ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Плоткина Л.Н. Статья в формате PDF 123 KB

Инновационный хаpaктер современных социальных процессов в стране четко прослеживается, в том числе, и в сфере высшего профессионального образования. Подписание Россией Болонской декларации показывает приверженность государства идеям интеграции, гуманизации и гуманитаризации образования. Вместе с тем, современная социокультурная ситуация и трaнcформация российского общества в значительной степени обострили проблему адаптации формирующейся личности к социальным условиям. «Мы столкнулись сегодня с очень сложной ситуацией, - отмечает д.пс.н., профессор Д.И. Фельдштейн - когда глобальные изменения (экономические, технологические, социальные) преобразовали все стороны жизни общества и, главное, обусловили качественные изменения самого человека - его восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, его жизненных ритмов, прострaнcтва деятельности, структуры отношений, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия»(1).

Это, в свою очередь, все более активизирует задачу подготовки в новых условиях активной целеустремленной личности, проявляющей высокий уровень профессиональной культуры, адаптивной к складывающимся в профессиональном и социальном сообществах нормам и ценностям, обладающей способностью конструктивно преодолевать стрессовые ситуации жизнедеятельности.

Однозначно можно констатировать, что в общественном сознании созрело понимание необходимости кардинальной перестройки социально-психологической атмосферы в системе высшего профессионального образования через определение в качестве ключевой тенденции ориентации на максимальное развитие инновационных способностей будущих специалистов, а также их социально-психологической компетентности, что позволит повысить эффективность процесса профессионально-личностного становления.

Многие отечественные исследователи сходятся во мнении, что в профессионально-личностном аспекте «становление» - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека как личности, ее индивидуальности в профессиональной деятельности. Этот процесс понимается исследователями как целостный феномен, включающий в себя компоненты объективного хаpaктера - престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы, а также компоненты субъективного хаpaктера - отношение личности к профессии, к себе, как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности (2,3).

В этом случае понятия личность и профессионал находятся в диалогических отношениях, обусловленных взаимовлиянием личности и деятельности. Фактором развития как личностного, так и профессионального процесса становления, выступает внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации. Но при этом соотношение личностного и профессионального имеет "неравнозначную целостность", т.к. на начальном этапе этого процесса источником профессионального становления является уровень личностного развития. На последующих же стадиях профессиональное становление начинает доминировать над личностным. В этом случае влияние личности на свое профессиональное становление может расцениваться как позитивное (выбор профессии, обеспечение профессиональной адаптации, стимуляция профессионального творчества и развитие профессионального мастерства) и в то же время как негативное, препятствующее становлению личности профессионала (отсутствие позитивной мотивации деятельности, наличие личностных качеств, мешающих профессиональной деятельности).

Вместе с тем, система высшего образования, обусловленная многоплановой деятельностью всех ее участников обоюдно должна обеспечивать развитие у будущих специалистов мотивационно-ценностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, социально-психологических профессионально важных качеств. С этой точки зрения, продуктивность профессионально-личностного становления будет зависеть от реализации в процессе обучения ряда условий:

  • объективных (социально-психологические);
  • субъективных (мотивация, направленность, цель);
  • субъективно-объективных (совместимость, гуманизация педагогического процесса).

Хочется также отметить, что в юношеском возрасте принципиально важно формирование собственно личной психологически зрелой идеологии взаимодействия личности с миром и самим собой, в том числе и в аспекте ее профессионального становлении.

Однако, реальность такова, что многие современные юноши и дeвyшки не могут достичь социальной идентичности, они страдают от бесцельности и неопределенности своего существования. Самовыражение и индивидуализация современных молодых людей превалирует во всех сферах жизнедеятельности на фоне отсроченной зрелости как результата зависимости от родителей (их социального статуса, финансовых возможностей и связей в обществе), что провоцирует инфантильный хаpaктер как личностного, так и профессионального становления молодежи.

Следовательно, современная система высшего профессионального образования должна помочь формирующейся личности будущих специалистов перейти в своем поведении от опоры на среду и внешнего регулирования средой к опоре на себя, на саморегуляцию, что и составит основу достижения зрелости, в том числе и в ее профессиональном становлении. При этом неотъемлемой составляющей системы высшего профессионального образования должна стать принципиальная ее нацеленность на личностное ориентирование будущих специалистов именно с учетом индивидуальных особенностей каждого.

В ходе наших рассуждений можно констатировать что, именно через целенаправленное создание условий, способствующих развитию ответственности, активности, через стимулирование к самовоспитанию, которое, в свою очередь, приведет к самоопределению, должен строиться современный образовательный и воспитательный процесс в высшей школе.

Причем, в инновационной аспекте, личность будущего специалиста должна рассматриваться во всеобъемлющей целостности, как природно-социальный и культурно-профессиональный феномен, включающий индивидные, личностные, субъектно-деятельностные хаpaктеристики, подразумевающие уникальность и неповторимость ее индивидуальности.

В ходе поиска эффективных условий и средств психолого-педагогической поддержки профессионального становления будущих специалистов мы видим объективную необходимость разработки рекомендаций для содержательно-методического обеспечения указанного образовательного, в основу которого должна быть положена совокупность четырех взаимосвязанных подсистем - образование, саморазвитие, мониторинг и оптимизация, базирующихся на интегративном подходе. Это, в свою очередь, позволит по-нашему мнению придать образовательному процессу инновационный хаpaктер и решить актуальную проблему высшей школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n2/n3/22801_full.shtml Глобальные изменения в обществе обусловливают качественные изменения самого человека - интервью с Д.И. Фельдштейном.
  2. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / Под ред. В.А. Баpaбанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -424с.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001.- 480 с.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Наука и школа. - 2003. - № 1. - С. 5-22.


ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ Статья в формате PDF 220 KB...

07 04 2024 15:14:55

НУЖЕН ЛИ МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

НУЖЕН ЛИ МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ? Статья в формате PDF 307 KB...

04 04 2024 0:54:17

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО РИСКА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО РИСКА Статья в формате PDF 281 KB...

16 03 2024 10:17:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::