УНИВЕРСИТЕТЫ ЮГА РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Создание современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое прострaнcтво, немыслимо без использования научно-технологического и производственного потенциала Южного федерального округа, в т. ч. инновационного потенциала существующих университетов.
Происходящие в настоящее время в российском обществе социально-экономические и политические трaнcформации изменяют и формы поведения людей, и организационные паттерны. Изменениям подвергается и сфера университетского образования. Именно университеты должны стать источником подъема фундаментальной и прикладной науки на Юге России.
Только система высокоразвитых университетов может способствовать созданию в регионе устойчиво функционирующей и конкурентоспособной научно-образовательной среды, позитивно влияющей на региональное социально-экономическое развитие, на основе интеграции преимуществ западной технологической культуры и особенностей геоэтнокультурных систем и сообществ Северного Кавказа. Однако региональные инновационные университетские системы как совокупности взаимосвязанных академических и прикладных структур, занятых производством и коммерциализацией знаний и технологий, немыслимы без четко институционализированных и имплементированных в повседневную педагогическую и научную жизнь принципов, ценностей и норм организационной культуры.
Современные региональные университеты постепенно интегрируются в мировое научное - образовательное прострaнcтво. Сложности в высшем образовании приводят к неспособности современного российского общества обеспечить формирование у молодежи социально значимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности. Социально-экономический кризис связан с неустойчивостью системы высшего образования, а кризис в образовании углубляет последствия мирового финансового кризиса. Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба.
Действующая система высшего образования не может обеспечить молодых людей нужными в посткризисную эпоху профессиональными знаниями. Существующие южнороссийские университеты уже не отвечают современным потребностям, а также экономическим, политическим и социальным глобальным изменениям. Они подготавливают слишком мало специалистов, владеющих передовыми инновационными технологиями, с помощью которых можно обеспечить устойчивое экономическое и культурное развитие российского общества.
Институциональные изменения, которые могут являться как негативными, так и позитивными, в системе региональных университетов на Юге России можно описать при помощи многообразных и многофакторных социальных тенденции.
Хотелось бы отметить такой положительный момент как диверсификация. Вузы Юга России столкнулись с необходимостью диверсификации еще в середине 1980х, когда наметился очередной уклон в сторону повышения количества специализаций и направлений в рамках университетской программы. Современные университеты должны диверсифицировать свои образовательные и научные программы и направления, а также хеджировать социальные и финансовые риски.
Значительное повышение внимания к научным исследованиям, которые открывают новые процессы, явления и законы в природе и обществе, а также объясняют их теоретико-методологическом уровне, повлекло за собой фундаментализацию высшего образования, поскольку до этого момента оно было направлено на личностно - ориентированную и развивающую образовательную пpaктику.
Отрицательно сказался на региональных университетах и такой рыночный вызов как коммерциализация, с которым они столкнулись уже в первой половине 1990х. Государственное финансирование учреждений высшего образования резко сократилось. Наука и высшее образование стали (наряду с прочими социальными бюджетными сферами) финансироваться по "остаточному принципу". Коммерциализация в виде распространения платных услуг на все виды и уровни образования привела к легитимации социальной дифференциации российского высшего образования, делению университетов на "элитные" и "массовые". Еще один интересным социальным явлением стала попытка организовать "приватизацию образовательных учреждений" (к примеру, проекты приватизации вузов 1998 года, предложения о приватизации учреждений дополнительного профессионального образования 2004 года, ликвидация налоговых льгот для учреждений высшего образования и др.). И хотя такие попытки провалились, общий тренд коммерциализации пока не изменился.
Больший упор на региональный образовательный компонент и учет требований регионального бизнеса и местных рынков труда является преимуществом современной образовательной системы. Государственные образовательные стандарты содержат в себе федеральный и региональный компоненты, первый представляет собой общие федеральные требования, а второй - региональное содержание, которое в каждой области или республике может различаться. Регионализация обеспечивает диверсификацию специализаций, направлений, курсов и пpaктик высшего образования, охватывающих своеобразие регионов с их культурной, социальной и этнической спецификой.
