БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Белова О.А. Статья в формате PDF 128 KB

Физиология развивающегося организма - традиционное направление исследований, ведущее своё начало от основоположников отечественной физиологии А.А. Ухтомского,
Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Орбели, которые придавали большое значение онтогенетическому аспекту исследований, как для понимания общих механизмов и закономерностей формирования физиологических систем, так и для выяснения особенностей формирования его на разных этапах индивидуального развития. В стандартах медицинского и биологического образования особое место занимает курс «Возрастной анатомии и физиологии». Оптимальная организация учебного процесса по этой дисциплине требует четкого структурирования прострaнcтве и во времени различных видов учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы. Настоящее пособие отражает содержание и дидактическое обеспечение прохождения указанной учебной дисциплины.

Важнейшей частью «Возрастной анатомии и физиологии» является раздел о влиянии внешней среды, её макро - и микросоциальных факторов на рост и развитие детского и подросткового организма. В настоящее время существует ряд доступных, не требующих длительного времени и дорогостоящего оборудования методик, позволяющих получать информацию о психофизиологической готовности детей к обучению в школе и прогнозировать особенности их адаптации к учебной нагрузке с возможностью проведения скрининг-диагностики здоровья, внедрение их в режим жизнедеятельности. Весь курс строится так, чтобы лекции, по возможности, предшествовали лабораторный пpaктикум, и являлись закреплением сведений, даваемых на лекциях. Большой объём постоянно возрастающей учебной информации, сжатые сроки освоения дисциплины, делают необходимым поиск различных наиболее оптимальных форм обучения, и контроля усвоения знаний студентов. Использование современного технического оснащения (компьютерного тестирования, аппаратно-программных комплексов, кино - и видео фильмов, слайдов, презентаций, наглядных пособий, атласов, таблиц, муляжей, слайдов, тематических стендов и др. способствует облегчению предложенного материала для изучения. Составленная «Комплексная программа» рассчитана на 72 учебных часа, из которых 16 часов отводится на лекции, 20 - на лабораторные занятия и 36 часов - на самостоятельную работу. Цель дисциплины: создание у студентов небиологических специальностей целостного представления о жизнедеятельности человеческого организма на различных этапах его развития и формирования. Организм - это сложная, динамическая, саморегулирующая система, которая постоянно взаимоствует с раздражителями внутренней и внешней среды организма с окружающей средой, происходящие в ней изменения и реагирует на них в строгом соответствии с потребностями организма (гомеостатические константы). Данный курс должен сформировать у студентов естественнонаучное мировоззрение, правильный взгляд на собственный организм, основанный на понимании законов его функционирования. Необходимо воспитать постоянное, компетентное внимание к анатомическим и физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, условий жизнедеятельности, функциональных нагрузок. Студенты, прослушавшие курс дисциплины, должны иметь представление о нормальных показателях индивидуального здоровья (гомеорезис) и закономерностях физического и психофизиологического развития организма. Для развития инициативы и проявления более глубокого интереса к изучаемой дисциплине необходимо организация самостоятельной работы дома (написание рефератов, решение задач и т.д.). С этой целью вводиться отдельная тетрадь для домашних заданий и лабораторного пpaктикума, которая по теме каждого занятия состоит из следующих разделов: указание к выполнению заданий; ответы студента к заданиям; заметки в ходе самоподготовки и на занятиях лабораторного пpaктикума; протокол лабораторного занятия. В первую графу вносят указания для письменного ответа из ориентировочной карты соответствующей темы, во - вторую - письменные ответы во время самостоятельной работы. Третья графа служит для заметок во время самоподготовки и на лабораторном занятии. Четвертая - это протокол определенной лабораторной работы (одной или более), который состоит из цели, хода работы, полученных результатов и выводов с объяснением. Иногда к некоторым лабораторным работам добавляются специальные теоретические вопросы по теме, на которые необходимо ответить студенту после выполнения лабораторного пpaктикума. Доступная современная литература значительно расширяет и дополняет тот объем информации, который имеется в учебнике и может быть использована не только для самоподготовки, но и для выполнения УИРС и НИРС с учетом профилизации факультетов. Структура дисциплины: курс состоит из трёх модулей: I. «Введение в возрастную физиологию»;II.«Частная возрастная физиология»; III «Интеграция физиологических функций организма в возрастном аспекте». Первый модуль курса - является основополагающим для формирования идеологии дисциплины и должен быть чётко проработан. В дальнейшем представление о целостности организма, взаимосвязи всех систем органов человека в условиях взаимодействия с окружающей средой, закономерностях роста и развития отражено во всех разделах. Особенно это касается модулей II и III. Модуль III «Интеграция физиологических функций организма в возрастном аспекте» - самый сложный во всей программе и должен быть изучен особенно тщательно. Для понимания работы любого органа и организма в целом нужно представлять себе его строение. В программе представлены основные необходимые схемы в рамках изучения курса «Возрастной анатомии и физиологии», облегчающие понимание основных закономерностей сравнительной физиологии. Помимо содержания учебного материала так же приведены формы текущего, этапного и первичного контроля усвоения знаний, примерные темы рефератов, программированный контроль, перечень пpaктических навыков, глоссарий. В современных условиях развитие возрастной физиология в вузах переживает своеобразный этап развития новых подходов. К ним относится о - системный подход, хаpaктеризующейся рядом моментов, из них отметим некоторые:1.Изучением закономерностей организма с точки зрения биосистемы; 2. Наличием в системе двух и более связей, особое внимание уделяется системообразующим связям. В случаях изучения организма как целого (системогенез) возникает необходимость постановки проблемы целеполагания, истолковывая ее в плане современного кибернетического подхода. Во многих случаях возникает необходимость учитывать развитие систем в эволюционном плане. Подход к учебному материалу является адекватным методологическим подходом для изучения функционирования живых организмов. Современные системные исследования дали глубокую критику механистическому мировоззрению, показали необходимость изучения новых проблем возрастной анатомии и физиологии, направленных па разработку понятий «организация», «управление», «связь», «целеполагание», и др. Системный подход - одна из существенных форм оптимизации учебного процесса. Все темы программы заканчиваются краткими планами занятия, в которые добавлен необходимый объём материала, контрольными вопросами, основной и дополнительной литературой. Ответы на большинство вопросов заключаются в простом воспроизведении прочитанного. Вопросы второго уровня, требующие более глубокого осмысления материала, отмечены знаком *.

