ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ

Пиралова О.Ф. Статья в формате PDF 131 KB

Опыт престижных университетов Европы, по мнению А. Марги, позволяет утверждать, что миссия высшего образования заключается в подготовке специалистов высочайшего уровня, способных в наращивании объема, распространении, производстве нового и актуального знания, готовых к овладению техническими инновациями и пpaктическому применению такого знания и к критической оценке своих действий. Эти специалисты должны стремиться к гражданской активности и справедливости, что в конечном итоге должно способствовать улучшению жизни общества [4].

Введение многоуровневой системы высшего образования в 90-е годы XX века в России связано с новыми требованиями, предъявляемыми к подготовке специалиста в современную эпоху. Специалист должен обладать высокой степенью самостоятельности, ответственности, готовностью учиться в течении всей жизни. Его конкурентоспособность должна определяться не только степенью его адаптации к сфере профессиональной деятельности, быстротой переобучения, овладения смежными профессиями, но и готовностью к непрерывному образованию, саморазвитию необходимых профессиональных качеств, самообразованию.

Магистерское образование - это процесс и результат освоения специалистом магистерской программы, направленной на развитие профессионально-личностных качеств и исследовательской компетентности в профессиональной сфере деятельности, позволяющих решать инновационные задачи, возникающие в ходе дальнейшего образования. Оно хаpaктеризуется гибкостью профессиональной подготовки, которая проявляется в опережающем и оперативном реагировании на запросы общества.

Исследования показывают, что пpaктическая деятельность отличается быстрой реакцией на изменения в обществе. Эти изменения затрагивают многие традиционные виды деятельности, ставшие менее востребованными или вообще исчезающими (J. Field, C. Houle, P. Thompson) [4].

Анализ рынка труда показал, что научно-технический прогресс также требует модернизации подготовки специалистов. В США установили единицу устаревания знаний специалистов - «период полураспада компетентности», т. е. продолжительность времени со дня окончания вуза до снижения компетентности специалистов на 50%, в связи с появлением новой научно-технической информации. Этот период в настоящее время стремительно сокращается и, по оценкам экспертов, составляет около 5 лет [5].

Следует отметить, что магистерское образование открывает перед студентами возможность стать конкурентоспособными специалистами, поскольку оно ориентировано на комплексный образовательный «продукт» который является результатом суммирования теоретических знаний, пpaктики и «карьерным состоянием» [2]. Анализ опыта реализации магистерского образования позволяет исследователям выделить несколько условных модулей реализации магистерских программ.

Традиционная модель - опирается на единую образовательную программу, которая включает бакалаврскую программу по направлению и профессионально-образовательному профилю и специализированную магистерскую программу.

Инновационная модель - это самостоятельная образовательная программа магистра, которая строится на базе основной образовательной бакалаврской программы по направлению. (Примером может быть «сравнительное образование»). Такая модель способствует подготовке специалистов для деятельности в сложных областях, еще редких, но уже востребованных профессий.

В связи с модернизацией системы образования в России востребованной становится и модель узкопрофессиональной подготовки. Она нацелена на подготовку специалистов высокой квалификации, но в четко очерченной сфере, выходящей за рамки круга профессиональной деятельности дипломированного специалиста [6].

Одним из важных аспектов магистерского образования является его понимание как образования взрослых. Традиционно обучение взрослых рассматривается с позиций повышения квалификации специалистов, приобретения новой профессии безработными, обучение пожилых и т. д. Обращение к современным дидактическим концепциям обучения взрослых позволило установить, что в этих условиях необходимо учитывать активность, стремление к самостоятельной работе, желание использовать опыт обучаемого. Для успешной реализации программ магистерского образования необходимо учитывать, что студенты поступают в магистратуру, как правило, в возрасте 21-22 лет. Социально-психологические исследования определяют данный возраст как «период ранней взрослости» [3].

Следовательно, студенты-магистранты - это специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, определенный профессиональный опыт, в возрасте «периода достижений», когда личность использует интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни, уже имея за плечами определенный социальный, учебный, профессиональный опыт.

Исходя из этого, по мнению С. И. Змеева, магистерское образование опирается на следующие положения:

Ведущая роль в организации процесса обучения принадлежит обучающемуся, который испытывает потребность в самостоятельном определении его параметров. При этом роль преподавателя заключается в поддержке развития самоуправления, оказании помощи в определении параметров обучения и поиске информации;

Происходит аккумуляция бытового, социального, профессионального опыта, который является источником обучения, как самого человека, так и др. людей. В этом случае роль преподавателя - помощь в организации обучения (например, в постановке лабораторного эксперимента, организации дискуссии, решении конкретных задач и пр.);

Деятельность обучающихся направлена на получение знаний, умений, навыков и качеств, которые способствуют становлению его компетентности в целом, а роль преподавателя в этом процессе заключается в том, чтобы помочь студентам в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств при обучении по модулям;

Условия обучения часто жестко определены временными, профессиональными и социальными факторами, которые могут способствовать обучению (либо осложнять его);

Весь процесс обучения строится на совместной деятельности всех участников [1].

В рамках такого подхода важно отметить, что изменяется не только позиция магистранта, но и позиция преподавателя. Акценты смещаются на сопровождение и консультирование магистра. Преподаватель осознанно и целенаправленно создает такие ситуации, ставит такие профессиональные задачи, решение которых приводит к обогащению профессионального опыта магистранта. Консультирование в магистратуре, с одной стороны, выступает как условие обеспечения целостного индивидуального образовательного процесса, а с другой стороны, является самостоятельной структурной единицей взаимодействия преподавателя и студента. Следствием этого взаимодействия становится не представление рекомендаций, а активная поддержка решений обучаемого, способствующих развитию профессиональных компетенций магистранта ( универсальных и специальных).

Понимание специфики магистерского образования позволяет определить цели обучения и разработать адекватные программы, способствующие профессионально-личностному росту, самостоятельности, ответственности будущих специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Змеев С.И. Технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. М., 2002.
  2. Конкурентоспособность выпускника педагогического университета. СПб., 2002.
  3. Крайг Г. Психология развития / Г. Карайг. СПб., 2000; Психология и педагогика высшей школы. Ростов н/Д, 1998. С. 99-278.
  4. Марга А. Университетская реформа в Европе: некоторые эстетические соображения / А. Марга // Высшее образование в Европе. 2004. №4. Т. XXIX.
  5. Можаева Л. Г. Эволюция концепции образования в современном мире / Л. Г. Можаева // Экономика образования. 2001. №6.
  6. Стефанова Н. Л. Магистратура: слово и дело / Н. Л. Стефанова, Н. Л. Шубина. СПб., 2002.


ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У МОРСКОЙ СВИНКИ

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У МОРСКОЙ СВИНКИ Слепая кишка морской свинки имеет форму витка толстой спирали и большие относительные размеры, занимает большую часть каудальной половины брюшной полости, охвачена первой петлей восходящей ободочной кишки. Она сжимает слепую кишку, которая образует складки. ...

05 04 2024 7:12:54

БЕРЕГИТЕ ТИШИНУ

БЕРЕГИТЕ ТИШИНУ Статья в формате PDF 125 KB...

02 04 2024 0:27:34

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых Статья в формате PDF 124 KB...

30 03 2024 10:49:58

БИОСФЕРА И АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

БИОСФЕРА И АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ Статья в формате PDF 111 KB...

27 03 2024 2:27:24

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ. Статья в формате PDF 294 KB...

23 03 2024 5:10:57

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ Статья в формате PDF 151 KB...

16 03 2024 13:14:35

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::