ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
На современном этапе в отечественной психологии имеется значительный опыт исследования проблемы способностей и деятельности учителя. В Пермской психологической школе В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина в русле системного подхода изучаются профессиональные способности учителей различных предметов: математики, русского языка и литературы (Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчикова), музыки (Т.И. Порошина), биологии и химии (Е.Е. Доманова), физической культуры (Н.Ю. Бурлакова). Нами предпринята попытка изучения способностей школьного учителя изобразительного искусства, которые до настоящего времени пpaктически не рассматривались.
Как показал анализ литературы, в работах отечественных и зарубежных психологов основной акцент делается на исследование проблемы собственно художественных способностей. При этом наиболее последовательно изучаются личностные особенности художников-профессионалов (Д. МакКинон, Х. Гоу, Т. Амабайл, Ф. Баррон, Ю.П. Хаюрюнен, К. Мартиндейл, К. Джеймисон, Э. де Боно, Ф. Мартин, Х. Алонзо, Г. Ревеч, В.Н. Мясищев, Е.А. Басин, О.А. Кривцун, Е.Л. Яковлева, Л.И. Сидоренкова и др.). Анализируются структура способностей к изобразительной деятельности и причины неспособности к ней (Х. Мануэль, Н. Мейер, К. Тибу, К. Роджерс, М. Кшикжентмихалый, Р.М. Милграм, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, В.С. Кузин, Л.А. Ивлева, Ю.А. Полуянов, А.А. Мелик-Пашаев, В.Л. Дранков, Н. Селиверстова и др.). Исследуются процесс рисования и его эволюция в онтогенезе (Г.Кершенштейнер, Ф. Ейер, Э. Мейман, Х. Живкова, Р. Кадью, Д. Купчик, И.М. Соловьев, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, М.С. Чернявская, Н.В. Гончаренко и др.). Рассматриваются проблемы программного обеспечения уроков изобразительного искусства и их места в системе общеобразовательных дисциплин (Ф.И. Шмит, И.Г. Оршанский, Б.Ф. Ломов, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, И.П. Волков, Н.М. Молева, Н.С. Лейтес, М.П. Карпенко, Т.В. Назарова и др.). Изучаются проблемы подготовки и государственной аттестации учителей - художников (А.Н. Лук, С.П. Ломов и др.). Обозначенные исследования в большинстве своем ориентированы либо на период детства, когда только постигаются законы рисования, либо на художников - профессионалов. Значительно меньше работ посвящено учителю изобразительного искусства. Только в немногих исследованиях обобщается опыт развития творческой личности художника-педагога в процессе профессиональной подготовки (Г.А. Поровская), вычлeняются его профессионально значимые качества (Н.А. Федорова), обосновывается необходимость выработки критериев оценки художественно-педагогической деятельности (И.А. Бирич, М.Т. Ломоносова). Таким образом, профессиональные способности учителя изобразительного искусства, их структура, хаpaктер детерминации индивидуальными свойствами, особенности проявления на разных этапах профессионального становления остаются недостаточно изученными.
Психологическая структура профессиональных способностей изучалась нами на выборках учащихся выпускных групп художественно-графического отделения Пермского педагогического училища № 4 (этап овладения профессией, 65 человек), учителей изобразительного искусства (ИЗО) средних образовательных учреждений г. Перми со стажем работы 5-10 лет (этап профессионального совершенствования, 65 человек) и 15-20 лет (этап профессиональной зрелости, 65 человек). Всего 195 испытуемых.
Установлено, что структура педагогических способностей учителей со стажем работы 5-10 и 15-20 лет, по сравнению со структурой педагогических способностей выпускников, обладает большим сходством, в том числе в плане возможности взаимной компенсации ее отдельных компонентов. В структуре педагогических способностей существуют как стабильные компоненты, хаpaктеризующие педагогическую направленность, педагогическую чувствительность, способности к процессу педагогической деятельности, так и специфичные компоненты, связанные с этапом профессионального становления учителя ИЗО. У выпускников это удовлетворенность педагогической профессией, а у опытных учителей - педагогическая эффективность. В ходе профессионального становления учителя в структуре его педагогических способностей усиливается выраженность средних значений показателей педагогической компетентности, эмпатии, педагогического такта, уровня развития педагогических способностей, удовлетворенности педагогической профессией, успешности педагогической деятельности и уменьшается выраженность показателей коммуникативных и организаторских склонностей.
В структуре художественно - графических способностей учителя ИЗО существует стабильный компонент - художественная впечатлительность и компоненты специфичные, связанные с этапом профессионального становления. Например, у молодых учителей это противоположная по знаку обозначенной впечатлительности моторно-образная творческость, у опытных - разнонаправленные показатели прострaнcтвенно-логического мышления и образной творческости. Общим фактором успешности предметной деятельности для всех трех групп испытуемых является чувство пропорции; для выпускников и опытных учителей - чувство линии, степень адекватности натуре; для молодых и опытных учителей - способность к воспроизведению натуры по памяти. Специфичным фактором успешности для выпускников является чувство симметрии, молодых учителей - образная память, опытных - уровень развития художественно-графических способностей. Изменение структуры художественно-графических (предметных) способностей учителя ИЗО проявляется в увеличении количества взаимосвязей между ее компонентами на этапах овладения профессией и ее совершенствования и в уменьшении на этапе профессиональной зрелости. На этапе профессионального совершенствования учителя ИЗО (стаж 5-10 лет), по сравнению с этапом овладения профессией, в большей степени выражены средние значения показателей прострaнcтвенно - логического мышления, образной творческости, уровня развития художественно-графических способностей и изобразительно-моторной чувствительности. На этапе профессиональной зрелости учителя ИЗО (стаж 15-20 лет), по сравнению с этапом овладения профессией, в большей степени выражены средние значения показателей образной памяти, прострaнcтвенно-логического мышления и изобразительно-моторной чувствительности. В то же время в выборках молодых и опытных учителей значимые различия средних значений показателей предметных способностей не обнаружены, что указывает на их стагнацию.