Материал программы следует изучать в той последовательности, в которой он представлен, иначе нарушится логика его восприятия. Учебный материал более высокого уровня сложности или дополнительный (для углубленного изучения предмета) выделен шрифтом, отличающимся от основного текста. Курсивом даны основные понятия и термины, а жирным шрифтом - некоторые моменты изложения, заслуживающие особого внимания. Дополнительные лабораторные работы выделены и оцениваются отдельно. Кроме содержания лекционного и учебного материала, так же приведены формы текущего, первичного, этапного контроля усвоения знаний, примерные темы рефератов, программированный контроль. Пособие может быть использовано студентами медицинских учебных заведений, аспирантами, а также учителям общеобразовательных учреждений.



ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...

16 04 2024 15:31:56

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ DELPHI: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ DELPHI: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ Статья в формате PDF 425 KB...

13 04 2024 6:18:20

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: ПОКАЗАТЕЛЬ ПЛОЩАДИ КОНТАКТА ЭПИТЕЛИЙ-СТРОМА

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: ПОКАЗАТЕЛЬ ПЛОЩАДИ КОНТАКТА ЭПИТЕЛИЙ-СТРОМА Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...

09 04 2024 4:47:54

В ГОД КРОЛИКА – О КРОЛИКЕ!

В ГОД КРОЛИКА – О КРОЛИКЕ! Статья в формате PDF 244 KB...

04 04 2024 12:18:17

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья в формате PDF 92 KB...

01 04 2024 3:29:42

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С «ПРЕДТРОМБОТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ» ПРИ ЦЕРЕБРОФАЦИАЛЬНОЙ ТРАВМЕ У БОЛЬНЫХ С ГНОЙНЫМИ СИНУИТАМИ

В работе представлены данные по усовершенствованию методов коррекции нарушений гемостаза у больных с гнойными синуситами при черепно-мозговой травме. Показано, что метод внутрипазушной гепаринотерапии, как компонент комплексного лечения пациентов с гнойными синуситами в остром периоде церебро-фациальной травмы, позволяет эффективно коррегировать гиперкоагуляционные нарушения гемостаза и осуществлять профилактику связанного с этим нарушения синдрома ДВС. ...

26 03 2024 2:37:34

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...

21 03 2024 23:49:32

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИНЕЙНЫХ И НЕЛИНЕЙНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИНЕЙНЫХ И НЕЛИНЕЙНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА Механизмы «хаотической» составляющей в динамике сердечного ритма недостаточно еще ясны и была предпринята попытка выявить их на основе совместного анализа линейных и нелинейных показателей. Показано, что коэффициент корреляции между этими показателями не превышает 0,5. Высказано предположение, что нерегулярные изменения сердечного ритма являются проявлением избирательного усиления одних и подавления других периодических процессов в динамике кардиоритма, как результат различных регуляторных влияний. ...

19 03 2024 21:45:51

ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ: НОВЫЙ КРИТЕРИЙ И ШКАЛА

ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ: НОВЫЙ КРИТЕРИЙ И ШКАЛА Статья в формате PDF 277 KB...

17 03 2024 7:11:39

ПОВЫШЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ УДЕРЖИВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДСОРБЦИОННЫХ КАПИЛЛЯРНЫХ КОЛОНОК

ПОВЫШЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ УДЕРЖИВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДСОРБЦИОННЫХ КАПИЛЛЯРНЫХ КОЛОНОК Одним из главных факторов, определяющих межлабораторную воспроизводимость газохроматографических индексов удерживания, является редко принимаемая во внимание их зависимость от соотношения хаpaктеризуемых и реперных компонентов. Показано, что данная зависимость в разной степени проявляется не только в распределительном, но и в адсорбционном варианте хроматографического разделения. Следовательно, ее необходимо учитывать для повышения воспроизводимости измерения хроматографических индексов в газо-адсорбционной хроматографии, в том числе с использованием капиллярных колонок. ...

12 03 2024 20:37:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::