ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ХИМИКОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
Вторая половина XX века - это период так называемого «образовательного взрыва». Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию. В этих условиях достижение нового качества образования определяет главный приоритет образовательной политики нашего государства.
Химия - одна из фундаментальных естественных наук, знание которой необходимо для плодотворной деятельности современного инженера любой специальности. Этот предмет входит в учебные планы подготовки специалистов разных направлений. Поэтому совершенствование концепции химического образования очевидно.
Проблемой подготовки кадров высшей квалификации для атомной отрасли России сотрудники Северского государственного технологического института (СГТИ) занимаются в течение 30 лет. За последние 10 лет этому вопросу уделяется особое внимание, т.к. современное высшее образование переживает время реформ. При сохранении времени, отведенного на занятия, увеличивается объем информации, который должны усвоить студенты. Возрастает интенсивность занятий, что в свою очередь оказывает влияние и на систему образования, и на систему преподавания технических дисциплин.
К сожалению, в настоящее время в разных сферах производственной деятельности, в том числе и в химической промышленности, все более ощущается недостаток фундаментальных химических знаний об используемых процессах и материалах. Отсюда, актуальность работы определяется слабой химической подготовкой выпускников школ, студентов вуза; низким качеством педагогических программных средств, неэффективным использованием компьютерных технологий в образовательном процессе и в диагностике качества знаний.
Особенности подготовки и выпуска инженеров химиков в СГТИ заключаются в том, что он, по поставленным перед ним задачам и своему расположению, относится к «институту ЗАТО» и готовит инженеров по специальности «Химическая технология материалов современной энергетики» для конкретных производств, в частности - Сибирского химического комбината (СХК), являющегося градообразующим предприятием ЗАТО Северск. Поэтому весьма важен вопрос привлечения выпускников школ нашего города для поступления в СГТИ и подготовки высококвалифицированных специалистов узкой направленности.
Специфические условия работы на предприятиях атомной отрасли предъявляют к молодым кадрам ряд требований. Для наиболее полного развития требуемых качеств их формирование необходимо начинать со школьного возраста, на этапе, когда развиваются способности учащихся, позволяющие в дальнейшем успешно овладевать естественнонаучными дисциплинами, и закладываются их базовые понятия. В связи с этим, сотрудники кафедры «Химическая технология материалов современной энергетики» (ХиТМСЭ) СГТИ разработали и создали единую систему подготовки по общей и неорганической химии учащихся школ и студентов вуза химической специальности с применением новых информационных технологий с целью повышения качества образования, усвоения и закрепления знаний по химии, диагностики их качества; повышения мотивации к предмету через использование ПЭВМ в обучении химии; подготовки кадров высшей квалификации для атомной отрасли России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: оптимизировать процесс непрерывного образования, организовав систему довузовского обучения и направления в вузы наиболее одаренных выпускников; разработать и внедрить в учебный процесс современные педагогические программные средства (ППС); повысить качество образования путем углубления, усвоения и закрепления полученных знаний через многократное повторение изученного материала; осуществлять входной, промежуточный и итоговый контроль знаний обучаемых.
Дополнительное образование и волевой настрой абитуриентов на поступление на химическую специальность в СГТИ ведется на основе специализированной подготовки учащихся в системе школа-вуз. На базе кафедры ХиТМСЭ организована Химико-экологическая школа, в которой функционируют группы учащихся 9-11 классов школ города. Поставленная задача осуществляется на основе программы непрерывного многоуровневого образования по химии, т.к. знания в этой области являются фундаментом химической и инженерной подготовки в целом. Результатом деятельности является нацеленность выпускника на поступление в учебные заведения, ведущие подготовку кадров для предприятий атомной отрасли.
