СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Особенности специального профессионального образования обусловлены спецификой предмета преподавания. Подготовка молодого поколения врачей - задача огромной государственной важности и общественной значимости, все заинтересованы в том, чтобы врач был квалифицированным специалистом. В настоящее время требуется не просто передача методического опыта, не просто психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей по отдельным вопросам, требуется умелое направление профессиональной ориентации студента. Актуально и сегодня высказывание французского терапевта XIX века Армана Труссо: «Чтобы стать врачом - надо видеть, видеть и видеть больных. Чтобы стать учителем врачей - надо показывать, показывать и показывать больных». Преподавание - это в первую очередь общение, поэтому потенциальный преподаватель должен быть общительным, иметь четкую дикцию, обладать культурой речи.
В настоящее время в рамках модернизации российского образования одной из важнейших задач профессионального обучения в высших учебных заведениях страны является повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей. Умение формировать творческое и критическое мышление и обучать этим видам студентов определяет уровень профессиональной компетентности педагога. От того, как педагог сумеет обучать студентов критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление зависит продуктивность деятельности студентов.
Обучение клиническим дисциплинам, как правило, проводится «на больных». Возникает взаимодействие не только между преподавателем, студентом, но и между преподавателем, студентом и пациентом. Помимо этого, взаимодействие студентов возникает и с персоналом клинического отделения, администрацией учреждения. Преподаватель на клинической кафедре одновременно является и врачом. Поэтому, каким врачом он предстанет перед студентами, во многом определяет этику учебного процесса. Кроме того, преподаватель-клиницист демонстрирует свое клиническое мышление, умение общаться с больным человеком, грамотно интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований, умение пользоваться основами педагогического мастерства, вовлечь студентов в активное участие в разборе больного.
Коммуникативную компетентность специалиста можно охаpaктеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального взаимодействия с окружающим, умение правильно понимать и толковать специальные термины с людьми, не имеющими отношения к медицине. Коммуникативная компетентность врача начинает формирововаться еще в процессе обучения в медицинском вузе, затем самостоятельно в результате общения с больными. Поэтому очень важно показать преподавателю- клиницисту своим студентам правильный стиль поведения, манеру общения с больными. Если отношение преподаватель-студент представляется как «внутренняя» проблема высшей школы, то когда в это отношение включается больной, ситуация приобретает более широкий хаpaктер. В учебном процессе происходит посвящение студента, еще не врача, в тайну болезни, при этом никто не спрашивает согласие пациента на такое посвящение. Регламентирующих или методических рекомендаций на случай взаимодействия преподаватель-студент-больной в доступной литературе мало. В спopных случаях больного можно «заменить» ситуационной задачей. Это вопросы не только правовые, но и этические. Сейчас этические вопросы преподавания на клинической кафедре обретает актуальность в связи с тем, что неукоснительное соблюдение прав больного человека в современном цивилизованном обществе может значительно осложнить учебный процесс, сделать больного недоступным для обучения врачебной профессии. Особенно это актуально при изучении дисциплины инфекционные болезни, учитывая заразность некоторых инфекционных болезней, невозможность по этическим соображением разбирать больных у постели (например, при ВИЧ-инфекции), как это было принято до недавних пор в медицинском вузе. Подготавливая весь комплекс занятий, начинающий преподаватель вынужден осмыслить и место заданной темы в учебной дисциплине, и необходимость междисциплинарной интеграции с проведением дифференциальной диагностики. Кроме того, преподаватель должен подготовить необходимую для этих занятий методическую документацию и критически осмыслить и при необходимости усовершенствовать сложившуюся на кафедре методику преподавания.
Поиск новых форм и приемов изучения дисциплины в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. Внедрение активных форм и методов обучения, направленных на активизацию обучающихся в учебном процессе (ситуационные задачи, программированный и тестовый контроль, использование обучающих программ, демонстрация видеофильмов, проведение деловых игр, использование мультимедийного сопровождения учебных занятий, демонстрация слайдов для наглядного преподавания) сегодня как никогда актуально.
Статья в формате PDF 306 KB...
