КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ)

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ)

Дзятковская Е.Н. Статья в формате PDF 207 KB Рефлексия педагогических проблем, связанных с качеством образования и с его «ценой» для физического и психического здоровья учащихся, приводит исследователя к необходимости целостного и системного изучения педагогической действительности. По своей сложности задача создания единой научной теории обучения, воспитания и развития, предполагающая опору на комплексное учение о человеке, намного превосходит проблему создания в физике единой теории поля. Такая сложность объясняется биосоциальным хаpaктером природы человека, сочетанием однозначного и многозначного контекстов взаимодействий человека с информационной средой, их комплексным философско - медико - психолого-педагогическим хаpaктером. Отсутствие четких междисциплинарных научных оснований для проектирования педагогических технологий приводит к проблематичности и преждевременности постановки вопроса об их сертификации. Остаются невыясненными области оптимальности и ограничения использования каждой педтехнологии для учащихся с разной психофизической и этнокультурной индивидуальностью. Выбор той или иной педтехнологии учителем происходит достаточно стихийно и зависит лишь от его индивидуальных предпочтений и квалификации. Имеющийся позитивный опыт проектирования педагогических технологий носит во многом эмпирический хаpaктер. Однако их «слепое» использование в пpaктике образования продолжает приводить к ряду негативных последствий: альтерации онтогенеза - феномену изменения психофизического развития ребенка, приводящему к недореализации потенциальных возможностей учащегося; стойкой тенденции нарастания распространенности в детской популяции психосоматических расстройств, или болезней нервной регуляции, как результату конфликта между хаpaктером регуляции познавательной деятельности ребенка со стороны педтехнологии, с одной стороны, и естественным индивидуально-типическим хаpaктером его нервно - психической регуляции, с другой стороны; декомпенсации органической неврологической и соматической патологии, вторичному иммунодефициту, росту острых заболеваний среди школьников.

Проводимые нами в течении более 10 лет на базе РАМН, РАО (Институт содержания и методов обучения) и вузов Иркутска системные, комплексные медико-психолого-педагогические исследования этио- и патогенеза информационных патологий у школьников в зависимости от хаpaктера педагогических технологий и индивидуально-типологических особенностей ребенка привели к созданию ряда уравнений канонической величины и разработке алгоритма оценки педагогической технологии с точки зрения ее соответствия фундаментальным закономерностям взаимодействия человека с информационным окружением. Доказано, что методологической единицей проектирования педагогической технологии является система «человек - познавательная деятельность - информационное окружение», в которой человек рассматривается как интегральная индивидуальность, субъект деятельности (особенное), имеющий межкультурный (общее), социально-групповой (отдельное) и индивидуальный (единичное) уровни детерминации. Эта система является целостной, недизъюнктивной, содержит в себе источник и движущую силу развития, при этом развитие предстает как изменение целостной системы. Ресурсом и результатом такого изменения является развитие не только способов деятельности субъекта, но и способов ее регуляции. Качественно самый высокий уровень развития системы связан с ее переходом к сознательной саморегуляции. Использование такой методологической единицы позволяет осуществить переход от проектирования условий развития ребенка к проектированию деятельности всех субъектов по созданию условий и по самоизменению, перейти от учебных к образовательным программам и обеспечить здоровьесберегающий эффект педагогических технологий.

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Современные наукоемкие технологии», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 05.01.05 г.



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА. АВТОМОБИЛЬ ‒ НЕ РОСКОШЬ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА. АВТОМОБИЛЬ ‒ НЕ РОСКОШЬ Противоречия между природой и человеком могут быть преодолены лишь повышением экологической грамотности специалистов и экологической культуры населения до такого уровня, когда и производственная деятельность специалистов и поведение в быту человека будут способствовать рациональному природопользованию и гармоничному развитию человеческой цивилизации и окружа­ющей природной среды. ...

16 04 2024 0:48:53

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА Статья в формате PDF 571 KB...

11 04 2024 20:34:31

МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ Статья в формате PDF 251 KB...

04 04 2024 10:21:44

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ В статье рассматривается роль педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Использование педагогических технологий в учебном процессе вуза способствует четкому определению конечной цели, разработке объективных методов контроля, проект учебного процесса, определению структуры и содержанию учебно-познавательной деятельности учащихся. ...

02 04 2024 5:46:15

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ Статья посвящена актуальной морфологической проблеме – формирование слизистой оболочки желудка человека, в раннем эмбриогенезе. Проведен анализ и обобщение научных данных в отечественной и зарубежной литературе о формировании слизистой оболочки желудка. Рассматривается вопрос о процессе формирования врожденных пороков развития желудка. ...

27 03 2024 8:39:56

ЭКСТРАКЦИЯ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ

ЭКСТРАКЦИЯ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ Статья в формате PDF 601 KB...

20 03 2024 12:11:34

АГРЕГАЦИЯ ТРОМБОЦИТОВ ПРИ ЛЕПТОСПИРОЗЕ

АГРЕГАЦИЯ ТРОМБОЦИТОВ ПРИ ЛЕПТОСПИРОЗЕ Статья в формате PDF 121 KB...

18 03 2024 9:21:34

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД Статья в формате PDF 114 KB...

17 03 2024 15:49:41

НОВЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

НОВЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ Статья в формате PDF 112 KB...

13 03 2024 2:29:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::