МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Елагина В.С. Семенова Л.П. Статья в формате PDF 121 KB

Обращение к проблеме межпредметных связей (МПС), одного из важнейших направлений современной дидактики, вызвано отражением в содержании дисциплин естественнонаучного цикла современных тенденций развития науки, хаpaктеризующихся появлением в учебном познании общенаучных идей, методов и проблем, возникающих на стыке смежных областей познания и требующих совместного рассмотрения природных явлений.

Необходимость осуществления МПС в обучении учащихся обусловлена существующей предметной системой преподавания естественнонаучных дисциплин в школе. Каждый учебный предмет, рассматривая присущий ему определенный круг объектов и явлений окружающего мира, отражает лишь одну из сторон объективной действительности и тем самым нарушает диалектическую связь различных сторон целого.

В то же время современное состояние развития естественных наук и школьного естественнонаучного образования выдвигает на первое место необходимость формирования единой естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, диалектического мышления. Все это требует от учителей естественнонаучных дисциплин отказа от традиционного узко предметного изучения физики и биологии, усиления ориентации обучения учащихся на осуществление МПС, формирования у них обобщенных межпредметных знаний и умений. Последовательная, систематическая реализация МПС в образовательном процессе значительно усиливает его общую эффективность, а вместе с тем весьма положительно влияет на обучение, разностороннее развитие учащихся. В организации образовательного процесса в школе МПС являются важным дидактическим условием формирования прочных и глубоких знаний и умений у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, развития у них познавательного интереса к естественным наукам.

Следует отметить, что в современных условиях школьного естественнонаучного образования успешное осуществление педагогической деятельности по реализации МПС в изучении физики и биологии усложняется следующими объективными и субъективными причинами:

  • большое количество разнообразных учебных программ, их несогласованность с содержанием программ смежных предметов;
  • в существующей структуре дисциплин естественнонаучного цикла физика и биология как учебные предметы не представляют единой системы, продолжают оставаться разобщенными, разрозненными по годам обучения;
  • существующая на пpaктике разобщенность учителей предметов естественнонаучного цикла;
  • слабая ориентированность учителей в теории и пpaктике реализации МПС;
  • недостаточное знание содержания смежных предметов;
  • недостаточное количество методических и дидактических материалов по реализации МПС в процессе изучения физики и биологии;
  • отсутствие у многих учителей естественнонаучных дисциплин опыта реализации МПС;
  • отсутствие со стороны методистов, администрации школ должного руководства и методической помощи;
  • отсутствие планомерной и систематической подготовки учителей естественнонаучных дисциплин как в педагогических вузах, так и в период последипломного обучения учителей на курсах повышения квалификации в ИПК;
  • более высокие требования, предъявляемые к уровню профессионально-педагогической компетентности учителей, в том числе и в рамках проблемы межпредметных связей.

Все это существенно затрудняет обучение учащихся на основе межпредметных связей.

Широкое использование МПС позволяет формировать у учащихся не только обобщенные знания по предметам естественнонаучного цикла, но и умения осуществлять синтез и перенос знаний смежных предметов, устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы, систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении физики и биологии, решать задачи, требующие комплексного применения знаний.

Использование МПС в процессе изучения биологии направлено на отбор и конструирование содержания учебного предмета - биологии с включением в него межпредметной информации из физики, а также формирование специального представления у учащихся о принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы школьники могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению МПС.

В представленной вниманию читателя монографии предпринята попытка теоретического обоснования необходимости реализации МПС в обучении учащихся основной школы. В ней раскрываются дидактические основы МПС, анализируются программы и учебники по физике и биологии, рассматриваются межпредметные связи физики и биологии в конкретных темах по биологии, приводятся примеры познавательных задач, требующих комплексного применения знаний смежных предметов

Авторы монографии ставили перед собой задачу раскрыть перед студентами и учителями физики и биологии систему основных теоретических и методических вопросов проблемы межпредметных связей, создав тем самым целостное представление об этом важном направлении современной дидактики.

В теоретической части монографии представлен анализ проблемы межпредметных связей, рассмотрены различные подходы к определению сущности понятия «межпредметные связи», сформулированы основные цели их реализации в учебном процессе биологии во взаимосвязи с физикой, определены их функции и виды, описана методика формирования межпредметных умений.

