции – все это значительно повышает интерес студентов и их активизацию самостоятельной учебной работы по этнопсихологии.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО СЕПАРАТОРА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО СЕПАРАТОРА Статья в формате PDF 116 KB...

23 04 2024 13:56:35

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO Статья в формате PDF 110 KB...

21 04 2024 10:54:20

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ B2B В ДИСТРИБУТОРСКОЙ КОМПАНИИ

Статья в формате PDF 119 KB...

19 04 2024 13:46:40

ВЛИЯНИЕ НОВОГО СУТОЧНОГО РИТМА НА СООТНОШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ЯЙЦА ЯПОНСКИХ ПЕРЕПЕЛОК В НАЧАЛЕ ЯЙЦЕКЛАДКИ

ВЛИЯНИЕ НОВОГО СУТОЧНОГО РИТМА НА СООТНОШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ЯЙЦА ЯПОНСКИХ ПЕРЕПЕЛОК В НАЧАЛЕ ЯЙЦЕКЛАДКИ В работе впервые приведены данные по соотношению отдельных составных частей яиц японских перепелок, выращенных в новых суточных ритмах. В начале яйцекладки средний масса желтка у опытных птиц больше на 1,0 %, масса белка у контрольных больше на 1,04 % от общего веса яйца. Масса скорлупы у обеих групп в начале яйцекладки одинакова .У опытных птиц между весом яйца и весовыми долями желтка и белка установлена прямая коррелятивная связь. Между массами яйца и желтка –слабая (r = +0,335), между массами яйца и белка – тесная(r = +0,999), между массами желтка и белка(r = +0,549) – средняя корреляция.). Отношение белка к желтку у контрольных яиц больше на 0,08 %. ...

18 04 2024 19:18:54

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ У ЧЕЛОВЕКА

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ У ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 295 KB...

17 04 2024 17:27:43

Взаимовлияние многолетних трав в агрофитоценозах

Взаимовлияние многолетних трав в агрофитоценозах Статья в формате PDF 107 KB...

15 04 2024 6:33:51

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОГО ТРАВМАТИЗМА

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОГО ТРАВМАТИЗМА Статья в формате PDF 112 KB...

12 04 2024 10:38:24

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ На основании анализа прострaнcтвенного размещения редких и уникальных для Кемеровской области растительных сообществ рассматривается возможность оптимизации пpaктического сохранения регионального биоразнообразия. В качестве возможного механизма охраны предлагается вариант локального изменения размеров водоохранных зон путем делегирования органам местного самоуправления права принятия оперативных решений при определении их границ. ...

07 04 2024 16:13:47

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ Статья в формате PDF 108 KB...

06 04 2024 15:34:10

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА Статья в формате PDF 124 KB...

05 04 2024 19:32:40

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Статья в формате PDF 199 KB...

30 03 2024 4:57:52

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И  β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

28 03 2024 17:40:58

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ. ...

22 03 2024 9:49:49

ТАЛАЛАЕВ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ

ТАЛАЛАЕВ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ Статья в формате PDF 142 KB...

21 03 2024 21:21:30

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ Статья в формате PDF 179 KB...

17 03 2024 0:11:16

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::