О СОПОСТАВИТЕЛЬНО – – СЕМАСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ
Действительность репрезентирована субъекту через призму перцепции. Художественный образ представляет собой способ конкретно-чувственного восприятия действительности в соответствии с избранным эстетическим идеалом. Писатель как бы переводит предметы чувственно являющегося мира во внутренние духовные образы [Валгина 2003: 123-124]. В художественных текстах описание внешнего становится основой эмоционального восприятия образа и его эстетического обобщения.
Образ является важнейшей для художественного текста категорией и подробно описывается в литературоведении. В последние годы возобладала точка зрения, в соответствии с которой образ может быть объектом и моделью семасиологического анализа [Илюхина 1999]. Одним из направлений лингвистического исследования художественного образа является изучение различных способов образной интерпретации определенного денотата национального русского языка [Нефедова 2001, Дьячкова 2002, Анисимова 2003, Осколкова 2004]. В основе таких работ лежит концепция денотативного класса, развиваемая Т.В. Симашко [1998]. Мы полагаем, что основные положения концепции денотативного класса могут быть распространены и на межъязыковые исследования художественного образа, которые до сих пор не проводились.
Нами разработана методика сопоставительно-семасиологического анализа художественных образов с учетом понятия денотативного класса. Она сводится к следующему. В составе денотативных классов каждого из изучаемых языков имеются группы индивидуально-авторских образов прямо или косвенно ориентированных на определенный объект в одном из его конкретных состояний или проявлений. Данные об объекте в той или иной его манифестации зафиксированы в художественных образах в единстве чувственного, прагматического и рационального семантических компонентов, закрепляющих результаты эстетического способа освоения действительности, и поддаются сопоставлению. Сходные сведения интерпретируются как проявления семантического сходства между сопоставляемыми языками, а специфические данные - как манифестации семантической оригинальности изучаемых языков.
Основанием при сопоставительно-семасиологическом анализе художественных образов является совокупность прямых и косвенных концептуальных признаков. К прямым концептуальным признакам относятся: частеречная закрепленность, словообразовательные модели, внутренняя форма, отнесенность семантической единицы к фразеологизмам или устойчивым сочетаниям слов нефразеологического хаpaктера, стратификационные хаpaктеристики семантических единиц, а также лексическое значение как динамический комплекс. Косвенные концептуальные признаки включают: особенности выражения наглядно-чувственной основы художественного образа, зависимость эмоциональной, утилитарной и эстетической оценки явления от позиции текстового субъекта, интерпретацию скрытых смыслов, составляющих эстетическое значение слова, структурирование ассоциативного прострaнcтва, связанного с объектом, особенности выражения метафоризируемых свойств и состояний объекта в рассматриваемых лингвокультурах.
Определенная субъективность исследования, проводимого на основе неопределяемых сущностей, компенсируется комплексным подходом к анализу способов закрепления концептуальных признаков в художественных образах.
Сравнивая художественные образы по указанным концептуальным признакам можно с достаточной определенностью и полнотой установить, какие свойства объекта в сопоставляемых языках рассматриваются как сходные, а какие - как специфические.
Межъязыковое семасиологическое изучение художественных образов позволяет выявить типичное и оригинальное в хаpaктере интерпретации действительности в сфере художественного познания разных языков. Полученные сведения представляются существенно важными для семасиологической типологии, и в этом мы видим перспективу избранного в работе подхода.
Статья в формате PDF 129 KB...
27 03 2024 15:21:37
Статья в формате PDF 113 KB...
26 03 2024 7:32:14
Статья в формате PDF 120 KB...
24 03 2024 8:42:29
Статья в формате PDF 184 KB...
23 03 2024 8:41:17
Статья в формате PDF 121 KB...
22 03 2024 18:29:18
Статья в формате PDF 110 KB...
21 03 2024 8:20:26
Статья в формате PDF 148 KB...
20 03 2024 14:10:49
Статья в формате PDF 125 KB...
19 03 2024 21:58:53
Статья в формате PDF 320 KB...
18 03 2024 0:43:27
Статья в формате PDF 213 KB...
17 03 2024 3:23:52
Статья в формате PDF 123 KB...
16 03 2024 10:42:43
15 03 2024 9:34:17
Статья в формате PDF 163 KB...
14 03 2024 22:53:20
Статья в формате PDF 113 KB...
13 03 2024 7:14:47
Статья в формате PDF 127 KB...
12 03 2024 1:32:40
Статья в формате PDF 257 KB...
10 03 2024 11:46:11
Статья в формате PDF 132 KB...
09 03 2024 5:14:46
Статья в формате PDF 253 KB...
08 03 2024 12:20:56
Статья в формате PDF 107 KB...
07 03 2024 4:46:52
Статья в формате PDF 105 KB...
06 03 2024 7:56:35
Статья в формате PDF 265 KB...
05 03 2024 0:19:40
Статья в формате PDF 113 KB...
04 03 2024 3:20:49
Статья в формате PDF 242 KB...
03 03 2024 0:23:22
Статья в формате PDF 267 KB...
02 03 2024 4:54:32
Статья в формате PDF 129 KB...
01 03 2024 4:13:20
Статья в формате PDF 275 KB...
29 02 2024 19:56:26
Статья в формате PDF 112 KB...
28 02 2024 15:24:13
Статья в формате PDF 339 KB...
27 02 2024 18:44:44
Статья в формате PDF 124 KB...
25 02 2024 18:44:34
Статья в формате PDF 208 KB...
23 02 2024 8:24:42
Статья в формате PDF 107 KB...
22 02 2024 12:13:20
Статья в формате PDF 103 KB...
21 02 2024 7:51:46
Статья в формате PDF 118 KB...
19 02 2024 7:46:57
17 02 2024 13:37:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::