Задачу улучшения качества подготовки специалистов необходимо решать совершенствованием всей системы обучения, состоящей из взаимосвязанных элементов, в частности, средств обучения и методов контроля. К таковым относятся ППС, разработанные сотрудниками кафедры: обучающий учебно-методический комплекс и контролирующий комплекс. Обучающий комплекс включает: электронный учебник по общей и неорганической химии, конспект лекций в виде рабочей тетради (раздаваемой студентам перед лекциями) и его компьютерный вариант изложения, выполненный с использованием презентационного программного обеспечения, справочное пособие.
В традиционной педагогике высшей школы передача знаний осуществляется главным образом путем чтения лекций. Лекция - монологический способ изложения объемного материала в обобщенной форме, адаптированной к уровню знаний и профессиональной ориентации студентов данной специальности. Однако такие лекции приводят к пассивности студентов, даже если их читает опытный преподаватель, хорошо управляющий вниманием аудитории. Новые информационные технологии позволяют управлять качеством формы подачи лекционного материала (использование мультимедийных форм), увеличить арсенал способов изложения (посредством применения видеофрагментов, компьютерного моделирования, удаленного доступа через сеть Интернет, компьютерной техники для презентации учебного материала). Восприятие, осмысление и запоминание материала существенно зависят от хаpaктера его изложения. Демонстрация материалов при помощи презентационного программного обеспечения позволяет использовать максимально зрительный «потенциал». Применяемый для этих целей электронный конспект лекций содержит красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому преподавателем материалу, позволяет продемонстрировать те или иные явления, работу сложных приборов, сущность различных химических процессов и т. п. При этом существует возможность воспроизведения звуковой информации (музыка, речь). Яркость, наглядность, образность формы, органично объединенные со смысловым содержанием, производят огромное эмоциональное воздействие, облегчают понимание материала и улучшают усвоение его, позволяют использовать различные типы мышления и виды познавательной деятельности.
На рисунке 1 представлен фрагмент лекции «Строение атома», выполненный в режиме презентации MS Power Point.
Рисунок 1. Фрагмент лекции в режиме презентации MS Power Point
Чтение лекции в режиме презентации не позволяет студенту записать излагаемый материал в виде конспекта. Поэтому нами предлагается рабочая тетрадь, раздаваемая перед началом занятий, представляющая собой твердую копию конспекта лекции, отображаемой на экране, в которой студент делает пометки, вносит в текст дополнения, решает предлагаемые лектором варианты задач и т.д. (рисунок 2). Все это активизирует самостоятельную работу студентов, подводит их к анализу получаемой информации, что положительно влияет на усвоение знаний.
Рисунок 2. Фрагмент рабочей тетради
Поскольку в предлагаемом конспекте лекций можно изложить только основные положения в виду ограниченности времени, нами разpaбатывается электронный учебник, содержащий дополнения, и справочное пособие. Электронный учебник не просто разгружает преподавателя от рутинных каждодневных функций, но значительно повышает интерес обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний. Изучаемый материал в электронном варианте обладает тем преимуществом, что может быть изменен по мере накопления новых данных или в связи с лучшим методическим представлением.
Обучающий учебно-методический комплекс выполняет такие функции, как мотивационная, информационная, управления и оптимизации процесса обучения. Последняя позволяет достичь лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени, т.к. вместо 1 лекции, читаемой в обычном режиме, лектор успевает изложить материал 2-3 лекций. В оставшееся время появляется возможность для проведения контролируемой самостоятельной работы, закрепления лекционного материала путем глубокого и детального опроса, индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и закрепления ими полученных знаний; усиливается мотивация к предмету.
Контроль качества и интенсификация учебного процесса является важнейшим принципом обучения. Для углубленной подготовки школьников и входного контроля знаний, а также для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации студентов создан контролирующий комплекс, состоящий из автоматизированного диагностического комплекса определения знаний «Тест-химия» (рисунок 3) и контрольно-измерительных материалов (КИМов) (твердая копия и электронный вариант). Программа комплекса позволяет проводить тестирование и обpaбатывать результаты, формировать билеты различного уровня сложности, генерировать вопросы и распечатывать варианты тестов. Базу данных можно изменять и дополнять. В КИМах приведен комплекс тех же вопросов и ответы на них (рисунок 4). Материал может использоваться для самостоятельной работы, применяться на подготовительных курсах, пpaктических занятиях при решении задач.
