РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В СИНТЕЗЕ ХРАМОВЫХ ИСКУССТВ (монография) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В СИНТЕЗЕ ХРАМОВЫХ ИСКУССТВ (монография)

РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В СИНТЕЗЕ ХРАМОВЫХ ИСКУССТВ (монография)

Ярешко А.С. Статья в формате PDF 138 KB

Православные колокольные звоны в России - высокое достижение сакральной духовности и отечественной культуры. Появившись на Руси тысячу лет назад вместе с христианским мировоззрением, колокольные звоны органично развивались в контексте храмовых искусств, народного музыкального творчества, достигнув высочайшего расцвета своих семантических свойств на основе национальных традиций. Если храмовая архитектура, иконопись, богослужебное пение в своих истоках опиралось на византийское «подобие», то становление стиля русских православных звонов, выявление в них жанровых начал имело основной глубинный исток - молитвенный континуум. Процесс развития звонов шел по внутренним законам энергии искусства на основе традиционного национального мировоззрения звонарей и общей культуры Древней Руси. В результате возникла новая, уникальная по способу выражения стилевая и жанровая система колокольной музыки, тесно связанная с комплексом храмовых искусств, с народным музыкальным творчеством, бытующая по законам фольклорной концептуальности, но не потерявшая генетической связи с первоистоком. Музыка православных звонов, исполнение её музыкантами-звонарями, её сакральная и эстетическая сущность представляют собой искусство исключительного своеобразия, ценность которого давно осознанна государством, церковью, выдающимися деятелями культуры, композиторами-классиками, равно как и всем православным народом. Колокольные звоны - это необычайно важный, уникальный, художественно своеобразный вид искусства, занимающий своё достойное место в национальном наследии отечественной культуры.

Эта особая значимость православных колокольных звонов в истории общества, выполнение ими важной коммуникативной функции: охват звуковой энергией великого прострaнcтва страны, а в итоге - объединение народа в его верности ценностям Православия, Родины, духовности послужили для автора монографии отправным пунктом в его работе по их изучению.

Исследование колокольных звонов России осуществлялось автором различными путями: изучение музыки звонов, запечатлённой в творчестве великих русских композиторов - Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова, Свиридова; изучение литературы прошлых веков - от летописных источников, свидетельств иностранных путешественников о России, описаний колоколов на звонницах, музыкальных впечатлений очевидцев от их музыки и т.д.; наконец, пожалуй, главное - запись колокольных звонов в различных уголках страны, там, где они ещё сохранились, встречи и беседы с потомственными звонарями, постижение их искусства - всё это стало основой монографии.

Автором подведён своего рода итог исторического, этнографического и музыкального материалов, накопленных на современном этапе изучения данного искусства. поэтому содержание монографии охватывает различные его аспекты: историю возникновения и развития колокольных звонов на Руси от их истоков до апофеозного этапа на рубеже 19-20 веков, раскрывает особую сакральную роль православных звонов в синтезе храмовых искусств, освещает феномен звонаря православного храма, как музыканта продуцирующего от периода монашеского «послушания», до звонаря-виртуоза. Но главное - в монографии вскрывается музыкальная стилистика православных колокольных звонов от их «внутреннего» истока - колокольного звука с его неповторимыми акустическими особенностями. В работе последовательно освещаются канонические формообразующие средства музыки звонов как основы стилистики: благовест как молитвенный континуум (канон-исток); структурно-техническая каноничность в виде особого ансамбля колоколов православной звонницы, сложившегося в течение столетий в пpaктике звонарей, устройства колокольни и развеске колоколов; выявляются стилевые особенности формообразующих средств и их важнейший элемент - остинатный принцип развёртывания музыкальной формы.

Особый раздел - народно-национальные основы православных звонов, где доказывается диалектика народного и национального в их содержании через уникальность становления собственного музыкального «словаря», нов итоге - проявившегося в системе традиционных для народного искусства законов творчества.