Изменение структуры профессиональных способностей учителя ИЗО проявляется в увеличении количества взаимосвязей между ее компонентами. Стабильными компонентами структуры профессиональных способностей учителя ИЗО являются педагогическая чувствительность, способности к процессу педагогической деятельности, художественная впечатлительность. В то же время выявлены и специфичные компоненты, связанные с этапом профессионального становления педагога. В структуре профессиональных способностей опытных учителей ИЗО, в отличие от выпускников и молодых учителей, имеет место интеграция ее педагогического и предметного компонентов. При этом выпускник в большей степени реализует себя как педагог, молодой учитель - как художник (предметник), а опытный - как педагог - художник.
Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет)Статья в формате PDF 118 KB...
19 04 2024 18:54:43
Статья в формате PDF 117 KB...
18 04 2024 6:16:13
Проведенные исследования по изучению микробиоценоза кишечника у больных вирусными гепатитами В (ВГВ), С (ВГС) и микст-инфекции В+С (ВГВ+ВГС) позволили выявить дисбактериоз у 93,1% больных ВГВ, 100% -ВГС, 92,8% - ВГВ+ВГС. Обнаруженные изменения не укладываются в общепринятую классификацию дисбактериоза, что побудило нас разработать собственный вариант классификации. Предлагаемая классификация учитывает объективно существующие изменения количественного и качественного состава микрофлоры и позволяет осуществить рациональную коррекцию выявленных изменений. ...
17 04 2024 3:18:58
Статья в формате PDF 120 KB...
15 04 2024 6:43:18
Статья в формате PDF 128 KB...
14 04 2024 11:26:35
Статья в формате PDF 102 KB...
13 04 2024 23:43:38
В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня cмepтности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...
10 04 2024 8:40:15
Статья в формате PDF 129 KB...
09 04 2024 6:10:42
Статья в формате PDF 219 KB...
08 04 2024 23:27:50
Статья в формате PDF 1797 KB...
07 04 2024 1:11:51
06 04 2024 18:18:55
05 04 2024 9:15:25
Статья в формате PDF 119 KB...
03 04 2024 23:50:11
Цель работы состоит в том, чтобы выявить отличия в организации и употрeблении сравнительных конструкций в речи женщин и мужчин, тем самым определив, как глубинные знания о мире отражаются в «женском» и «мужском» вариантах национального языка. Основным методологическим принципом работы является положение о взаимосвязи языка, человека и его речемыслительной деятельности. ...
02 04 2024 21:21:53
При хроническом отравлении солями молибдена и хрома определены функциональные нарушения у экспериментальных животных. Изменения в плазме крови выявили нарушения желудочно-кишечного тpaкта, печени, почек, сердечной мышцы крыс. ...
01 04 2024 16:27:17
Лимфатическая система на всех уровнях своей организации и этапах своего развития в эволюции и онтогенезе представляет собой специализированный дренажный отдел сердечно-сосудистой системы, коллатеральный к венам. ...
30 03 2024 5:12:36
Статья в формате PDF 484 KB...
29 03 2024 19:22:10
Статья в формате PDF 103 KB...
28 03 2024 10:48:32
Статья в формате PDF 150 KB...
27 03 2024 5:43:47
Статья в формате PDF 116 KB...
26 03 2024 5:59:47
Статья в формате PDF 125 KB...
25 03 2024 13:34:47
Алтайский край разнообразен по рельефу, климату и почвам. Включает 5 природных зон – от сухой степи до увлажнённых предгорий. Гречиха посевная выращивается на всей территории края, однако её посевы наиболее продуктивны в условиях лесостепи, что связано с природными ресурсами и развитым пчеловодством. Применение зонального агротехнического комплекса в лесостепи позволяет получать высокий урожай зерна (1,5–2,0 т/га). ...
23 03 2024 2:55:14
Статья в формате PDF 100 KB...
22 03 2024 8:42:52
В статье представляется методика, владение которой позволит менеджерам управлять устойчивостью предприятия в кризисные периоды развития. ...
21 03 2024 7:17:38
Статья в формате PDF 122 KB...
20 03 2024 22:17:21
Статья в формате PDF 107 KB...
19 03 2024 10:51:42
В статье излагается позиция автора о необходимости максимально ответственно относиться к своему здоровью, исходя из объективных предпосылок нашего времени. ...
18 03 2024 21:38:59
Статья в формате PDF 332 KB...
16 03 2024 19:38:11
Статья в формате PDF 130 KB...
15 03 2024 16:10:17
В работе показано как, используя концептуальный язык «Бинарная Модель Знаний», можно представлять метаданные для публикаций по биологии медицине в Семантическом Вебе. Представление метаданных дается в форме соответствующих онтологий. ...
13 03 2024 6:44:13
Статья в формате PDF 245 KB...
11 03 2024 2:33:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::