Внедрение эффективных инновационных образовательных технологий, включая инновационные технологии по развитию университетской организационной культуры, необходимо для подготовки образованных и конкурентоспособных специалистов по широкому спектру естественнонаучных, инженерных, социально-гуманитарных и экономических дисциплин, в том числе, непосредственно для нужд регионов Южного федерального округа.
Большее внимание к индивидуальности и личности студентов и аспирантов представляет собой гуманизация. Теперь целью образования не может выступать только овладение какой-либо профессией. Университетское образование превращается в инструмент непрерывного личностного развития и совершенствования, где на первый план выступает формирование нравственных качеств человека и гражданина для достижения наиболее полного развития в личной, социальной, профессиональной жизни. При этом высшее образование должно носить непрерывный хаpaктер.
Перед системой региональных университетов постоянно возникают новые институциональные вызовы, и система отношений между обществом и институтами высшего образования нуждается в трaнcформации, которая должна оказать влияние на социально-экономическое развитие нашей страны и способствовать занятию Россией достойного места среди мировых держав. Именно классическое университетское образование может стать несущей "конструкцией" формирующегося в России инновационного и постиндустриального общества. Суть инновационной организации регионального университета состоит в его ориентации на будущее, а также адекватном использовании научных знаний и накопленного профессионального опыта. Развитие университетского образования - это основа социально-экономической стратегии, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни на Юге России, а также формирование системы воспроизводства высококвалифицированных кадров.
Статья в формате PDF 206 KB...
24 04 2024 12:12:43
Статья в формате PDF 126 KB...
22 04 2024 8:38:58
Статья в формате PDF 124 KB...
21 04 2024 4:57:29
Статья в формате PDF 121 KB...
20 04 2024 6:59:31
Статья в формате PDF 134 KB...
19 04 2024 22:54:15
18 04 2024 23:30:11
Статья в формате PDF 140 KB...
17 04 2024 2:35:15
Статья в формате PDF 141 KB...
16 04 2024 4:15:50
Статья в формате PDF 251 KB...
15 04 2024 11:53:23
Статья в формате PDF 661 KB...
14 04 2024 23:10:21
Статья в формате PDF 862 KB...
13 04 2024 9:22:42
Статья в формате PDF 131 KB...
12 04 2024 1:16:36
Статья в формате PDF 150 KB...
11 04 2024 17:51:11
Статья в формате PDF 126 KB...
10 04 2024 11:46:30
Статья в формате PDF 127 KB...
07 04 2024 6:42:40
Статья в формате PDF 132 KB...
06 04 2024 21:54:40
05 04 2024 4:58:59
Статья в формате PDF 158 KB...
04 04 2024 13:17:28
03 04 2024 2:25:22
Статья в формате PDF 118 KB...
02 04 2024 18:16:51
Статья в формате PDF 172 KB...
01 04 2024 9:51:30
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный хаpaктер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
31 03 2024 21:50:44
Статья в формате PDF 108 KB...
28 03 2024 5:50:21
Статья в формате PDF 261 KB...
27 03 2024 7:46:15
Разработана методика получения высокоочищенных препаратов инулиназы из продуцентов Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Исследовано влияние различных органических растворителей на полноту осаждения данного фермента. ...
25 03 2024 12:17:10
Статья в формате PDF 127 KB...
24 03 2024 21:18:50
Статья в формате PDF 100 KB...
23 03 2024 14:24:28
Статья в формате PDF 123 KB...
21 03 2024 4:10:40
Статья в формате PDF 111 KB...
20 03 2024 12:51:27
Статья в формате PDF 331 KB...
19 03 2024 0:42:55
Статья в формате PDF 119 KB...
18 03 2024 6:23:53
Статья в формате PDF 123 KB...
17 03 2024 20:34:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::