ПРОБЛЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

ПРОБЛЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Бондарь С.Б. Мещеряков А.В. Статья в формате PDF 139 KB

В образовании и образовательной деятельности укоренилось представление о физической культуре, как о дисциплине, призванной решать второстепенные, преимущественно рекреативные задачи общего и профессионального образования. Часто недооценивается или игнорируется интегральная и социально значимая роль физической культуры в подготовке специалистов. Однако совокупность основных общекультурных, мировоззренческих, духовных ценностей и функций, которыми обладает физическая культура, как показывает пpaктика, может быть дидактически реализована и играть существенную роль в жизни и развитии личности студента только при наличии внутренне сформированных основ мотивации и возможности их пpaктической реализации в области физической культуры. Образованность в данной области знаний может рассматриваться как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств, методов и технологий целенаправленного физического, интеллектуального и общекультурного совершенствования личности, а также способности передавать (ретрaнcлировать) полученные знания как социально значимую ценность (В.Н. Соловьев, 2008 и др.).

В процессе проведения академических занятий в университете студенты соприкасаются с теми явлениями и процессами, которые являются содержанием базового понятия дисциплины. Данный предмет относится к обязательным, фундаментальным дисциплинам учебного плана всех факультетов государственного высшего образования. При этом каждый вуз, в лице кафедры физической культуры, должен реально способствовать процессу физического воспитания будущего специалиста и формированию его личной физической культуры.

Научно-теоретические представления об образовании в области физической культуры послужили основой для проведения комплексных медико-биологических и педагогических исследований по совершенствованию учебного процесса по физической культуре студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, отнесённых к специальной медицинской группе (СМГ).

У студентов СМГ в возрасте 17-21 года (116 юношей и 152 дeвyшки - экспериментальная, 26 юношей и 43 дeвyшки- контрольная группы) изучалась операционная мыслительная деятельность по общепринятой методике (Бурдон, Спичак, И.Б. Берхин, А.И. Абраменко, Р.С. Немов) на академических занятиях по разработанной нами программе: с дозированной физической нагрузкой различного хаpaктера - первый блок и различной интенсивностью - второй блок. В качестве контроля различных педагогических и физиологических показателей регистрировались: функции гемодинамики - пальпаторно и электрокардиографически; центральной нервной системы - хронорефлексометром (патент на полезную модель №80740 от 21.07.2008г). Дополнительно использовалось более 28 функциональных проб и тестов оценки функций систем кровообращения, внешнего дыхания, вегетативной нервной системы (по А.Г. Дембо, А.А. Виру, В.Л. Карпману, Н.Д. Граевской, А.Г. Вербину, И.В. Аулику и др.). В начале и конце каждого семестра, студенты опытной и контрольных групп выполняли тесты по оценке изменений базовой и общефизической подготовки, функциональному состоянию, уровню психо-эмоциональных изменений. Динамические изменения комплексных показателей оценивались по таблице оценки уровня состояния здоровья в баллах (С.Б. Бондарь, 2004). По результатам сдачи экзаменационной сессии оценивалась успеваемость.

Результаты анализа первого и второго блока работы подтверждают возможности использования адаптированных занятий различного хаpaктера и интенсивности физической нагрузки у студентов СМГ не только для повышения общей физической работоспособности, восстановления нарушенных функций и систем организма, но также для совершенствования операционной мыслительной деятельности и умственной работоспособности.

В частности, использование научно обоснованной, классической системы йоги Б.К.С. Айенгара, по методике В.С. Бойко (1990-2001) в учебных занятиях существенно и достоверно повышает операционную мыслительную деятельность, улучшает функции вегетативной и центральной нервной систем, общее психо-эмоциональное состояние организма студентов (Р < 0.01).

Впервые установлена парадоксальная зависимость между величиной предложенной физической нагрузки и количеством правильно выполненных операционных действий на занятиях с использованием элементов классической йоги. С увеличением физической нагрузки количество и качество мыслительных операций увеличивается и улучшается, что не наблюдается после общепринятых учебных занятиях. Различия достоверны (Р < 0.01).

Изменения изученных физиологических показателей у студентов СМГ неоднозначны. Наиболее благоприятные изменения установлены у студентов с нарушениями функций кардио-респираторной, моче-пoлoвoй, пищеварительной систем. Менее благоприятные - у лиц с нарушениями функций опopно-двигательного аппарата, обменных процессов, остаточных явлений ДЦП, ЧМТ, неврозами различной этиологии, недостаточной общей функциональной и физической подготовленностью и органов зрения.

Полученные нами данные позволяют сделать вывод о реальной возможности использования в учебном процессе со студентами СМГ системы классической йоги. Это будет объективно способствовать эффективному восстановлению синергически взаимосвязанных основных функциональных систем организма данных лиц, улучшению их умственной работоспособности, повышению интереса к занятиям, улучшению здоровья, более высокой профессиональной подготовленности и общей культуры выпускников вузов.

Задачей третьего блока исследования было: опытным путем установить наиболее эффективные, адекватные методы и приемы психорегуляции, релаксации, способствующие повышению и совершенствованию психо-эмоционального состояния, умственной работоспособности студентов опытной группы; определить индивидуально значимые особенности психорегуляции и релаксации студентов до и после проведения стандартного, общепринятого и нетрадиционного, психорегулирующего воздействия.

