О ЦЕЛОСТНОСТИ КАРТИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Закономерный рост интегративных процессов в современной науке сопровождается формированием в ней целостной системы знания - научной картины мира. При этом понятие научной картины мира осмысливается в данном исследовании в значении высшей формы систематизации знания в фундаментальных науках. Такая надтеоретическая система научного знания в нашей литературе определяется как локальная или частно-научная картина мира [3,6]. Поэтому первейшей теоретической и методологической задачей в современной экологии, вдали от которой не может находиться и философия, является целостный анализ тех фундаментальных понятий и принципов, которыми пользуются ученые при исследовании сложных и многообразных процессов преобразованных биогеосистем типа почвы, биогеоценоза, ландшафта и других природных экосистем.
В современной экологии в результате теоретического и пpaктического освоения человеком биогеотических систем формируется их целостный «образ» или картина экологической реальности. Ее логическую структуру образует целый ряд общенаучных, родовых понятий и принципов.
В современном экологическом знании среди общенаучных понятий надо, прежде всего, выделить и определить понятия почвы и биогеоценоза как культурно-природных систем. В понятии почвы как культурно-природном целостном образовании отображается преобразованная почвенная биогеосистема, существенным качеством которой является плодородие, образующееся в результате интегрирующего взаимодействия антропогенного круговорота вещества и энергии на ее живую и неживую части и их круговороты. Преобразованная почва как открытая система является элементом более сложного целостного образования - антропогенного биогеоценоза. Поэтому в понятии антропогенного биогеоценоза отображается тоже преобразованная биогеосистема, только более сложного порядка, нежели почва, существенным качеством которой является совокупная биотическая продукция, образующаяся в результате интегрирующего взаимодействия антропогенного круговорота вещества и энергии на ее живую и неживую части и их круговороты. В этих целостных определениях преобразованных биогеосистем отображается антропогенный круговорот вещества и энергии как высший социокультурный фактор целостности, включающий в себя и низший природный - биогеотический круговорот. При этом основное противоречие между антропогенным и биогеотическим круговоротами вещества и энергии является сущностью саморазвития культурно-природных экосистем.
Целостный анализ имеет первостепенное значение и при формировании в экологии такого общенаучного понятия как антропобиогеотический круговорот вещества и энергии. При этом надо отметить, что методологическим основанием исследуемой проблемы являются философский принцип развития и современная концепция коэволюции, отражающая в себе синтез естественных и социальных процессов в развитии преобразованных природных объектов [1,5].С этих методологических позиций антропобиогеотический круговорот отражает сложный полициклический процесс обратимых и необратимых, циклических и поступательных, прогрессивных и регрессивных, прерывных и непрерывных изменений, состоящих из отдельных звеньев и витков неживой, живой и социокультурной природы, один из которых является генетическим центром. При этом антропогенная деятельность берет на себя интегрирующую функцию управления и регулирования всего социобиогеотического круговорота путем целесообразного и целенаправленного воздействия на важнейшие его звенья и, прежде всего, на почвенный покров как основное ядро, генетический центр культурно-природной экосистемы. Именно в почве под непосредственным воздействием человека регулируется и направляется сложный диалектический процесс синтеза и разрушения органического вещества, который является конкретным выражением диалектического противоречия между антропогенным и биогеотическим круговоротами преобразованной биогеосистемы. Вместе с тем обмен вещества и энергии между отдельными звеньями, фазами антропогенного и биогеотического круговоротами связывает их в единый, необратимый спиралевидный процесс развития социально-экологического мира.
Концепция антропобиогеотического круговорота позволяет выделить, обосновать и осознавать не только инвариантные линии обратимых и необратимых, циклических и поступательных, прогрессивных и регрессивных и других противоречивых изменений в исследуемых системах, интегрирующих в себе природные и социокультурные факторы, но и определить общую направленность их эволюции. Это позволило полнее и глубоко раскрыть и осмыслить содержание и таких фундаментальных понятий в экологии как понятие эволюции культурно-природной почвы, социобиогеоценоза и преобразованной биосферы (ноосферы) нашей планеты.
