СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Феномен интеллекта относится к области идеального, поэтому наибольшее изучение он получил в психологии и философии, отчасти в медицине. Однако, несмотря на все достижения в этой области, проблема интеллекта и интеллектуальных способностей человека является дискуссионной и не решена на данный момент полностью. В подтверждение этому, ученые еще не пришли к единому мнению в отношении определения понятия «интеллект», хотя оперируют им во многих науках. Многогранность интеллекта - это одна из причин, по которым теоретики затрудняются определить данное явление.
Согласно философскому определению, интеллект/ум (от лат. intellectus - ум, рассудок) - это общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни [ФС 1986: 493-494]. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека» [Ожегов 1999: 249]. Из этого следует, что само понятие «интеллект» тесно связано с понятием «способности». Способности в общем виде - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [СЭС 1980: 1270].
В психологии в общем виде существует две точки зрения на природу интеллекта. Первая заключается в том, что существует единый (общий) фактор интеллектуальных способностей, по которому можно судить об интеллекте в целом. Объектом исследования в данном случае являются ментальные механизмы, которые определяют интеллектуальное поведение человека, его приспособляемость к окружающей действительности, а также взаимодействие его внутреннего и внешнего миров (К. Спирмен, Е. Хант, Р. Стернберг, Г.Ю. Айзенк). Примером теории целостности интеллектуальных способностей является теория вычисления коэффициента умственного развития (‘intelligent quotient´ - IQ).
Вторая точка зрения на природу интеллектуальных способностей предполагает наличие множества компонентов интеллекта, которые не зависят друг от друга (Дж. Гилфорд, М.А. Холодная, Л. Терстоун, Г. Гарднер). Исследователи приводят различные классификации, базирующиеся на разных принципах.
Так, Г. Гарднер на основе потенциала личности предложил теорию множественности интеллектуальных способностей, куда входят:
- лингвистические способности (вербальное понимание - способность понимать и раскрывать значение текстов и слов; беглость речи - способность быстро подобрать слово по заданному критерию);
- логико-математические способности;
- прострaнcтвенные способности (способность создавать в уме модель прострaнcтвенного расположения предмета и использовать эту модель);
- натуралистические способности;
- музыкальные способности;
- корпусо-кинестетические способности (способность решать проблемы и придавать форму продукту, используя тело (как, например, делают танцоры));
- интерперсональные/интерличностные способности (способность понимать мотивы действий других людей и знать, как работать с людьми);
- интраперсональные/интраличностные способности (способность формировать правильную модель себя и использовать эту модель для успешного функционирования в обыденной жизни) [Gardner 1983].
М.А. Холодная выделяет четыре основных аспекта функционирования интеллекта, хаpaктеризующие четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили [Холодная 2002: 138].
Конвергентные способности обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации.
Дивергентные способности (креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В качестве критериев креативности рассматривают комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности, таких, как беглость идей, оригинальность, восприимчивость к необычным деталям и метафоричность мышления. Изучая зависимость уровня интеллекта от творческого потенциала личности, делается вывод о том, что высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений. В то же время отмечается, что люди с высоким IQ далеко не всегда обладают высокой креативностью.
При широкой тpaктовке обучаемость рассматривается как общая способность к усвоению новых знаний. В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или других обучающих воздействий.
Познавательные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации и т. д.). В зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около 15 различных когнитивных стилей. Среди них: полезависимость - поленезависимость, импульсивность - рефлективность, аналитичность - синтетичность и другие.
С точки зрения обыденного знания, интеллектуальные способности не так строго структурированы. Они группируются в более обширные области и проявляются в различных сферах деятельности человека (творческой, научной, учебной, профессиональной), его социальном статусе (профессии, образовании, стиле жизни, языковой компетенции, социальной роли) и мopaльно-нравственных качествах (идеалах добра и зла, долга, совести, ответственности, справедливости, тактичности и т.д.).
Таким образом, учитывая как научное, так и обыденное знание, можно сделать вывод о том, что интеллектуальные способности человека имеют сложную структуру. Интеллект понимается как способность человека мыслить, принимать решения, целесообразно использовать свои способности для успешного выполнения определенного рода деятельности. Интеллектуальные способности человека включают в себя множество компонентов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в выполнении человеком разнообразных социальных ролей.
Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Исследование оценочной репрезентации интеллектуальных способностей человека в современном английском языке» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999.
- СЭС - Советский Энциклопедический Словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1980.
- ФС - Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986.
- Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. - N. Y.: Basiс Books, 1983.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002.
Статья в формате PDF 132 KB...
19 04 2024 2:45:55
Статья в формате PDF 317 KB...
18 04 2024 18:37:55
Статья в формате PDF 106 KB...
16 04 2024 14:37:26
Статья в формате PDF 246 KB...
15 04 2024 15:14:46
Статья в формате PDF 122 KB...
13 04 2024 8:26:51
Статья в формате PDF 269 KB...
11 04 2024 23:17:19
Статья в формате PDF 207 KB...
10 04 2024 13:27:10
Статья в формате PDF 139 KB...
09 04 2024 3:52:46
Статья в формате PDF 100 KB...
08 04 2024 6:22:47
Статья в формате PDF 252 KB...
07 04 2024 2:32:19
Статья в формате PDF 105 KB...
06 04 2024 4:59:51
Статья в формате PDF 124 KB...
05 04 2024 23:11:39
Исследованы водные растворы неорганических соединений бесконтактно активированные в бездиафрагменном электролизере. Активация в большинстве случаев сопровождается уменьшением окислительно-восстановительного потенциала растворов. Показано, что релаксация бесконтактно активированных растворов начинается спустя 30-40 минут по завершении активации и протекает в колебательном режиме. Растворы бихромата калия при активации приобретают отрицательный окислительно-восстановительный потенциал, спектр поглощения растворов при этом не изменяется. Для растворов перманганата калия наблюдается противоположный эффект. Изменения окислительно-восстановительного потенциала невелики, однако изменение спектра поглощения раствора свидетельствует об образовании продукта, не имеющем аналогов при химическом восстановлении KMnO4. ...
04 04 2024 5:31:31
Статья в формате PDF 132 KB...
03 04 2024 17:26:43
Статья в формате PDF 122 KB...
02 04 2024 8:36:45
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2024 2:59:55
Статья в формате PDF 111 KB...
31 03 2024 23:27:42
Статья в формате PDF 386 KB...
30 03 2024 14:29:59
Статья в формате PDF 121 KB...
29 03 2024 20:55:18
Статья в формате PDF 115 KB...
28 03 2024 23:56:15
Астpaxaнская область является зоной эндемичной по мочекаменной болезни. За последние годы, по данным литературы, экологическое состояние области ухудшилось, назрела проблема загрязнения волжского водного бассейна. Анализ заболеваемости и распространенности мочекаменной болезни указывает на существенный рост данных показателей в период с 1991 по 2004 годы среди взрослого населения и подростков, особенно в Черноярском, Приволжском и Лиманском районах Астpaxaнской области. Выявленный рост заболеваемости мочекаменной болезни требует решения медико-социальных проблем и проблем, связанных с экологическим нeблагополучием области. ...
27 03 2024 0:39:33
Статья в формате PDF 121 KB...
26 03 2024 17:27:41
Статья в формате PDF 131 KB...
25 03 2024 9:55:43
Статья в формате PDF 204 KB...
24 03 2024 5:20:27
Статья в формате PDF 123 KB...
23 03 2024 21:16:53
Статья в формате PDF 108 KB...
21 03 2024 18:24:57
Статья в формате PDF 127 KB...
20 03 2024 13:44:46
Статья в формате PDF 108 KB...
19 03 2024 5:15:57
Статья в формате PDF 101 KB...
18 03 2024 19:56:31
17 03 2024 15:16:32
Статья в формате PDF 126 KB...
16 03 2024 3:18:20
Статья в формате PDF 111 KB...
15 03 2024 3:17:16
Статья в формате PDF 115 KB...
13 03 2024 18:22:43
Статья в формате PDF 165 KB...
12 03 2024 6:52:12
Статья в формате PDF 103 KB...
11 03 2024 16:14:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::