КУРС «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ». НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ
1 Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Статья в формате PDF 270 KB
В настоящее время в мире живут около 3000 национальностей в более 200 странах и регионах мира. В России проживают 143 млн человек – представители более 180 национальностей (этнических групп). Около 80 % населения России составляют русские. В условиях многонациональной России проблема межэтнических отношений является чрезвычайно важной и актуальной. Особенно эта проблема актуальна для руководителей различного уровня, которые в ходе своей работы сталкиваются с межнациональными проблемами на уровне своего села, района, области, округа и т.д.
В нашем Сибирском федеральном округе проживает 20,5 млн человек (14,3 % населения России), представители более 130 национальностей. Действуют более 500 национально-культурных автономий и центров, более 1800 религиозных организаций и около 40 конфессий. Курс «Этнопсихология» призван помочь будущим руководителям (выпускникам) лучше узнать этнические и культурные особенности групп населения, с тем, чтобы учитывать эти особенности в своей будущей работе.
Содержание этнопсихологических исследований – установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и хаpaктером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики члeнов исследуемых общностей – с другой. Данные исследования в большинстве своём носят эмпирический, сравнительно-описательный хаpaктер. Эти проблемы нуждаются в освещении и изучении в образовании, следовательно, становятся необходимыми и актуальными в теоретическом и пpaктическом плане курса «Этнопсихология».
Теоретико-методологической основой курса «Этнопсихология» являются работы Крысько В.Г., Лурье С.В., Налчаджян А.А., Платонова Ю.П., Стефаненко Т.Г. и Интернет-ресурсы по этнопсихологии и смежным дисциплинам кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ и др.
В курсе предусматривается анализ истории, современных достижений и теорий ведущих научных школ в области этнопсихологии и выработку студентами профессионального отношения к сложным проблемам, происходящим в мульти культурном окружающем мире. С целью совершенствовать организацию учебного процесса, его интенсификации необходим поиск новых подходов в обучении с упором на самостоятельную работу студентов и активные формы учебного процесса, а также индивидуализацию обучения.
Курс предполагает самостоятельную работу студентов, включающую творческие работы, доклады, рефераты, микроисследования, работу в малых группах, дискуссии и т.д.
Ставится цель – вызвать интерес у студентов к этнопсихологии; к выполнению самостоятельной работы; к результату; наполнить занятия разными формами его проведения.
Студентам-психологам и студентам специальности международные отношения было предложено кроме традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия) провести в группах конференции на тему «Этнопсихологические особенности народов мира» (Народы России, народы Ближнего и Дальнего зарубежья). Материалы конференций (доклады-презентации, на титульном листе которых представлен автор с фотографией) записаны на диски и подарены оформленные диски студентам на память. Этот подход в обучении (за последние четыре года) позволил значительно активизировать самостоятельную учебную работу студентов по этнопсихологии. Дополнительно на диск в качестве подарка записаны некоторые презентации – лекции автора, презентации по странам и народам и интересные творческие работы представителей разных народов.
Самостоятельная работа студента как учебно-познавательный процесс имеет свои этапы: первый этап – умение самостоятельно работать с информацией и текстом; второй этап – выполнение заданий творческого хаpaктера; третий этап, в данном случае, – доклад-презентация на конференции «Этнопсихологические особенности народов мира».
В настоящее время в условиях обострения внимания всей общественности к национально-социальным проблемам возрастает их роль в образовании и подготовке управленческих кадров для профессиональной деятельности в условиях многонационального населения и усиливающиеся в последнее время международные контакты.
Автором в образовательном процессе используются материалы собственных этнопсихологических исследований 27 разных народов и народностей России, ближнего и дальнего зарубежья и опыт научно-организационной работы автора как ученого секретаря Региональной межведомственной комиссии по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера, которая была создана специальным постановлением СМ РСФСР(№ 397 от 21 июля 1981 г.) на базе СО АН СССР, СО АМН СССР и ВАСХНИЛа.
Особый интерес у студентов вызывают примеры из опыта участия автора в подготовке и представлении материалов научных исследований для Совета Министров СССР и РСФСР при рассмотрении вопросов экономического и социального развития районов проживания народностей Севера (Магаданская, Камчатская и Сахалинская области, Красноярский и Хабаровский край) и в подготовке и проведении Первого съезда малочисленных народов Севера в Кремлевском Дворце Съездов (г.Москва); 1-го Международного Детского Конгресса «Дети мира: традиционная культура и здоровье» в Детском Центре «Океан» (г.Владивосток); в разработке в соответствии с социальным заказом Госкомсевера РСФСР целевой комплексной программы «Дети Севера» как часть программы «Дети России».
