ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИЯ
По мнению М.С. Певзнер, морфологической основой интеллекта можно считать недоразвитие лобных долей мозга, и в частности таких систем, как ассоциативные корковые зоны, и, прежде всего лобные и теменные. Многочисленные нейрофизиологические данные свидетельствуют о том, что нарушения, отклонения в развитии необходимых для усвоения знаний и навыков психических функций у детей с трудностями обучения во многих случаях имеют неврологическую основу [1].
Накопленные данные, свидетельствуют о том, что нарушения внимания могут быть связаны с дисфункцией не только передних (лобных), но и задних (теменных) отделов коры, а также базальных ганглиев, стволовых структур вследствие специфики (незрелость или аномалия) их морфофункциональной организации, в ряде случаев наиболее выраженной в правом полушарии [2]. Различные сочетания вовлечения в патологический процесс тех или иных структур мозга, в частности передних (лобных) или задних (теменных) отделов коры, соотносятся с различными поведенческими проявлениями, например с дефицитом внимания с или без гипеpaктивности и особенностями эмоционально-волевой сферы.
Вредящие факторы, воздействующие на мозг в пре- и постнатальный периоды, а также в период младенчества, могут вызвать отставание в развитии мозга, нарушения структурно-функциональной организации мозга. Поражение мозга в области речевых зон левого полушария на ранних этапах онтогенеза обуславливает в дальнейшем появление тех или иных речевых дисфункций. Роль левого полушария в речевой деятельности формируется в процессе онтогенеза. На ранних этапах развития в организации речевых процессов особенно высока роль правого полушария. Степень асимметрии функций левого и правого полушарий увеличивается с возрастом и к 10-12 годам достигает того же уровня, как и у взрослых. Однако тенденция к повышению роли левого полушария в распознавании, запоминании и оценке словесного материала отчетливо проявляется уже в 5-ти летнем возрасте. Тем не менее, и в 7 лет правое полушарие играет еще большую роль в осуществлении ряда речевых функций. В детском возрасте благодаря пластичности мозга повреждения левого полушария сказывается на формировании речевых функций [3].
Для оценки состояния высших психических функций ребенка с проблемами в развитии в процессе обучения значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия. Их использование представляется весьма важным по той причине, что сближает психологический и клинический аспекты диагностического обследования, дополняет неврологическое исследование.
Нами предложено использование ЭЭГ методика для оценки функционального состояния головного мозга и регуляторных отделов мозгового столба, для определения уровня функциональной зрелости этих структур. В особенностях организации биоэлектрической активности мозга отражаются такие важные психологические хаpaктеристики ребенка, как уровень интеллектуального развития. Анализ обследования ЭЭГ 75 детей в возрасте от 8 до 12 лет, имеющих трудности в обучения, свидетельствует о наличии у них патологической электрической активности различной степени. Это согласуется с результатами исследований высших психических функций, выявляющих их значительные изменения при выраженных нарушениях речи.
Применение данной психофизиологической методики позволяет выявить психические нарушения и оценить их соответствия уровня развития электрической активности коры и ствола головного мозга возрастным нормам. Изучение нейрофизиологических механизмов, обуславливающих трудности обучения у детей позволило составить программы специальной психолого-педагогической коррекции. В итоге комплексной коррекционной работы и дополнительной психолого-педагогической помощи на индивидуальных занятиях у большинства учащихся наблюдается положительная динамика в развитии психических процессов, активизируется планирующая и регулирующая функции речи, появляется чувство уверенности в своих силах, формируется полноценная учебная деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., 1975. - 285с.
- Кропотов Ю.Д., Кропотова О.В., Пономарев В.А., Поляков Ю.И., Нечаев В.Б. Нейрофизиологические механизмы селекции действий и их нарушения при синдроме дефицита внимания //Физиология человека, 1999. - Т.25. - 1. - С.115-124.
- Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фишман М.Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения //Физиология человека, 1994. - Т.20. -5. - С.34-47.
Статья в формате PDF 149 KB...
28 03 2024 5:37:23
Статья в формате PDF 143 KB...
27 03 2024 11:21:39
Статья в формате PDF 502 KB...
26 03 2024 17:26:50
Статья в формате PDF 268 KB...
25 03 2024 0:32:33
Статья в формате PDF 293 KB...
24 03 2024 5:33:47
Статья в формате PDF 207 KB...
22 03 2024 0:30:49
Статья в формате PDF 314 KB...
21 03 2024 2:42:26
Статья в формате PDF 128 KB...
20 03 2024 19:29:52
Статья в формате PDF 132 KB...
19 03 2024 11:59:54
Статья в формате PDF 267 KB...
18 03 2024 0:32:50
Статья в формате PDF 301 KB...
17 03 2024 12:44:14
Статья в формате PDF 101 KB...
16 03 2024 19:26:54
Статья в формате PDF 112 KB...
15 03 2024 9:20:48
14 03 2024 9:58:57
Статья в формате PDF 117 KB...
12 03 2024 5:21:31
10 03 2024 16:53:40
Статья в формате PDF 115 KB...
09 03 2024 12:59:39
Слепая кишка белой крысы имеет форму изогнутого чаще вправо конуса или рога, илеоцекальный угол располагается по средней линии или рядом с нею. Реже полукольцевидная слепая кишка крысы находится влево от средней линии и петель подвздошной кишки. ...
08 03 2024 23:20:18
Статья в формате PDF 112 KB...
07 03 2024 22:25:13
Статья в формате PDF 862 KB...
05 03 2024 21:49:47
Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...
04 03 2024 22:23:38
Статья в формате PDF 153 KB...
03 03 2024 11:55:12
Статья в формате PDF 168 KB...
02 03 2024 23:36:43
Статья в формате PDF 134 KB...
01 03 2024 20:49:57
Статья в формате PDF 311 KB...
29 02 2024 4:46:25
Статья в формате PDF 206 KB...
28 02 2024 16:16:14
Статья в формате PDF 112 KB...
27 02 2024 10:44:44
В возрастные периоды от 6 до 9 мес. инвазированные смешанной инвазией фасциолеза и дикроцелиоза бычки симментальской породы пастбищного содержания отставали в приросте массы тела на 9,7 %, в возрасте от 12 до 15 мес. на 12,9 % и в возрасте от 15 до 18 мес. на 15,5 %, что отрицательно влияет на убойные и технологические качества животных. ...
26 02 2024 22:13:47
Статья в формате PDF 484 KB...
25 02 2024 13:49:50
Статья в формате PDF 102 KB...
24 02 2024 6:21:10
Статья в формате PDF 103 KB...
23 02 2024 12:22:37
Статья в формате PDF 124 KB...
21 02 2024 7:44:36
Статья в формате PDF 122 KB...
20 02 2024 6:37:51
Статья в формате PDF 114 KB...
19 02 2024 18:39:33
Статья в формате PDF 113 KB...
18 02 2024 19:35:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::