ФЛУКТУИРУЮЩАЯ АСИММЕТРИЯ ПРИЗНАКОВ ХЕТОТАКСИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТРЯДА SIPHONAPTERA
В представленной работе мы кратко обобщили накопившиеся за десять лет данные об особенностях проявления случайной изменчивости билатеральных признаков хетотаксии у представителей Siphonaptera.
Облигатные гематофаги имаго многих видов из этого отряда играют роль специфического вектора возбудителя чумы (Yersinia pestis). В этой связи особое внимание в работе уделено изучению хаpaктера взаимоотношений блох с чумным микробом. Исследования проводились на насекомых, собранных на очаговой (Тува, Забайкалье) или неочаговой (республика Бурятия) территориях и определенное время разводившившихся в лаборатории, а также с особями непосредственно из природных стаций (Тувинский, Забайкальский, Горно-Алтайский очаги чумы, республика Бурятия), и из инсектарной культуры Xenopsylla cheopis. Проанализированы данные по 4 видам и подвидам блох, искусственным гибридам от скрещивания филогенетически родственных форм [Корзун, Никитин, 1997; Токмакова, 1998; Корзун и др., 2000; Никитин, 2000; Базанова и др., 2004].
Установлено, что между отдельными совокупностями блох по ряду признаков хетотаксии существуют достоверные различия в уровне флуктуирующей асимметрии (ФА). Эти особенности нередко можно тpaктовать как показатель гомеостатического потенциала особей популяции. В этой связи выявлены следующие закономерности.
- По признакам хетотаксиии, не коррелирующими с размерами тела, более высоким уровнем ФА в 4 случаях из 5, хаpaктеризовались имаго Citellophilus tesquorum altaicus, у которых при экспериментальном заражении конгломераты размножающегося возбудителя чумы образовывались в преджелудке в шесть раз чаще.
- Имаго X. cheopis со сформировавшимися в результате интенсивного размножения микроба, так называемыми «блоками» преджелудка, имели более высокий уровень ФА, чем «нeблокированные» особи.
- Гибриды третьего поколения от скрещивания C. tesquorum altaicus и C. t. sungaris не только эффективно передавали возбудителя чумы белым мышам и «блокировались» микробом, но и имели более высокий уровень ФА по сравнению с родительскими подвидами. Как и у X. cheopis, показатель ФА у имаго с «блоками» преджелудка был выше, чем у остальных особей.
- ФА у самцов Amphalius runatus, собранных на участках Горно-Алтайского природного очага чумы в период эпизоотий, выше, чем у особей с территорий, где в данное время эпизоотий не выявлено. Кроме того, в проведенных исследованиях показано, что по некоторым признакам существуют различия в уровне ФА у самок и самцов блох, а также сезонные изменения исследуемого показателя.
Совокупность полученных данных показывает, что уровень ФА может служить маркером определенных взаимоотношений в системе паразит-хозяин. Подобные наблюдения имеются и по другим группам организмов [Яковлев и др., 1981; Захаров, 1987; Евланов, Колокольникова, 1990]. Вместе с тем, во всех этих случаях вывод о степени устойчивости определенной совокупности особей (например, популяции) базируется на ее сравнении с альтернативной системой. Причем он не может быть получен иным путем при использовании в качестве меры ФА дисперсии разности проявления билатеральных признаков. Если же в качестве меры онтогенетических шумов использовать долю симметричных по исследуемому признаку особей в популяции, показатель введенный еще Б.Л. Астауровым [1974], то ситуация может измениться. Этот показатель, подобно уравнению Харди-Вайнберга в популяционной генетике, позволяет рассчитывать теоретически ожидаемые частоты симметричных и асимметричных особей для каждой отдельно взятой совокупности особей. Следовательно, в качестве меры онтогенетического гомеостаза будет выступать доля симметричных имаго, а маркером произошедшего внешнего воздействия - степень отклонения от теоретически ожидаемого соотношения различных форм в исследуемой совокупности. Фактором, осложняющим применение этой меры оценки ФА, является ее статистическая зависимость от уровня однородности анализируемой выборки организмов [Никитин, 2000].
Статья в формате PDF 137 KB...
18 04 2024 10:51:41
Нестандартные задачи в педагогической пpaктике создают благоприятные условия для качественной подготовки учащихся, быстрой адаптации в окружающем мире и малознакомых предметных областях, стимулируют самообразование, формируют научную картину мира и являются инструментом для расширения естественнонаучного кругозора учащихся. ...
17 04 2024 4:27:29
Статья в формате PDF 111 KB...
16 04 2024 4:27:29
Статья в формате PDF 124 KB...
15 04 2024 20:46:54
Статья в формате PDF 227 KB...
13 04 2024 13:53:24
Статья в формате PDF 267 KB...
12 04 2024 21:56:13
Статья в формате PDF 339 KB...
11 04 2024 14:15:40
Статья в формате PDF 142 KB...
10 04 2024 11:45:13
Исследование в биологии включает в себя наблюдение, описание, учебный опыт или эксперимент, сравнение, анализ, систематизацию результатов. Такая самостоятельная учебная деятельность приводит к формированию био-экологического мышления, без которого невозможна реализация биоцентрического принципа в обучении. ...
09 04 2024 6:59:43
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 4:54:34
Статья в формате PDF 119 KB...
07 04 2024 20:26:14
Статья в формате PDF 238 KB...
06 04 2024 7:17:12
Статья в формате PDF 276 KB...
05 04 2024 10:20:23
Статья в формате PDF 126 KB...
04 04 2024 10:20:59
Статья в формате PDF 189 KB...
03 04 2024 18:20:37
Статья в формате PDF 262 KB...
02 04 2024 21:53:48
01 04 2024 12:19:19
Статья в формате PDF 130 KB...
31 03 2024 2:31:54
Статья в формате PDF 295 KB...
30 03 2024 0:49:18
Статья в формате PDF 123 KB...
29 03 2024 14:24:32
Обсуждается проблема формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...
28 03 2024 16:37:57
На основе сухого экстpaкта полученного из растительного сбора (солодка гoлая, софора японская, календула лекарственная) были приготовлены три композиции в виде гранул, которые отличаются количеством склеивающего вещества – прополиса. Выбор вспомогательных веществ был подтвержден и обоснован в опытах in vitro, in vivo, in situ. ...
27 03 2024 20:52:55
Статья в формате PDF 100 KB...
25 03 2024 20:30:46
Статья в формате PDF 138 KB...
24 03 2024 19:36:46
Статья в формате PDF 108 KB...
23 03 2024 22:58:24
Статья в формате PDF 119 KB...
21 03 2024 1:18:14
В данной работе представлены материалы по изучению влияния добавок серы к рациону крупного рогатого скота с целью коррекции иммуннобиохимического статуса при хроническом селеновом токсикозе. ...
20 03 2024 6:44:43
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
19 03 2024 22:30:16
Статья в формате PDF 252 KB...
18 03 2024 15:21:53
Статья в формате PDF 114 KB...
16 03 2024 8:55:13
15 03 2024 3:54:58
Статья в формате PDF 131 KB...
14 03 2024 2:15:23
13 03 2024 3:13:59
Статья в формате PDF 153 KB...
12 03 2024 12:49:47
11 03 2024 1:44:38
Статья в формате PDF 134 KB...
10 03 2024 14:10:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::