ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Корчагина Н.В. Статья в формате PDF 129 KB

Изучение профессионализма в различных направлениях деятельности человека является сегодня насущной необходимостью. Проблема профессионализма в сфере искусства также актуальна, как и в остальных сферах жизни общества. В этом контексте особое значение приобретает акмеология - наука, изучающая закономерности и технологии достижения профессионализма и творческих вершин. Особенностью акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина) к понятию «профессионализм» является рассмотрение этого понятия как системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности и профессионализма деятельности. Акмеологический подход представляет собой индивидуальное сопровождение процесса развития и саморазвития личностных и профессиональных качеств субъекта с целью достижения им вершин в намеченных направлениях, формирует установку на высокие достижения, на самореализацию личности.

Исходя из избранного нами акмеологического подхода к рассмотрению проблемы, а также опираясь на акмеологическую концепцию развития профессионала (Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) мы предлагаем своё понимание категории «профессионализм музыканта-исполнителя». Профессионализм музыканта-исполнителя - сложная и многоуровневая структура, в основе которой находится сочетание четырёх основных составляющих профессии и личности музыканта: индивидных хаpaктеристик (соответствующих требованиям профессии), профессионализма личности, профессионализма деятельности, нормативности деятельности и поведения.

В процессе обучения в высшем учебном заведении музыкант (самостоятельно и с помощью педагога) должен последовательно развивать все составляющие профессии с целью формирования основ профессионализма своей исполнительской деятельности. На реализацию этой цели направлено большинство пpaктических занятий в высших музыкальных учебных заведениях. Помимо уроков основного музыкального инструмента, концертмейстерского класса, чтения с листа и т. п., большую роль в данном процессе может сыграть класс фортепианного ансамбля. Данная разновидность совместного музицирования всегда воспринималась педагогами как важнейшая часть процесса подготовки музыканта. Основываясь на представленном определении профессионализма музыканта-исполнителя, рассмотрим влияние занятий в классе фортепианного ансамбля на все его составляющие.

Таблица 1

Формирование основ профессионализма музыканта-исполнителя в классе
фортепианного ансамбля

- Повышение активности личности;

- Работа над эмоциональными и экстра-интровертными проявлениями.

 

- Повышение профессиональной культуры
музыканта (расширение общего и музыкального кругозора);

- Приобщение к профессиональному музыкальному сообществу (участие в музыкально-исполнительском процессе).

формирование индивидных хаpaктеристик

формирование профессиональной нормативности деятельности и поведения

                                                                 

Формирование основ профессионализма музыканта-исполнителя в классе фортепианного ансамбля

                                                               

формирование профессионализма
деятельности

формирование профессионализма личности

- Формирование положительного отношения к профессии, профессиональной дисциплины;

- Повышение профессиональной креативности;

- Повышение результативности профессиональной деятельности (увеличение количества удачных выступлений, преобладание эмоционально выразительных, стилистически точных, ярких, творческих исполнений);

- Повышение профессиональной компетентности: обогащение музыкальных знаний, умений (технических, звуковых), исполнительских навыков (сценической выносливости, эмоциональности и образности исполнения, творческого диапазона);

- Повышение квалификации музыканта- исполнителя (уровня образования, получение дополнительного исполнительского опыта, реализация исполнительского потенциала);

- Формирование направленности исполнительской деятельности на достижение положительных социально значимых целей (принесение радости публике от прослушанной музыки, музыкальное просвещение).

- Развитие профессионально-важных качеств (общих (интеллекта) и специальных способностей: музыкального слуха и памяти, чувства ритма, музыкального мышления, двигательно-технических способностей, способности переживать содержание музыки и способности управления игрой; возможность исполнять сочинения, недоступные по разным причинам для сольного исполнения; синхронность ансамблевого звучания);

- Развитие личностно-деловых качеств (целеустремлённости, профессиональной инициативы);

- Развитие акмеологических инвариантов профессионализма (умения принимать и реализовывать решения, повышение уровня саморегуляции на сцене и работоспособности, снижение зависимости от внешних факторов- акустики зала, публики);

- Развитие качественных хаpaктеристик и свойств личности (повышение стремления к самореализации, отработка навыков взаимодействий личности в муз. коллективе)

- Развитие субъектности личности (активной жизненной позиции, обретение навыка самокритики, повышение стремления к самосовершенствованию)

Опыт пpaктической работы позволяет нам рекомендовать ряд методических приёмов в занятиях педагога со студентами в классе фортепианного ансамбля. Эти приёмы успешно применяются в пpaктике нашей работы на факультете искусств и художественного образования Педагогического института СГУ
им. Н. Г. Чернышевского:

- вовлечение в ансамблевое музицирование всех студентов, независимо от уровня их предшествующей музыкальной подготовки;

- игра в ансамбле «преподаватель-студент» (используется в случае минимальной музыкальной подготовки студента, в случае отсутствия подходящего партнёра);

- формирование состава ансамбля по принципу «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского, когда один из участников исполняет программу, соответствующую более высокому исполнительскому уровню своего партнёра. Таким образом стимулируется познавательный интерес и профессиональные качества первого, и получают возможность для развития педагогические навыки второго. В такой ситуации более подготовленному участнику со стороны педагога даются консультации по корректной организации совместных самостоятельных репетиций;

- регулярное вовлечение фортепианных ансамблей в концертную и конкурсную деятельность факультета; организация концертов «самостоятельных» пьес, в которых студенты старших курсов исполняют фортепианную ансамблевую музыку, разученную ими без помощи педагога;

- создание лекционного спецкурса по истории ансамблевого исполнительства с прослушиванием аудио- и видеозаписей знаменитых фортепианных дуэтов;

- организация посещения студентами вечеров ансамблевой музыки на концертных площадках города.

