ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К КОМПЕТЕНТНОСТНОМУ ПОДХОДУ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К КОМПЕТЕНТНОСТНОМУ ПОДХОДУ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К КОМПЕТЕНТНОСТНОМУ ПОДХОДУ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Машникова О.В. Мирошникова Т.А. Статья в формате PDF 132 KB

В течение нескольких последних лет российские вузы озабочены переходом на новую систему образования, ориентированную на компетентностный подход. В образовательных стандартах нового поколения, которые вот-вот должны быть приняты, требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата определены как необходимость обладать двумя видами компетенций: общекультурными и профессиональными. Что же дает принятие такого подхода взамен старому?

Компетентностный подход во главу угла ставит результаты обучения. В макете Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) «компетенция» определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

При квалификационном подходе, который использовался прежде, результатом обучения являлась квалификация, соответствующая полученным в процессе обучения знаниям, умениям, навыкам. Таким образом, основой компетентностного подхода являются те же элементы, на которых основывалось получение квалификации, но к ним добавляется способность с учетом личностных качеств применять полученные навыки, умения, знания в своей деятельности.

Новый акцент в оценке результатов обучения указывает на то, что выпускник вуза должен не только обладать необходимым объемом знаний, но и уметь применять их в различных ситуациях. Оценка качества подготовки теперь основывается на том, приобрел выпускник необходимые компетенции или нет.

В реализации этого подхода, к сожалению, остается достаточно много нерешенного. Во-первых, наборы необходимых компетенций не определены до сегодняшнего дня, и определить их достаточно сложно. Понятие компетентности и соответствующий ему набор необходимых компетенций прямо зависит от сферы деятельности. Для научной работы, коммерческой деятельности, для работы в какой-либо сфере производства нужны разные компетенции. Компетентности, необходимой для решения реальных задач, может быть недостаточно после успешного окончания вуза, так как требуется приобретение профессионального опыта. А главное, как будут оцениваться результаты обучения: с помощью традиционных зачетов и экзаменов?

Умение применить полученные знания успешно применялись в высшей школе при решении контрольных задач, выполнении курсовых работ, выполнении зачетных и экзаменационных заданий. Наконец комплексная оценка приобретенных знаний, умений и навыков традиционно проводилась на итоговых испытаниях при защите дипломных работ. Конечно, такая форма обучения, как курсовые работы, справедливо вызывает много нареканий из-за частых примеров замены личного труда студента переписыванием или даже копированием готовых вариантов. Однако существуют и другие формы: написание эссе, рецензий на опубликованные статьи, выполнение аналитических заданий по конкретным ситуациям. Для более эффективного усвоения учебного материала разpaбатываются новые активные и интеpaктивные методы обучения, такие как деловые игры, кейс-стади, совместные проекты.

Если формы оценки результатов обучения остаются прежними, то добиться достижения цели реформы: повышения качества образования, приведения модели образования в соответствие с сегодняшними потребностями - можно и нужно, совершенствуя традиционные пассивные и новые активные методы обучения. Если студент овладеет необходимыми знаниями, умениями и навыками, если в процессе обучения ему придется выполнять задания, требующие применения этих знаний, то необходимый уровень компетентности, конечно, с учетом отсутствия пpaктического опыта работы, он, несомненно, получит.

В последнее время появилась тенденция привлекать пpaктиков к формированию учебных планов вуза и даже к разработке образовательных стандартов. Это дает возможность приблизить образование к современному уровню развития науки и пpaктики. С другой стороны, при компетентностном подходе это может привести к сужению области подготовки выпускников вуза. Фактически работодателям: представителям государства и бизнеса предоставляется возможность сделать заказ на подготовку нужных специалистов, сформулировав перечень необходимых компетенций.

Мы не раз обсуждали вопрос о том, что лучше: узкая специализация, позволяющая лучше подготовиться к исполнительской работе на конкретном рабочем месте, или широкая, основанная на глубоких теоретических знаниях. Вероятно, работодателям выгоднее принять на работу специалиста с узкой подготовкой, который быстро сможет адаптироваться и исполнять порученную работу на конкретном участке. Работодателю не важно, как будет расти молодой специалист, как будет складываться его карьера. В то же время наша задача подготовить выпускника к деятельности в условиях, которые могут измениться за время его обучения и существенно отличаться от сегодняшних требований работодателя.

Нельзя допустить, чтобы процесс обучения ограничился натаскиванием на необходимые компетенции, которые позволят выпускнику быстро освоиться на рабочем месте, не обладая всем набором необходимых профессиональных знаний. Перестраивая систему высшего образования на компетентностный подход, необходимо обеспечить, чтобы обучение не сводилось к тренировке навыков, которые заказал работодатель. Цель перестройки - обеспечить подготовку не ремесленников, способных грамотно выполнять узкий набор операций, а профессионалов, обладающих профессиональным мышлением, готовых всесторонне проявлять свои знания, креативные способности.

При этом для плодотворной деятельности необходимо не только знание в отдельной области, нужно обладать определенным уровнем культуры, знакомством с общечеловеческими культурными ценностями, накопленными за века. Нужна широта взглядов, позволяющая творчески решать возникающие проблемы с использованием всех достижений нового века.