Рисунок 3. Диалоговое окно комплекса «Тест - Химия»
Рисунок 4. Фрагмент билета из КИМов
Все это позволяет оперативно определять уровень подготовки учащихся, давать сравнительную хаpaктеристику успеваемости в вузе (школе), группе (классе) и у отдельного студента (ученика), делать выводы о причинах неуспеваемости, активизировать самостоятельную работу, содействовать закреплению знаний по химии.
Внедрение разработанных ППС в учебный процесс позволяет: решить ряд теоретических и пpaктических проблем качества обучения, усвоения и закрепления знаний, диагностики их качества; оказать помощь при подготовке к выпускному и вступительному экзаменам; повысить мотивацию к предмету и престиж химии как науки; поднять конкурс на химическую специальность в вузе.
Такой комплексный подход к созданию единой системы обучения химии может быть перенесен и на другие предметы, что скажется на качестве подготовки кадров высшей квалификации для атомной отрасли России.
Статья в формате PDF 252 KB...
24 04 2024 12:18:55
Статья в формате PDF 252 KB...
21 04 2024 21:13:54
20 04 2024 18:50:45
Статья в формате PDF 282 KB...
19 04 2024 7:15:13
Статья в формате PDF 124 KB...
18 04 2024 20:44:11
Статья в формате PDF 126 KB...
17 04 2024 15:58:32
Статья в формате PDF 626 KB...
16 04 2024 1:36:43
Статья в формате PDF 130 KB...
14 04 2024 7:56:38
Статья в формате PDF 184 KB...
13 04 2024 4:44:27
12 04 2024 10:34:21
Статья в формате PDF 119 KB...
11 04 2024 7:23:59
Статья в формате PDF 196 KB...
10 04 2024 16:47:13
Исследовано водно- и спирто-щелочное расщепление 1,4-бис (диметилэтил-, диэтилметил и диметилфенацил)-2,3-дибромбут-2-ениленаммоний дигалоген-идов. Показано, что в отличие от их триметильного аналога, во всех случаях расщепление протекает в довольно жестких условиях (высокие температуры, избыток щелочи), с образованием сложной смеси продуктов. ...
08 04 2024 8:51:35
Статья в формате PDF 306 KB...
05 04 2024 7:10:40
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 23:24:22
Приведены результаты оценки степени антропогенной преобразованности природных ландшафтов Южной Якутии. В качестве объекта исследований была принята территория Алдано-Тимптонского междуречья. В пределах исследуемой территории охаpaктеризованы пять выделенных физико-географических провинций в зависимости от их степени преобразованности. ...
03 04 2024 23:55:28
02 04 2024 10:15:59
Статья в формате PDF 130 KB...
01 04 2024 7:35:53
Статья в формате PDF 384 KB...
31 03 2024 11:32:21
Статья в формате PDF 133 KB...
30 03 2024 14:35:41
В статье рассматривается проблема изучения понятия «политическая дискурсия» в современной лингвистике. Развитие когнитивной парадигмы в лингвистике актуализировало изучение понятия «дикурс», исследование же политической дискурсии даёт возможность исследовать подробнее языковую личность политика. ...
29 03 2024 16:23:42
Статья в формате PDF 100 KB...
28 03 2024 23:29:14
Статья в формате PDF 114 KB...
26 03 2024 4:27:21
Статья в формате PDF 268 KB...
23 03 2024 22:54:34
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 10:49:57
Статья в формате PDF 109 KB...
21 03 2024 16:33:31
Статья в формате PDF 117 KB...
19 03 2024 19:37:37
Статья в формате PDF 292 KB...
18 03 2024 5:37:48
Статья в формате PDF 132 KB...
17 03 2024 1:22:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::