РАСКОЛ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАСКОЛ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

РАСКОЛ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Новиков С.Г. Статья в формате PDF 208 KB Начиная с 80-х г.г. ХХ в. российское общество совершает трудный, мучительный переход в новое качество. Радикальные изменения в социальной, экономической и политической областях, духовной жизни сделали неизбежными трaнcформации в сфере народного образования. Сегодня страна остро нуждается в приведении образовательно-воспитательной системы в соответствие с требованиями постиндустриального мира. Совершенно очевидно, что при осуществлении усилий в данном направлении отечественное педагогическое сообщество сталкивается с целым рядом проблем, одна из которых - разновекторность темпopaльных и ценностных ориентаций россиян. Для того чтобы яснее понять причины этого явления, его опасность для воспроизводства социального организма необходимо обратиться к анализу опыта прошлого. Дело в том, что культурный раскол - не новый феномен для России. Он стал реальностью еще тогда, когда романовская Империя включилась в «гонку за лидером» - индустриальной западной цивилизацией. На рубеже XIX-XX в.в., точно так же как и ныне, одна часть социума связывала свои надежды с Будущим, рассчитывая сравняться с Западом, а другая - обратила взоры в Прошлое, ностальгируя по стабильности и эгалитарности. Раскол непосредственно затронул и российскую педагогическую культуру. Если попытаться выделить основные течения теоретико-педагогической мысли тех лет, то мы могли бы говорить о двух ведущих направлениях, чьи ориентации укладывались в дихотомию «антропоцентризм - социоцентризм». Педагоги-антропоцентристы, нацеливавшие общество на адаптацию Россией культуры Запада, выстраивали систему ценностей растущего человека вокруг личности. Напротив, педагоги-социоцентристы, взвывавшие к защите традиционных устоев от экспансии культуры «модернити», настаивали на подчинении интересов индивида интересам общины, коллектива, государства. Примечательно, что линия раскола проходила не по горизонтали (то есть не между социальными верхами и низами) и не по вертикали (то есть она не рассекала носителей педагогического сознания на две группы по принципу исповедания консервативной или прогрессистской идеологии). Конфигурация двух культур (антропоцентристски и социоцентристски ориентированных) была более причудливой. Очертания антропоцентризма ограничивались преимущественно интеллектуальными слоями общества, включая весомую часть духовной элиты, а контуры социоцентризма охватывали как основную массу трудящихся, так и значительный сегмент «образованных классов».

На теоретическом уровне педагогического сознания сосуществовали обе культурные ориентации. На обыденном же уровне доминировали соборный и соборно-либеральный варианты социоцентристской этики. Первый из названных был идейно - нравственным фундаментом сопротивления локальных миров социально-экономическим инновациям, разрушавшим традиционную социокультурную среду. Второй являлся продуктом интеллектуальных усилий интеллигенции, использовавшей либеральный язык как утилитарное средство для утверждения традиционных почвенных ценностей. Другими словами, социоцентристская педагогическая культура масс оставалась тем самым бастионом, который не сумела взять антропоцентристски ориентированная когорта отечественных педагогов. Этот же социоцентристский нравственный идеал и сегодня остается главным препятствием для освоения массами россиян таких ценностей как инициативность, предприимчивость, инновация, диалог.

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет), поступила в редакцию 29.12.04 г.



К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ Статья в формате PDF 262 KB...

23 04 2024 13:19:23

ВЛИЯНИЕ КРАТКОСРОЧНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ»

ВЛИЯНИЕ КРАТКОСРОЧНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ» В работе рассматривается влияние краткосрочной изоляции в течение пяти суток на поведение крыс в открытом поле. Показано, что у крыс, находящихся в изоляции, уменьшается время выхода из центра, снижается сумма дефекаций и уринаций. Показатели ориентировочно-исследовательской реакции при повторном тестировании изменялись одинаково у изолированных и групповых крыс. ...

20 04 2024 14:17:42

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ Статья в формате PDF 96 KB...

18 04 2024 20:46:21

ПИВЕНЬ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

ПИВЕНЬ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ Статья в формате PDF 71 KB...

16 04 2024 1:54:52

ХОРУНЖИН ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ

ХОРУНЖИН ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ Статья в формате PDF 174 KB...

15 04 2024 2:12:44

РЕГЕНЕРАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА – РЕАЛЬНОСТЬ НАШИХ ДНЕЙ

РЕГЕНЕРАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА – РЕАЛЬНОСТЬ НАШИХ ДНЕЙ В работе приводится краткий обзор достижений регенеративной медицины. Что представляет из себя регенеративная медицина, насколько реально применение ее разработок в нашей жизни? Как скоро мы сможем воспользоваться ими? На эти и другие вопросы сделана попытка ответить в данной работе. ...

11 04 2024 3:41:38

PROBLEMS OF BIOCHEMICAL INDICATION OF STATUS OF FISHES OF NORTH BASIN

PROBLEMS OF BIOCHEMICAL INDICATION OF STATUS OF FISHES OF NORTH BASIN Статья в формате PDF 127 KB...

02 04 2024 12:12:34

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ДЕФИНИЦИИ «КОРРУПЦИЯ»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ДЕФИНИЦИИ «КОРРУПЦИЯ» Статья в формате PDF 251 KB...

31 03 2024 2:35:26

ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ РОНКОЛЕЙКИНОМ БОЛЬНЫХ HCV-ИНФЕКЦИЕЙ

ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ РОНКОЛЕЙКИНОМ БОЛЬНЫХ HCV-ИНФЕКЦИЕЙ Статья в формате PDF 110 KB...

24 03 2024 4:57:26

МИТРОХИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

МИТРОХИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 328 KB...

21 03 2024 19:17:45

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::