ПЕДАГОГ – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТОВ: МОДУЛЬ «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА» (учебно-методическое пособие)
Модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога» входит в состав комплекта учебно-методических пособий «Педагог - руководитель проектов», издан редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева»
в I квартале 2010 года.
Автор - Дюков Валерий Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, основное место работы: кафедра педагогики высшей школы, андрагогики и акмеологии Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института дополнительного образования и повышения квалификации ИДОиПК ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет» (КГПУ) им. В.П. Астафьева.
Дюков В.М. - действительный члeн Философско-экономического ученого собрания Московского государственного университета (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва), действительный члeн Академии педагогических и социальных наук (АПСН, Москва), действительный члeн Европейской Академии Естествознания, члeн-корреспондент Петровской академии наук и искусств (ПАНИ, Санкт-Петербург).
Рецензенты модуля:
- заведующий кафедрой психологии управления ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет» (КГПУ) им. В.П.Астафьева, доктор психологических наук Селезнева Наталья Тихоновна;
- докторант ГОУ ВПО «Сибирский аэрокосмический университет» им. М.Ф. Решетнева, кандидат философских наук Гуртовенко Галина Александровна.
Следует отметить актуальность темы и соответствие ее современным требованиям, полноту и обстоятельность изложения материала. В разделе 1.3.6. Новый преподаватель Модели Рособразования - 2020 подчеркивается: «Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов». Исходя из этой ключевой идеи автор выдвинул ключевую идею модуля - идею развития системного мышления педагогов в том числе в области проектной деятельности.
Учебные цели модуля:
1. Дать представление о системном подходе к проектной деятельности педагога, в том числе:
- о качественном изменении поля профессиональной деятельности педагога и актуализация такой принципиально новой функции, как проектировочная;
- об общесистемных понятиях;
- о системно-деятельностном подходе;
- о получении и использовании информации о будущем.
2. Ввести педагогов в деятельность по направлению «педагог - руководитель проектов».
Структура модуля выглядит следующим образом:
Обращение к читателю
Учебные цели модуля
Содержание
Особенности изучения модуля
Учебные элементы
Учебный элемент 1 Введение в модуль
Основное содержание учебного элемента 1
Приложение к учебному элементу 1 «Модели разных структур последовательных стадий проектирования»
Учебный элемент 2 Общесистемные понятия
Основное содержание учебного элемента 2
2.1. Возникновение общей теории систем
2.2. Системный анализ (СА)
2.3. Системный подход (СП)
2.4. Основные черты теории систем
2.5. Особенности общенаучных понятий ОТС
2.6. Требования, предъявляемые к ОТС
2.7. Система
2.8. Структура
Приложение к учебному элементу 2 «Особенности системного подхода»
Глоссарий к учебному элементу 2
Учебный элемент 3 Системно-деятельностный подход
Основное содержание учебного элемента 3
Приложения к учебному элементу 3
Приложение 1. Программа деятельности в рамках системно-деятельностного подхода
Приложение 2. Содержание концепции в рамках системно-деятельностной педагогики
Приложение 3. Содержание проекта в рамках системно-деятельностной педагогики
Приложение 4. Содержание программы в рамках системно-деятельностной педагогики
Учебный элемент 4 Получение и использование информации о будущем
Основное содержание учебного элемента 4
Приложения к учебному элементу 4
Приложение 1. Проблемно-ориентированный анализ: задачи, приемы, технологии
Приложение 2. Технология прикладного системного анализа
Приложение 3. Ситуационный анализ: задачи, приемы, технологии
Приложение 4. Рентгеновский снимок организма образовательного учреждения
Литература для углубленного изучения модуля
Следует вычлeнить два среза, или два слоя модуля
предметный слой, отражающий то, что нужно познать, смоделировать, пpaктически преобразовать и их изменяемые состояния, модификации;
рефлексивный слой, содержащий вопросы «как?», «каким образом?» по трем основным составляющим в структуре рефлексии:
- как себя (субъекта деятельности, субъекта решения проблемы) подготовить, организовать, мобилизовать и т.д.?
- как, каким образом действовать, где и как искать решение проблемы?
- как оценивать текущие итоговые результаты и как на них реагировать, какие дополнительные, корригирующие действия выполнить?