Как итог анализа музыкальной стилистики, последующая глава монографии обобщает жанрово-каноническую типизацию православных колокольных звонов. В ней православная колокольная музыка освещается как часть духовного сознания народа в её становлении и динамике развития в контексте творческой, музицирующей деятельности человека, одухотворённой особой сакральной идеей. В данном разделе освещается разнообразие семантических структур звонов, их типизация, которые оттачивались в недрах теологического сознания в течение сотен лет. Звоны погрeбaльные, будничные, праздничные, а среди них - перезвоны, красные, трезвоны, наконец, особо функционирующие - встречные, целодневные, свадебные, малиновые - всё это жанровая система православной колокольной музыки, ставшая её духовной парадигмой. Монография обобщает путь развития храмовых искусств как процесса реализации молитвы в иконопись, богослужебное пение, колокольный звон.

Данное исследование даёт возможность использовать его не только в научной, но и в пpaктической деятельности, как своего рода пособие для пpaктикующих звонарей, музыкантов, связанных с церковным искусством, композиторов, создающих национальную музыкальную палитру в своём творчестве.

Монография прошла пpaктическую апробацию и служит основополагающим учебно-методическим пособием для школ и учебных курсов по искусству колокольного звона. Так, в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова с 1992 года автором данной работы ведётся факультатив «Колокольное искусство», где студенты изучают теорию колокольного искусства, основываясь на данной монографии, и пpaктически осваивают технику колокольного звона.

Подобные факультативы при активном участи автора монографии - президента Ассоциации колокольного искусства России - созданы в Краснодарском университете культуры и искусств, Сызранском колледже искусств, Орловском институте культуры и искусств и других учебных заведениях, а также в автономно действующих школах и курсах колокольного звона при храмах и Епархиях, где монография является основным учебно-методическим пособием.

Приведённые расшифровки звонов, записанные от потомственных звонарей различных регионов России, дают возможность оценить их подлинную традицию и продолжать её в современной деятельности по возрождению великого национального наследия.



ГЕМОРЕОЛОГИЯ И МОЗГОВОЙ КРОВОТОК У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ ГНОЙНЫМИ СИНУИТАМИ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ

ГЕМОРЕОЛОГИЯ И МОЗГОВОЙ КРОВОТОК У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ ГНОЙНЫМИ СИНУИТАМИ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы. ...

17 04 2024 7:13:19

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАКАТЫВАНИЯ ВАЛОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАКАТЫВАНИЯ ВАЛОВ Статья в формате PDF 263 KB...

15 04 2024 15:55:36

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Успехи и перспективы развития эмбриологии Статья в формате PDF 104 KB...

12 04 2024 13:43:18

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 372 KB...

06 04 2024 22:12:27

КУЗНЕЦОВА ЗИНАИДА МИХАЙЛОВНА

КУЗНЕЦОВА ЗИНАИДА МИХАЙЛОВНА Статья в формате PDF 282 KB...

03 04 2024 20:29:23

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ Сравнительным исследованием костного мозга больных, перенесших острую и хроническую кровопотери, установлено, что после острой кровопотери общее количество миелокариоцитов, количества эритрокариоцитов и гранулоцитов были существенно меньше аналогичных показателей морфологического состава костного мозга после хронической кровопотери. Уменьшение содержания гранулоцитарных миелокариоцитов после острой кровопотери было обусловлено резким снижением количества их созревающих форм, чего не наблюдалось после хронической кровопотери. При этом содержание в костном мозге зрелых форм гранулоцитов было одинаковым после обоих видов кровопотери. Уменьшение содержания в костном мозге после острой кровопотери созревающих форм гранулоцитов сопровождалось значительным уменьшением индекса созревания нейтрофилов, что свидетельствует об ускорении их созревания и выброса в кровеносное русло. Для хронической кровопотери была хаpaктерна эритроидная гиперплазия костного мозга. ...

02 04 2024 12:34:14

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ В РОССИИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ В РОССИИ Статья в формате PDF 269 KB...

28 03 2024 22:39:46

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ Статья в формате PDF 118 KB...

20 03 2024 15:11:53

ЦИТОКИНОВАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПОКРОВНЫХ ТКАНЕЙ

ЦИТОКИНОВАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПОКРОВНЫХ ТКАНЕЙ Статья в формате PDF 163 KB...

13 03 2024 4:32:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::