23 04 2024 10:45:18
Получены сведения о начальных стадиях развития. Согласно профильно-генетической классификации почв техногенных ландшафтов [5] морфологически выделены элювиоземы инициальные, эмбриоземы инициальные и органо-аккумулятивные. Экспериментально показано, что выделение этих типов почв вследствие низкой скорости почвообразования пока возможно только по почвенно-биологическими показателями. Установлено, что микробное сообщество молодых почв на отвалах Мирнинского ГОК имеет хаpaктерные черты для начальной стадии почвообразования: более высокую в сравнение зональной почвой численность; низкую активность утилизации целлюлозы; низкую инвентарную. Последнее свидетельствует о низкой скорости формирования органо-минерального комплекса почвы. Выявлено, возможности дифференциации типов молодых техногенных ландшафтов по способу субстратов поддерживать начальный рост тест растений. ...
21 04 2024 6:33:51
Сравнительные конструкции рассматриваются с позиции гендерного аспекта. Представлены результаты направленного ассоциативного эксперимента, который позволил выявить различия в женском и мужском конструировании, употрeблении и восприятии сравнительных конструкций. ...
19 04 2024 23:20:17
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 13:28:38
Статья в формате PDF 392 KB...
17 04 2024 20:31:27
Статья в формате PDF 135 KB...
16 04 2024 22:59:21
Статья в формате PDF 134 KB...
15 04 2024 18:53:35
Статья в формате PDF 133 KB...
13 04 2024 3:55:29
Статья в формате PDF 114 KB...
12 04 2024 2:15:51
Статья в формате PDF 106 KB...
11 04 2024 22:29:15
Статья в формате PDF 263 KB...
10 04 2024 13:12:16
09 04 2024 19:19:42
Статья в формате PDF 117 KB...
08 04 2024 8:52:30
Статья в формате PDF 117 KB...
07 04 2024 5:54:13
Статья в формате PDF 115 KB...
06 04 2024 17:33:20
Статья в формате PDF 272 KB...
05 04 2024 23:23:59
Статья в формате PDF 127 KB...
04 04 2024 12:46:22
Статья в формате PDF 103 KB...
03 04 2024 12:44:37
Статья в формате PDF 306 KB...
02 04 2024 17:10:30
Статья в формате PDF 108 KB...
01 04 2024 0:50:55
Статья в формате PDF 168 KB...
31 03 2024 20:12:34
Приводятся основные показатели развития «информационного общества» в конце 20 века. Охаpaктеризованы взаимосвязи наукоемких производственных технологий и информатики, экономики и математики, экономико-математического моделирования управленческих решений. ...
30 03 2024 16:45:15
Статья в формате PDF 122 KB...
29 03 2024 20:48:36
Рассматриваются вопросы локального термодинамического равновесия растворов при фазовых переходах в многолетнемерзлых горных породах. Предложен способ расчета понижения температуры замерзания раствора и с учетом взаимодействия в ней ионов растворенного вещества. Получен критерий существования утойчивости термодинамического равновесия раствора при фазовых переходах. ...
28 03 2024 1:35:11
Статья в формате PDF 118 KB...
27 03 2024 10:48:42
Статья в формате PDF 112 KB...
25 03 2024 5:29:55
Статья в формате PDF 103 KB...
24 03 2024 7:31:31
Статья в формате PDF 258 KB...
23 03 2024 11:28:20
Статья в формате PDF 134 KB...
21 03 2024 18:45:29
Статья в формате PDF 241 KB...
20 03 2024 11:14:33
Предложены офтальмологические лекарственные формы с ортофеном - глазные лекарственные пленки и пролонгированные глазные капли. Разработан их состав, технология длч производства в аптечных условиях, стандартизация. Проведены подробные биофармацевтические исследования in vitro по выбору оптимальных вспомогательных компонентов. Выбран способ количественного анализа ортофена в разработанных лекарственных форм - с помощью спектрофотометрии. ...
18 03 2024 13:57:48
Статья в формате PDF 150 KB...
17 03 2024 2:48:18
Статья в формате PDF 264 KB...
15 03 2024 0:29:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::