КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – УНИКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ (РЕГИОН, ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, КРУПНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ)
- многоаспектностью происходящих в них процессов и их взаимосвязанностью;
- отсутствием достаточной количественной информации о динамике процессов;
- изменчивостью хаpaктера процессов во времени и т.д.
В силу указанных особенностей экономические, социальные и т.п. системы называются слабоструктурированными системами. Для анализа и управления такого рода системами в настоящее время широко применяется когнитивный подход, который позволяет увидеть и осознать логику развития событий при большом количестве взаимозависимых факторов. Теоретические основы когнитивного подхода были заложены В.И. Максимовым (Институт проблем управления РАН).
Для принятия правильных управленческих решений необходимо отвечать на ряд весьма нетривиальных вопросов: «Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние ситуации?», «Что будет с ситуацией через такое-то время, если ничего не предпринимать?» и т.д.
Успешно ответить на такие вопросы позволяют компьютерные средства познавательного (когнитивного) моделирования, основанные на когнитивном подходе. Специфика применения средств когнитивного моделирования заключается в их ориентированности на конкретные условия развития ситуации в той или иной стране, регионе, городе, поселке и т.д. Поэтому попытки применить в российских условиях известные зарубежные средства когнитивного моделирования пока не увенчались успехом.
Ключевым понятием в когнитивном моделировании является «когнитивная карта», представляющая собой взвешенный ориентированный граф, в котором вершины взаимнооднозначно соответствуют факторам, в терминах которых описывается предметная область, а дуги отображают непосредственные связи (взаимовлияния) между факторами. Взаимовлияния могут быть положительными, (увеличение / уменьшение одного фактора приводит к увеличению / уменьшению другого) и отрицательными (увеличение/уменьшение одного фактора приводит к уменьшению/увеличению другого). Для отображения степени влияния используют совокупность лингвистических переменных и соответствующую ей совокупность числовых значений из интервала [0, 1]: «очень слабое» - 0,1, «умеренное» - 0,3, «существенное» - 0,5, «сильное» - 0,7 и «очень сильное» - 0,9 (допустимы и промежуточные значения).
Для составления когнитивной модели предметной области необходимо:
- выделить список значимых факторов;
- построить матрицу взаимовлияний;
- определить начальные тенденции изменения факторов.
Имея таким образом составленную модель и выделив во всем множестве факторов два подмножества: «управляющих» и «наблюдаемых» факторов, мы сможем решить следующие задачи:
- моделировать саморазвитие ситуации (т.е. отвечать на вопрос: «Что будет, если сохранятся текущие тенденции изменения факторов?»);
- моделировать управляемое развитие ситуации (т.е отвечать на вопрос: «Что будет, если приложить определенные управляющие воздействия?»);
- искать необходимые управления (т.е. отвечать на вопрос: «Какие управляющие воздействия приложить, чтобы получить желаемый результат?»).
Авторами проводится работа по развитию когнитивного подхода и его применению для анализа и управления слабоструктурированными системами, разработано комплексное программное средство для анализа когнитивных моделей, которое позволяет проводить анализ саморазвития ситуации, а также ее развития с приложением тех или иных управляющих воздействий. Планируется создание пополняемой библиотеки когнитивных моделей различных предметных областей.
Результаты разработок успешно применены в реальных проектах кафедры для решения прикладных задач:
- повышение эффективности управленческих решений, принимаемых администрацией Волгоградской области;
- прогнозирование развития ЖКХ;
- повышение качества высшего образования в сфере IT.
Планируется осуществить когнитивное моделирование экономических, политических, социальных программ органов местного самоуправления, предвыборных кампаний, а также целый ряд других проектов для промышленности и госсектора. О результатах этих исследований и о разработанном программном комплексе авторы надеются рассказать в ближайшее время.
18 04 2024 13:24:12
Проблема создания эффективных препаратов, обладающих выраженным репаративным эффектом и ускоряющих процессы заживления ран после перенесенного механического воздействия, продолжает оставаться очень актуальной. Исследование сводится к созданию биологического стимулятора для интенсификации и возможности скорейшего заживления поврежденных кожных покровов, а не к созданию фармакологического препарата или лекарственного средства ...
15 04 2024 1:45:15
14 04 2024 5:12:16
Статья в формате PDF 107 KB...
13 04 2024 17:22:50
Статья в формате PDF 104 KB...
11 04 2024 11:49:59
Статья в формате PDF 188 KB...
09 04 2024 21:58:53
Статья в формате PDF 245 KB...
07 04 2024 18:58:57
Статья в формате PDF 120 KB...
06 04 2024 14:25:51
Статья в формате PDF 116 KB...
05 04 2024 22:50:17
В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...
04 04 2024 5:30:23
Статья в формате PDF 151 KB...
03 04 2024 8:46:54
Статья в формате PDF 119 KB...
02 04 2024 11:33:21
Статья в формате PDF 253 KB...
01 04 2024 7:49:21
Статья в формате PDF 110 KB...
31 03 2024 18:22:11
Статья в формате PDF 116 KB...
30 03 2024 18:56:14
Статья в формате PDF 192 KB...
29 03 2024 21:36:28
В работе проводились исследования 129 больных в возрасте от 1 месяца до 14 лет. У 68 (52,7 %) детей был диагностирован сальмонеллез еnteritidis, а у 61 (47,3 %) – сальмонеллез typhimurium. В ходе исследования проведена оценка клинической эффективности антибиотикотерапии с определением чувствительности к антимикробным препаратам. Выявлено, устойчивость клафорана к действию большинства бета-лактамаз, определена его клиническая эффективность в терапии тяжелых форм сальмонеллеза еnteritidis. Подтверждена не высокая эффективность монотерапии ципрофлоксацином. Рекомендована коррекция лечения путем использования комбинации препаратов – ципрофлоксацин + меронем. ...
28 03 2024 8:26:11
Статья в формате PDF 265 KB...
27 03 2024 19:18:16
Статья в формате PDF 144 KB...
26 03 2024 18:50:29
Статья в формате PDF 195 KB...
25 03 2024 8:19:36
При моделировании микроускорений возникает вопрос о функции распределения этой величины. В работе исследуется статистическая функция распределения микроускорений внутри космического аппарата, имеющего большие упругие элементы, после выключения управляющих paкетных двигателей. ...
24 03 2024 19:53:39
22 03 2024 4:39:22
Статья в формате PDF 114 KB...
21 03 2024 10:47:56
Статья в формате PDF 123 KB...
19 03 2024 4:18:22
Статья в формате PDF 113 KB...
18 03 2024 23:51:46
Статья в формате PDF 181 KB...
17 03 2024 17:22:59
16 03 2024 3:36:49
Статья в формате PDF 130 KB...
15 03 2024 19:33:13
Статья в формате PDF 128 KB...
14 03 2024 14:11:12
Статья в формате PDF 121 KB...
12 03 2024 8:39:23
Статья в формате PDF 114 KB...
11 03 2024 21:42:27
Статья в формате PDF 113 KB...
10 03 2024 11:45:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::