Образование является сферой деятельности, результаты которой весомо отражаются в будущем. Поэтому сейчас особенно важно избежать ошибок в реализации перехода на новую систему. Печальным уроком могут служить первые итоги приема в вузы по результатам ЕГЭ. В частности, в Финансовой академии провели выборочное тестирование для выявления соответствия знаний оценке по ЕГЭ. Почти все студенты, которые поступили в академию, имели по ЕГЭ оценку «пять». Хотя тесты очень походили на школьные и оценивались по той же стобалльной системе, только 34 процента показали отличные знания, а 23 процента получили удовлетворительные и неудовлетворительные оценки. Сейчас преподаватели академии прилагают усилия, устраивая дополнительные занятия и консультации, чтобы помочь первокурсникам в освоении программы, если у них возникают трудности из-за пробелов в школьной программе.

В информационном обществе, где знания, профессионализм играют решающую роль, результативность системы образования становится ключевым фактором развития общества. Только при рациональном сочетании богатого опыта, накопленного российской системой высшего образования, с современными подходами можно решить задачу повышения качества подготовки выпускников.



ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Статья в формате PDF 123 KB...

23 04 2024 4:26:22

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ Статья в формате PDF 392 KB...

21 04 2024 3:26:33

ГИПОТЕЗА ОБ ОБЪЕМНОЙ БИОРЕГУЛЯЦИИ

ГИПОТЕЗА ОБ ОБЪЕМНОЙ БИОРЕГУЛЯЦИИ Статья в формате PDF 109 KB...

13 04 2024 8:43:32

Теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра в контексте информационного анализа и моделирования

Теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра в контексте информационного анализа и моделирования С помощью элементарных методов комбинаторной математики и единственности решений систем линейных алгебраических уравнений для невырожденных случаев доказана теорема о количестве и структуре особых точек n–мерной динамической системы популяционной динамики Лотки-Вольтерра. Показано, что количество особых точек для этой системы равняется 2n, а их структура в отношении сочетания нулевых и ненулевых координат совпадает с биноминальными коэффициентами. Сделано предположение, что с помощью этой динамической системы можно моделировать конкурентные взаимодействия среди n научных фронтов в рамках широкой области научных исследований. ...

09 04 2024 6:52:46

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ОПУСТЫНИВАНИЯ СТЕПЕЙ ТУВЫ

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ОПУСТЫНИВАНИЯ СТЕПЕЙ ТУВЫ Статья в формате PDF 157 KB...

08 04 2024 17:50:51

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ХРИСТИАНСТВА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ХРИСТИАНСТВА Статья в формате PDF 101 KB...

07 04 2024 14:37:40

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ВИДЫ ФАКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ВИДЫ ФАКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ Статья в формате PDF 215 KB...

06 04 2024 14:38:54

КУРОРТНЫЕ ЗОНЫ БАЙКАЛА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КУРОРТНЫЕ ЗОНЫ БАЙКАЛА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Статья в формате PDF 142 KB...

04 04 2024 20:41:27

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ Статья в формате PDF 182 KB...

28 03 2024 15:59:25

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья в формате PDF 92 KB...

17 03 2024 22:33:50

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРДИОЦИТОПРОТЕКЦИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИИ ГИПОКСИИ-ИШЕМИИ-РЕОКСИГЕНАЦИИ

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРДИОЦИТОПРОТЕКЦИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИИ ГИПОКСИИ-ИШЕМИИ-РЕОКСИГЕНАЦИИ В современных исследованиях в области кардиологии убедительно доказано, что улучшение энергетического метаболизма ишемизированного миокарда открывает перспективы разработки нового подхода к лечению сердечнососудистых заболеваний. В задачи исследования включалось разработать оптимальную модель гипоксии-ишемии-реоксигенации и изучить 10 лекарственных средств в данных условиях. Для оценки степени эффективности фармакологической кардиоцитопротекции в условиях модели гипоксия-ишемияреоксигенация изучались 14 показателей электрокардиографического (ЭКГ) – мониторинга. В качестве наиболее эффективного лекарственного средства при моделирования условий гипоксии-ишемии-реоксигенации обладало кислородтрaнcпортное соединение – эмульсия перфторана. Средней степенью эффективности обладали раствор аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), раствор кокарбоксилазы, раствор магния сульфата, расвор рибоксина, раствор солкосерила, раствор цитохромаС и раствор эссенциале. Низкой степенью эффективности обладали раствор аскорбиновой кислоты и раствор карнитина хлорид. ...

16 03 2024 18:48:31

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ И ФАКТОРАХ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ. СООБЩЕНИЕ 2. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ И ФАКТОРАХ                                    РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ. СООБЩЕНИЕ 2. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ В работе представлен анализ данных литературы, а также собственных клинико–лабораторных обследований пациенток с дисфункциональными маточными кровотечениями и гистологически - подтвержденным диагнозом гиперплазии эндометрия, что позволило систематизировать современные представления о хаpaктере гeнитaльной и экстрагeнитaльной патологии, на фоне которой развиваются гиперпластические процессы эндометрия, и об их взаимосвязи c онкогинекологическими заболеваниями. ...

15 03 2024 1:45:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::