ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Стремление к реализации потребности в образовании - естественное состояние человека. С помощью образования возможно удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности.
Сегодня возможность выбора путей самоопределения, гибкость жизненных планов, стремление обеспечить материальные условия для своей семьи путем трудоустройства создают ту новую ситуацию, которая влияет на динамику ценностей образования, профессии, труда.
Одним из важнейших регуляторов учебной деятельности является ценность высшего образования, ее положение в системе ценностных ориентаций личности, а также ее связь с профессионально значимыми или интеллектуально-познавательными мотивами.
Основываясь на результаты проведенных в разное время социологических исследований1-3, можно оценить воздействие высшего образования на развитие личности по трем направлениям: 1) в получении профессии; 2) в интеллектуальном развитии;3) в изменении социального статуса.
По первому направлению наиболее значимые оценки следующие:
- Соответствие призванию;
- Возможность интеллектуального труда;
- Получение знаний для эффективной работы;
- Возможность работы в сфере управления.
По второму направлению:
- Возможность реализации творческого потенциала;
- Формирование научного понимания мира;
- Развитие навыков анализа общественной жизни;
- Усвоение духовной культуры;
- Работа в сфере науки.
По третьему направлению:
- Повышение социального статуса;
- Достижение материального положения.
Необходимо отметить, что для студентов, обучающихся по разным специальностям значимость представленных оценок будет различной. Но индексная оценка позволяет «усреднить» показатели и определить приоритеты в стремлении получить высшее образование. Поэтому, оценки возможностей высшего образования в индексах по последним данным выглядят так:
- приобретение профессии 0.81
- повышение социального статуса 0.80
- реализация творческого потенциала 0.75
- возможность интеллектуального труда 0.72
- приобретение знаний для эффективной
- работы 0.69
- работа в сфере управления 0.66
- усвоение духовной культуры 0.61
- приобщение к науке 0.59
Обращает внимание мотивация выбора студентами своей специальности и вуза. По результатам исследований, в пятерке приоритетных мотивов - перспектива хорошей работы по окончании учебы, интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза и влияние семейной традиции.2
Несмотря на то, что ориентация на высшее образование с экономической точки зрения сегодня не всегда оправдана, она приносит значительный социальный эффект. Расширение доступа к образованию ведет к снижению социальной напряженности, росту социальной активности, улучшению ряда качественных хаpaктеристик населения (адаптивность, мобильность, здоровье, уровень воспитания подрастающего поколения).
Образ жизни студентов воронежских вузов в конце 90-х годов: особенности и тенденции изменения (по материалам социологических исследований)ВГУ, Воронеж-1999г.
Меренков А.В. Рыночные ориентиры студентов Социс. -2001 №12 с.99
Анализ результатов социологического исследования, поведенного автором в июле 2004 года по определению факторов, влияющих на формирование потребительского спроса на рынке услуг высшего профессионального образования Курской области.
Статья в формате PDF 111 KB...
22 04 2024 0:48:39
Статья в формате PDF 322 KB...
21 04 2024 16:20:35
Статья в формате PDF 122 KB...
20 04 2024 6:45:21
Статья в формате PDF 118 KB...
19 04 2024 11:13:28
Статья в формате PDF 118 KB...
18 04 2024 22:33:48
Статья в формате PDF 301 KB...
17 04 2024 15:48:10
Статья в формате PDF 223 KB...
16 04 2024 22:35:36
Статья в формате PDF 128 KB...
15 04 2024 1:12:48
Статья в формате PDF 100 KB...
14 04 2024 7:12:57
Статья в формате PDF 116 KB...
13 04 2024 17:25:28
Статья в формате PDF 251 KB...
12 04 2024 14:51:14
11 04 2024 0:48:13
Статья в формате PDF 257 KB...
10 04 2024 13:16:10
09 04 2024 3:14:45
Статья в формате PDF 245 KB...
08 04 2024 6:33:48
Статья в формате PDF 141 KB...
07 04 2024 1:21:56
Статья в формате PDF 132 KB...
06 04 2024 15:12:10
Статья в формате PDF 311 KB...
05 04 2024 20:39:52
Статья в формате PDF 116 KB...
04 04 2024 4:31:59
Статья в формате PDF 104 KB...
03 04 2024 7:36:15
Статья в формате PDF 286 KB...
01 04 2024 18:28:28
Статья в формате PDF 125 KB...
31 03 2024 0:19:40
Статья в формате PDF 263 KB...
28 03 2024 5:49:23
Статья в формате PDF 126 KB...
27 03 2024 17:46:53
Статья в формате PDF 233 KB...
26 03 2024 11:20:39
Статья в формате PDF 127 KB...
25 03 2024 15:31:32
Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта с точки зрения теории оптимального управления. Приводится формулировка соответствующей задачи отыскания программного управления, минимизирующего суммарные издержи предприятия, необходимые для достижения заданной рыночной доли на дуополистическом рынке. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...
24 03 2024 17:13:44
Статья в формате PDF 100 KB...
23 03 2024 21:57:31
Статья в формате PDF 118 KB...
22 03 2024 16:32:51
Уровень жизни и социально-экономические условия жизни – важнейшие хаpaктеристики общества. Статья посвящена анализу дифференциации и динамике этих хаpaктеристик по муниципальным образованиям Саратовской области с использованием метода композиционного индекса. ...
21 03 2024 2:40:14
Статья в формате PDF 275 KB...
19 03 2024 0:34:13
Статья в формате PDF 135 KB...
18 03 2024 6:17:43
Статья в формате PDF 103 KB...
17 03 2024 3:29:28
16 03 2024 14:32:48
Статья в формате PDF 250 KB...
15 03 2024 1:22:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::