С каждым годом возрастает число людей, посещающих зарубежные государства в качестве туристов и деловых партнеров. В международный бизнес активно включается все больше людей, часто не обладающих опытом международного общения. Ими в сферу бизнеса вносится существенный элемент национальной специфики. Хотя участники международного общения придерживаются, в общем-то, сходных этических норм и правил, тем не менее, национальные и культурные особенности способны оказаться весьма значимыми в межличностных и деловых отношениях.
Обычно при близком совпадении интересов сторон, то есть при сотрудничестве, различия национального хаpaктера, манер поведения и образа мышления заметно не проявляют себя. Однако, стоит только возникнуть разногласиям или конфликтам, как эти различия начинают играть важную роль. Таким образом, необходимо быть готовым к возможному проявлению «непредвиденных» действий, поступков, решений со стороны своих иностранных коллег и заблаговременно выработать оптимальные тактику и стратегию во взаимоотношениях с ними. А для этого надо знать особенности их национального хаpaктера, специфику их образа жизни и манеры поведения.
Автором в учебном процессе используется личный опыт взаимодействия с народами разных стран : поездки в США – в том числе в поселения северо-американских индейцев, на Кубу, в страны Европы, в многонациональные Китай и Индия и др.
Иллюстративный раздаточный материал, используемый для проведения лекционных и семинарских занятий, углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе; создание условий для вовлечения студентов в коллективную поисково-исследовательскую деятельность совместно с преподавателем, выступление с докладом-презентацией на конференции – все это значительно повышает интерес студентов и их активизацию самостоятельной учебной работы по этнопсихологии.
Статья в формате PDF 307 KB...
24 04 2024 15:57:50
Статья в формате PDF 105 KB...
22 04 2024 13:29:40
Статья в формате PDF 225 KB...
20 04 2024 18:58:53
Статья в формате PDF 119 KB...
19 04 2024 13:46:40
В работе впервые приведены данные по соотношению отдельных составных частей яиц японских перепелок, выращенных в новых суточных ритмах. В начале яйцекладки средний масса желтка у опытных птиц больше на 1,0 %, масса белка у контрольных больше на 1,04 % от общего веса яйца. Масса скорлупы у обеих групп в начале яйцекладки одинакова .У опытных птиц между весом яйца и весовыми долями желтка и белка установлена прямая коррелятивная связь. Между массами яйца и желтка –слабая (r = +0,335), между массами яйца и белка – тесная(r = +0,999), между массами желтка и белка(r = +0,549) – средняя корреляция.). Отношение белка к желтку у контрольных яиц больше на 0,08 %. ...
18 04 2024 19:18:54
Статья в формате PDF 123 KB...
16 04 2024 17:43:34
Статья в формате PDF 121 KB...
14 04 2024 6:29:23
Статья в формате PDF 115 KB...
13 04 2024 9:44:18
Статья в формате PDF 259 KB...
11 04 2024 23:27:14
Статья в формате PDF 250 KB...
10 04 2024 15:57:50
Статья в формате PDF 323 KB...
09 04 2024 5:50:17
Статья в формате PDF 113 KB...
08 04 2024 6:50:30
На основании анализа прострaнcтвенного размещения редких и уникальных для Кемеровской области растительных сообществ рассматривается возможность оптимизации пpaктического сохранения регионального биоразнообразия. В качестве возможного механизма охраны предлагается вариант локального изменения размеров водоохранных зон путем делегирования органам местного самоуправления права принятия оперативных решений при определении их границ. ...
07 04 2024 16:13:47
Статья в формате PDF 315 KB...
04 04 2024 15:32:58
Статья в формате PDF 141 KB...
03 04 2024 1:32:12
Статья в формате PDF 127 KB...
02 04 2024 17:33:23
01 04 2024 23:15:58
Статья в формате PDF 144 KB...
31 03 2024 18:18:45
Статья в формате PDF 110 KB...
29 03 2024 1:44:36
В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...
28 03 2024 17:40:58
Статья в формате PDF 274 KB...
27 03 2024 13:15:22
Статья в формате PDF 100 KB...
26 03 2024 12:23:29
Статья в формате PDF 107 KB...
25 03 2024 8:49:28
Статья в формате PDF 255 KB...
24 03 2024 6:17:33
Статья в формате PDF 216 KB...
23 03 2024 3:46:22
Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ. ...
22 03 2024 9:49:49
Статья в формате PDF 105 KB...
20 03 2024 16:31:41
Статья в формате PDF 103 KB...
19 03 2024 4:21:14
Статья в формате PDF 144 KB...
18 03 2024 17:49:25
Статья в формате PDF 114 KB...
16 03 2024 21:21:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::