МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
Краткосрочное прогнозирование охватывает временной интервал не более нескольких часов. При этом прогнозированию подлежит сугубо умственная работоспособность. При средне- и долгосрочном прогнозировании регламентация умственной работоспособности соотносится уже (в интервале от нескольких недель до семестра) с определением физических и психофизиологических возможностей человека, как основы рабочего динамического стереотипа, в связи с выбором специальности [Баевский Р. М., 1979].
Понятно, что рассмотренные приемы диагностики состояния организма и алгоритмы прогнозирования имеют прикладную направленность. Вместе с тем следует отметить, что полное решение задач диагностики и прогнозирования состояния связано с рассмотрением понятия состояния как динамичного вектора в многомерном прострaнcтве показателей, параметров показателей, адекватных функций физиологических систем, показателей функционирования уровней иерархии организма.
В своей работе по типированию личности мы использовали методику Д.Кейрси (1989) . Его подход к данной проблеме был продиктован стремлением разработать достаточно простую и информативную методику психологического исследования личности. Данная методика позволяет выбрать показатель, больше других изменяющийся в ответ на воздействие. Существуют различные способы отбора показателей для оценки состояния или моделирования динамики состояния организма. Выбор показателей - сложная задача, решение которой почти всегда носит субъективно-объективный хаpaктер.
Так, например, в клинике предпочтение отдают патогенетическим признакам, как наиболее информативным. Вместе с тем, для оценки информативности показателей психологического состояния пpaктически здоровой личности при влиянии нагрузки часто используются формальные методы. Для ликвидации субъективизма в оценке результатов и повышения их валидизации мы предлагаем несложный, базирующийся на анализе первичного информационного материала метод определения диагностического коэффициента и информативности по Кульбаку (Гублер Е. В., Генкин А. А.. 1973):
Dkj-диагностический коэффициент j-го интервала;
Pj(y)0- относительная частота встречаемости показателя «у» в покое в j-м интервале;
Pj(y)н-относительная частота встречаемости показателя «у» при нагрузке в j-м интервале
Информативность показателя «y» в j-м интервале, или степень изменения вероятности его при нагрузке, определяют по формуле:
Ij(y) = ½ Dkj(( Pj(y)0- Pj(y)H))
Общую информативность показателя «у» определяют суммированием информативности интервалов:
Таблица 1. Сравнительная точность (% ошибочных выводов) прогнозных хаpaктеристик психологического типа личности при использовании диагностического коэффициента и без него
Типы ошибок при установлении психологического типа личности |
С использованием коэффициента |
Без использования коэффициента |
Первого рода |
16,5 |
30,1 |
Второго рода |
12,7 |
22,5 |
Опыт применения данной методики позволил сделать следующие выводы:
- Уровень умственной работоспособности в долгосрочном прогнозировании состояния индвида, исходя из особенностей его психологического типа и темперамента, позволяет определить «седловидные» точки на кривой обучения, определяя тем самым прогнозный эффект обучения и идентификации личности по ошибкам первого ( внутри каждой когорты обучаемых) и второго ( между когортами) рода (табл.1)
- Учет состояний индивида в этих точках, в свою очередь, позволяет преподавателю скорректировать учебный процесс таким образом, чтобы максимально использовать творческий потенциал индивида, делая упор на его доминантные психические функции, как базу мотивации.
- Ограничением на применение данного подхода к оптимизации учебной нагрузки в вузе на сегодняшний день является то, что в настоящее время технология психологического типирования личности с применением указанной методики Д.Кейрси является уделом энтузиастов, а типирование личности преподавателя вообще не пpaктикуется ни на каких уровнях.
Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 24.01.2005 г.
Статья в формате PDF 322 KB...
27 03 2024 22:28:20
Статья в формате PDF 113 KB...
26 03 2024 19:28:16
Статья в формате PDF 119 KB...
25 03 2024 12:58:34
Статья в формате PDF 120 KB...
24 03 2024 17:37:52
Статья в формате PDF 120 KB...
23 03 2024 22:50:39
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 22:17:27
Статья в формате PDF 110 KB...
21 03 2024 2:11:32
Статья в формате PDF 105 KB...
20 03 2024 22:11:25
Статья в формате PDF 221 KB...
19 03 2024 3:26:16
Статья в формате PDF 106 KB...
18 03 2024 15:22:31
Статья в формате PDF 104 KB...
16 03 2024 12:28:45
Статья в формате PDF 112 KB...
15 03 2024 6:52:56
Статья в формате PDF 257 KB...
14 03 2024 19:14:45
Статья в формате PDF 114 KB...
13 03 2024 0:42:19
Статья в формате PDF 330 KB...
11 03 2024 22:16:25
Проведены биохимические и иммунологические исследования крови у больных с урогeнитaльными инфекциями в условиях Среднего Приобья. Отмечены патологические изменения показателей белкового, липидного обменов и активация белков острой фазы. Наблюдалось резкое повышение активности креатинкиназы в крови всех групп больных. Результаты иммунологических исследований показали изменения В-клеточного звена в сторону увеличение уровня иммуноглобулинов IgG, IgA и снижение активности Т-клеточного звена иммунитета. ...
10 03 2024 10:12:57
Статья в формате PDF 135 KB...
09 03 2024 16:43:47
Статья в формате PDF 452 KB...
08 03 2024 19:16:29
06 03 2024 15:53:41
05 03 2024 10:13:50
Статья в формате PDF 110 KB...
04 03 2024 9:55:17
Статья в формате PDF 214 KB...
03 03 2024 13:45:37
Статья в формате PDF 359 KB...
02 03 2024 2:53:59
Статья в формате PDF 110 KB...
01 03 2024 1:43:32
Статья в формате PDF 119 KB...
28 02 2024 21:17:14
Статья в формате PDF 308 KB...
27 02 2024 4:33:37
Статья в формате PDF 250 KB...
26 02 2024 15:42:42
Статья в формате PDF 143 KB...
25 02 2024 23:42:18
Статья в формате PDF 113 KB...
24 02 2024 8:57:26
Статья в формате PDF 137 KB...
23 02 2024 19:29:43
Статья в формате PDF 2874 KB...
22 02 2024 23:28:50
Статья в формате PDF 142 KB...
20 02 2024 7:52:10
Статья в формате PDF 323 KB...
19 02 2024 22:19:21
Статья в формате PDF 123 KB...
18 02 2024 11:18:52
Статья в формате PDF 115 KB...
17 02 2024 1:29:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::