В пpaктико ориентированной части монографии для учителей биологии представлен межпредметный материал по физике и биологии, который отобран так, что учитель может его использовать на учебных занятиях по своему усмотрению в зависимости от целей занятия, актуальности и востребованности учебного материала, необходимого для более осознанного усвоения биофизических знаний на уроках биологии, уровня подготовленности учащихся к восприятию этой информации. Учебный материал, содержащий межпредметную информацию, может включаться учителем в различные этапы учебного занятия: повторение знаний, изучение нового материала, закрепление знаний и проверка умений учащихся решать качественные и количественные задачи, требующие применения знаний смежного предмета. Таким образом, учитель, имея необходимую межпредметную информацию, самостоятельно конструирует занятие, реализуя свой творческий потенциал.

Анализ программ и учебных пособий по биологии и физики позволил скорректировать действующие учебные программы по биологии и рассмотреть содержание основных тем курса биологии «Человек».

Рассмотренный в монографии вариант реализации межпредметных связей физики с биологией, на наш взгляд, раскрывает большие возможности для дальнейшего совершенствования школьного естественнонаучного образования.

Монография окажет определенную помощь студентам, будущим учителям биологии, методистам и преподавателям педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования, а также учителям биологии и физики в организации обучения учащихся основной школы биологии во взаимосвязи с физикой.



МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ Статья в формате PDF 110 KB...

15 04 2024 14:31:52

ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Статья в формате PDF 321 KB...

13 04 2024 5:52:31

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СВЕТЕ МСФО

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СВЕТЕ МСФО Статья в формате PDF 104 KB...

12 04 2024 10:15:52

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА Статья в формате PDF 763 KB...

09 04 2024 10:41:31

БУДУЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

БУДУЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА Статья в формате PDF 141 KB...

06 04 2024 21:19:47

НОВАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА

НОВАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА Статья в формате PDF 88 KB...

04 04 2024 16:37:32

Сравнительное изучение показателей окислительно-антиоксидантной системы в мышечной ткани русского осетра (Acipenser gueldenstaedti brant) и карпа (Cyprinus carpio L.) при воздействии свинца

Сравнительное изучение показателей окислительно-антиоксидантной системы в мышечной ткани русского осетра (Acipenser gueldenstaedti brant) и карпа (Cyprinus carpio L.) при воздействии свинца Исследованы показатели окислительно-антиоксидантной системы (содержание малоновогодиальдегида, каталазная и общая антиоксидантная активности) мышечной ткани русского осетра и карпа при свинцовой интоксикации. В мышцах молоди осетра обнаружена активация перекисного окисления липидов и снижение общей антиоксидантной активности. В отличие от осетра у молоди карпаактивация перекисного окисления липидов сопровождается компенсаторным повышением общей антиоксидантной активности и поддержанием достаточно высокого уровня активности каталазы. Повышение активности каталазы осетра при значительной активации ПОЛ может быть связано с выходом фермента из клеточных органелл, вследствие лабилизации клеточных мембран. Полученные данные свидетельствуют о большей толерантности карпа к свинцовой интоксикации, по сравнению с контролем. ...

01 04 2024 23:34:57

КОСТОМАХИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОСТОМАХИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 87 KB...

31 03 2024 2:32:45

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ Статья в формате PDF 124 KB...

29 03 2024 14:38:10

ПРОБИОТИКИ – НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ

ПРОБИОТИКИ – НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ Статья в формате PDF 126 KB...

27 03 2024 12:50:11

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДИСБИОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДИСБИОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Статья в формате PDF 155 KB...

23 03 2024 21:39:10

Регулирование отношений между государствами

Регулирование отношений между государствами Статья в формате PDF 112 KB...

20 03 2024 17:58:24

Научные основы выбора способов биологической Рекультивации отвалов карьера «Айхал»

Научные основы выбора способов биологической Рекультивации отвалов карьера «Айхал» Представлены результаты двухлетних опытных работ с целью разработки эффективных способов биологической рекультивации без нанесения плодородного слоя на отвалах Айхальского ГОКа. ...

18 03 2024 4:21:14

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ Слепая кишка белой крысы имеет форму изогнутого чаще вправо конуса или рога, илеоцекальный угол располагается по средней линии или рядом с нею. Реже полукольцевидная слепая кишка крысы находится влево от средней линии и петель подвздошной кишки. ...

11 03 2024 18:43:51

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::