Данные наблюдений и исследований позволяют нам сделать вывод о том, что использование приведённых методических приёмов в классе фортепианного ансамбля высшего музыкального учебного заведения будет способствовать развитию всех структурных составляющих профессионализма музыканта-исполнителя, формированию основ его профессионализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: хаpaктеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалёв - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
  2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач- М-Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004-752 с.
  3. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика [Текст] / С. Майкапар- М.: Классика-XXI, 2009- 224 с.


РАЗРАБОТКА СОСТАВА, ТЕХНОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ С ОРТОФЕНОМ

РАЗРАБОТКА СОСТАВА, ТЕХНОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ С ОРТОФЕНОМ Предложены офтальмологические лекарственные формы с ортофеном - глазные лекарственные пленки и пролонгированные глазные капли. Разработан их состав, технология длч производства в аптечных условиях, стандартизация. Проведены подробные биофармацевтические исследования in vitro по выбору оптимальных вспомогательных компонентов. Выбран способ количественного анализа ортофена в разработанных лекарственных форм - с помощью спектрофотометрии. ...

24 04 2024 11:40:58

О СТРОЕНИИ И ТОПОГРАФИИ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У НОВОРОЖДЕННЫХ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...

20 04 2024 6:38:57

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей. ...

19 04 2024 15:38:17

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА Статья в формате PDF 161 KB...

18 04 2024 6:39:33

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И АГРЕГАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ЭРИТРОЦИТОВ ЗДОРОВЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И АГРЕГАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ЭРИТРОЦИТОВ ЗДОРОВЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН Возрастные изменения геометрических параметров эритроцитов крови здоровых мужчин проявляются в виде увеличение диаметра, площади поверхности и объема красных клеток крови. У женщин, по сравнению с мужчинами, установлены достоверно более высокие показатели площади поверхности и объема эритроцитов. С возрастом регистрируется повышение жесткости мембран эритроцитов, причем данные изменения более выражены у женщин. ...

17 04 2024 12:15:26

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

16 04 2024 20:43:35

ГЕРМАНСКИЕ ФАШИСТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИРАНА

ГЕРМАНСКИЕ ФАШИСТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИРАНА Статья в формате PDF 106 KB...

15 04 2024 22:17:25

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ Статья в формате PDF 379 KB...

10 04 2024 0:10:19

ОСОБЕННОСТИ УПЛОТНЯЕМОСТИ ДВУХФАЗНЫХ ПОРОШКОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ УПЛОТНЯЕМОСТИ ДВУХФАЗНЫХ ПОРОШКОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ В настоящей работе исследована зависимость плотности прессовок на железной, медной и никелевой с различными углерод содержащими порошковыми наполнителями от давления статического прессования. Для всех изучаемых двухфазных порошковых смесей, и для каждой стадии прессования рассчитаны постоянные уплотняемости. Физический смысл постоянных в предложенной работе выяснен. Для каждой стадии прессования определен интервал плотности в зависимости от химического и концентрационного составов порошковой смеси. В работе, приведены данные уплотняемости порошкового тела при приложении давлении прессования в условиях статической нагрузки, используя которые можно объяснить процессы, наблюдаемые в процессе уплотнения порошка. Оценка уплотняемости порошков позволяет составить более эффективную технологию изготовления порошковых изделий с заданными значениями плотности. ...

09 04 2024 19:22:55

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 129 KB...

07 04 2024 1:24:31

АНАЛИЗ АССОЦИАЦИЙ ПО СОЧЕТАНИЯМ ГЕНОТИПОВ ПОЛИМОРФНЫХ ДНК – ЛОКУСОВ (TAG 1A И NCOI) DRD2, 256A/G ГЕНА SLC6A3 И ОБЪЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

АНАЛИЗ АССОЦИАЦИЙ ПО СОЧЕТАНИЯМ ГЕНОТИПОВ ПОЛИМОРФНЫХ ДНК – ЛОКУСОВ (TAG 1A И NCOI) DRD2, 256A/G ГЕНА SLC6A3 И ОБЪЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ Впервые показано, что у крыс с генотипом А2/А2 по локусу TAG 1A DRD2 с повышенной тревожностью имеет место сочетание генотипов N2N2 локуса NcoI DRD2 и АА локуса 256A/G гена SLC6A3, а также увеличение объемных хаpaктеристик базолатеральной группировки миндалевидного комплекса мозга. ...

01 04 2024 1:48:46

ПРОБЛЕМА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 96 KB...

29 03 2024 13:59:49

ТВЁРДОТЕЛЬНАЯ ХЕМОТРОНИКА (монография)

ТВЁРДОТЕЛЬНАЯ ХЕМОТРОНИКА (монография) Статья в формате PDF 134 KB...

25 03 2024 23:18:21

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИСТЕРИОЗА

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИСТЕРИОЗА Статья в формате PDF 138 KB...

22 03 2024 23:40:22

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Статья в формате PDF 260 KB...

20 03 2024 3:22:52

ДВС крови в морфологическом аспекте

ДВС крови в морфологическом аспекте Статья в формате PDF 113 KB...

16 03 2024 0:17:13

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::