Среди общенаучных понятий в современном агроэкологическом почвоведении и экологическом земледелии значительное место занимает и экономическое или эффективное плодородие почвы. Как известно, существенный вклад в целостную разработку понятия экономического плодородия почвы сделал К. Маркс. Как следует из его работ, методологическим основанием концепции почвенного плодородия является положение о том, что плодородие есть объективное свойство почвы, что социально-экономическая обусловленность почвенного плодородия определяет степень и хаpaктер использования человеком этого объективного свойства. Выделение в логической структуре понятия плодородия почвы понятий природного и социального (экономического) плодородия почвы, безусловно, оказало и оказывает большое влияние на дальнейшее ее развитие в почвоведении, земледелии, биологии, экологии и других науках.
Таким образом, сложная логическая система перечисленных общенаучных понятий и принципов в экологии образует картину экологической реальности или концепцию агробиогеотического круговорота. Появление такой надтеоретической системы знания можно объяснить ростом интегративных тенденций в современной экологии. В методологическом плане картина экологической реальности служит стилем мышления и выступает как единый подход в научном исследовании преобразованных природных экосистем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- КарпинскаяР.С., ЛисеевИ.К., ОгурцовА.П. Философия природы: Коэволюционная стратегия. - М.: Интерпpaкс, 1995. - 351с.
- ЛойфманИ.Я. Круговорот как форма саморазвития материи // Философские науки, 1969, №5. - С.50-56.
- ЛойфманИ.Я. Научная картина мира, ее уровни и функции в познании // Анализ системы научного познания. - Свердловск: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1984. - С.59-64.
- МарксК. Капитал, Т.3 // МарксК., ЭнгельсФ. Соч., Т.25, ч.2. - 551с.
- МоисеевН.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998, № 8. - С.26-32.
- Табуркин В.И. Философские вопросы сельскохозяйственных наук. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1998. - 107с.
- ТабуркинВ.И., ТабуркинЕ.В. Принцип развития в философии и естествознании. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1999. - 123с.
24 04 2024 13:26:28
Статья в формате PDF 163 KB...
23 04 2024 2:44:14
Статья в формате PDF 122 KB...
22 04 2024 22:41:29
Статья в формате PDF 125 KB...
21 04 2024 11:33:59
Статья в формате PDF 178 KB...
20 04 2024 9:42:21
Статья в формате PDF 105 KB...
19 04 2024 22:19:49
Приведены данные по поведению золота в расплавах различной кремнекислотности. На основании авторских данных и других исследователей намечен основной термодинамический и петрологический механизм поведения золота в расплавах. Установлена важная роль смены режима окисленности – восстановленности расплавов. Отмечена роль коэффициента разделения элементов при эволюции и фpaкционировании расплавов. Более предпочтительна ассоциация крупных месторождений золота с восстановленными магмами, сформировавшимися в процессе контаминации углеродистым коровым материалом родоначальных мантийных базальтоидных магм. ...
16 04 2024 12:10:44
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 22:46:26
Статья в формате PDF 117 KB...
14 04 2024 10:26:29
Статья в формате PDF 103 KB...
13 04 2024 9:26:56
Методом Н+ЯМР-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...
12 04 2024 4:40:22
Статья в формате PDF 103 KB...
10 04 2024 22:31:30
Статья в формате PDF 267 KB...
09 04 2024 20:32:58
Статья в формате PDF 315 KB...
08 04 2024 19:37:59
Статья в формате PDF 110 KB...
07 04 2024 23:30:41
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...
05 04 2024 14:24:56
Статья в формате PDF 277 KB...
04 04 2024 1:29:11
Статья в формате PDF 262 KB...
03 04 2024 12:16:18
Статья в формате PDF 131 KB...
02 04 2024 1:31:34
Статья в формате PDF 182 KB...
31 03 2024 22:35:49
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2024 20:34:23
Статья в формате PDF 134 KB...
29 03 2024 1:38:30
Статья в формате PDF 314 KB...
28 03 2024 7:27:19
26 03 2024 18:18:42
Статья в формате PDF 192 KB...
25 03 2024 3:50:13
Статья в формате PDF 209 KB...
24 03 2024 16:43:25
23 03 2024 1:15:14
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 18:58:37
21 03 2024 20:28:56
Статья в формате PDF 100 KB...
20 03 2024 17:55:14
Статья в формате PDF 210 KB...
19 03 2024 17:35:11
Статья в формате PDF 160 KB...
18 03 2024 10:58:43
Статья в формате PDF 139 KB...
17 03 2024 6:40:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::