Таким образом, подход к проблемам развития системного мышления педагогов, в том числе в области проектной деятельности, с учетом рефлексии как деятельностной функции не только позволяет конкретизировать структуру проблем, но и актуализирует вопрос об их информационной «среде обитания», непосредственном информационном «окружении», или о том, что применительно к задаче порой называют «прострaнcтвом задачи».
Вывод: модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога», входящий в состав комплекта учебно-методических пособий «Педагог - руководитель проектов» достоин для выдвижения на конкурс «Лучшее учебно-методическое пособие в отрасли» и награждение дипломом лауреата Всероссийской выставки из серии ЗОЛОТОЙ ФОНД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ.
Статья в формате PDF 119 KB...
18 04 2024 7:40:40
Статья в формате PDF 112 KB...
17 04 2024 5:11:18
Статья в формате PDF 249 KB...
16 04 2024 14:13:22
Статья в формате PDF 126 KB...
15 04 2024 10:33:26
Статья в формате PDF 140 KB...
14 04 2024 15:45:13
Статья в формате PDF 476 KB...
13 04 2024 15:45:57
Статья в формате PDF 102 KB...
10 04 2024 3:17:11
Статья в формате PDF 263 KB...
09 04 2024 2:52:10
Формулируется базовая проблема социально-экономического развития и регулирования процессов на российском Севере – на фоне возрастания геополитического и экономического значения эта специфическая зона хаpaктеризуется нарастанием системных проблем и появлением новых вызовов современности. Значительный опыт исследования перспектив оптимизации управленческих социально-экономических отношений в Институте экономических проблем Кольского НЦ РАН позволил выявить и обосновать два важнейших научных направления: 1) необходимость введения особого направления – «Североведения» – в систему макроэкономических и региональных исследований; 2) необходимость формирования целостной теории прострaнcтвенного развития Севера и Арктики в современном мире. Плодотворному обсуждению этих научных направлений в рамках современных и перспективных проблем была посвящена межрегиональная научно-пpaктическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы», состоявшаяся 14–16 ноября 2012 года в г. Апатиты Мурманской области. Результаты обсуждения приведены в настоящей статье. Делается вывод, что фундаментальная задача современности – необходимость формирования новой парадигмы развития Севера и Арктики с учетом существенных изменений в глобальной расстановке сил последнего двадцатилетия, национальных интересов арктических стран, и. прежде всего, России, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов севера и Арктики, экологических требований и культурно-цивилизационных задач развития. ...
08 04 2024 14:37:43
Статья в формате PDF 156 KB...
07 04 2024 4:26:24
Статья в формате PDF 590 KB...
06 04 2024 20:35:23
Статья в формате PDF 119 KB...
05 04 2024 4:46:42
Статья в формате PDF 304 KB...
04 04 2024 3:20:38
03 04 2024 4:29:18
Статья в формате PDF 116 KB...
02 04 2024 23:24:10
Статья в формате PDF 100 KB...
01 04 2024 3:31:25
Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет. ...
31 03 2024 5:30:51
Статья в формате PDF 120 KB...
30 03 2024 9:44:59
Статья в формате PDF 147 KB...
29 03 2024 0:18:57
Статья в формате PDF 125 KB...
27 03 2024 5:46:51
Статья в формате PDF 412 KB...
26 03 2024 10:28:52
Статья в формате PDF 108 KB...
25 03 2024 4:51:21
Статья в формате PDF 334 KB...
24 03 2024 2:36:26
Статья в формате PDF 120 KB...
23 03 2024 5:29:46
22 03 2024 19:37:31
Статья в формате PDF 264 KB...
21 03 2024 16:38:16
Статья в формате PDF 206 KB...
20 03 2024 4:54:55
Статья в формате PDF 194 KB...
19 03 2024 0:56:13
Статья в формате PDF 112 KB...
18 03 2024 8:51:32
Статья в формате PDF 275 KB...
17 03 2024 3:41:14
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...
16 03 2024 11:54:40
Статья в формате PDF 104 KB...
15 03 2024 11:57:31
Статья в формате PDF 101 KB...
14 03 2024 1:40:30
Статья в формате PDF 116 KB...
13 03 2024 8:48:59
Статья в формате PDF 120 KB...
11 03 2024 23:19:37
Статья в формате PDF 207 KB...
10 03 2024 6:37:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::