С этой целью было изучено четыре режима психорегуляции на основные функциональные показатели организма студентов СМГ: 1 - пассивный режим расслабления (ПРР); 2 - аудиальный режим расслабления (П.И. Чайковский, фрагменты «Времена года», шум дождя, звуки весеннего леса, шум прибоя; С. Рахманинов, фортепьянный концерт № 2 и т.д.) - АРР; 3 - вербально-аудиальный режим расслабления - ВАРР (методики В.С. Бойко, В.Л. Леви, Г.С. Беляева); двигательно-пассивный режим расслабления (ДПРР) по разработанной нами программе.

В каждом режиме расслабления исследовались следующие варианты академических занятий: с использованием бега в режиме ПАНО; с элементами спортивных игр; медитативного бега; по общефизической подготовке; использованием комплекса «Сурья Намаскара» - «Навстречу Солнцу» и оздоровительных комплексов № 1, 2 В.С. Бойко; контрольный урок.

Нами установлено, что ЧСС составляла до начала занятий 83.3±1.44 уд/мин. Физические нагрузки различного хаpaктера достоверно повышают показатели ЧСС до 131.5±1.4 уд/мин (медитативный бег); 169.5±2.3 уд/мин (занятия спортивными играми). После выполнения режимов релаксации, ЧСС существенно снижается до 90.1±2.31 уд/мин (занятия спортивными играми) и до 68.5±1.04 уд/мин (занятия классической йогой). Наиболее существенный пророст ЧСС на занятиях спортивными играми и общефизической подготовкой объясняется активным включением в работу, прежде всего, симпато-адреналовой системы, выбросом надпочечниками в кровь «гормонов действия», обеспечивающих высокий уровень эмоциональных проявлений функций центральной нервной системы и опopно-двигательного аппарата. Существенно «сниженная» активность показателей сердечно-сосудистой системы после выполнения комплексов асан йогов объясняется методическими особенностями проведения занятий: условия спортивного зала, внутренняя концентрация, спокойные, плавные движения, отсутствие эмоциональных воздействий, алертность при выполнении физических нагрузок и т.д.

Изменения показателей индекса напряжения миокарда (ИНМ), или «двойного произведения» (З.Б. Белоцерковский, с соавт., 2000 и др.) позволяют косвенно судить о состоянии обменных процессов в миокарде, кислород-трaнcпортной активности, адаптации организма к действию физических нагрузок и т.д. (В.Л. Карпман, 1988; К.В. Судаков, 1999 и др.). Исходные показатели ИНМ составляют 10.02±
0.27 у.е (занятия спортивными играми, режим релаксации - ПРР) - 10.91±0.34 у.е , (различия не достоверны, Р>0,05). После предложенных физических нагрузок показатели ИНМ изменяются в зависимости от вида нагрузок и режима релаксации. В частности, на занятиях медитативным бегом, общефизической подготовки, выполнения комплекса асан при ВАРР, значения ИНМ снижаются на 2.4÷18,0% и недостоверно повышаются на занятиях спортивными играми и контрольном уроке (Р < 0.05).

Представляет определенный интерес хаpaктер изменений показателей гемодинамики и хронорефлексометрии (скрытого периода моторной реакции - СПМР) в зависимости от режима релаксации. Анализ изменений показателей среднего АД (Ср.АД) и СПМР при разных режимах релаксации позволил установить следующее: а) наиболее благоприятные изменения Ср.АД и СПМР произошли на занятиях с использованием оздоровительной йоги и медитативного бега при вербально-аудиальном режиме расслабления (ВАРР) - снижение Ср.АД и СПМР на 7.4 - 11.6% и СПМР - на 8.6 - 11.5% соответственно; б) двигательно - пассивный и пассивный режимы релаксации (ДПРР и ПРР) также способствуют восстановлению функций кровообращения и центральной нервной системы, но уступают аналогичным данным, полученным после проведения ВАРР и АРР (Р<0.05).

Анализ электрокардиографических (ЭКГ) изменений у студентов опытной группы показал положительную динамику изменений зубцов и интервалов ЭКГ при всех режимах релаксации. Различия недостоверны (Р >0.05). Обращает на себя внимание более значимые изменения показателей комплекса QRS и зубцов T в III и VI отведениях после занятий оздоровительной йогой, медитативным бегом и общефизической подготовкой после ВАРР и ДПРР (Р < 0.05).

Проведенный в конце экспериментального исследования анализ академической успеваемости за учебный год позволил выявить существенное улучшение сдачи экзаменационной сессии у студентов опытной группы, в среднем, на 0.67 ± 0.07 балла или на 17.9%.

Выводы.

1. Экспериментально установлены различные виды академических занятий, методы психорегуляции и психорелаксации, оказывающие направленное, положительное воздействие на функции центральной нервной системы, операционную мыслительную деятельность студентов, имеющих различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья.

2. Впервые выявлена реальная возможность прямого и непосредственного воздействия академических занятий по физической культуре в вузе на психо-эмоциональное состояние, умственную работоспособность, способствующих восстановлению основных функциональных показателей и состояния здоровья студентов специальных медицинских групп.

3. Такими учебными занятиями являются: бег в аэробном режиме при ЧСС 118-130 уд/мин и продолжительностью 25-30 мин для юношей, 20-25 мин - для дeвyшек; занятия по общефизической (базовой) подготовке на открытом воздухе; медитативный бег с элементами силовой подготовки; комплексы классической йоги № 1, 2 (В.С. Бойко, 1998, 2001) и «Сурья Намаскара».

4. Наиболее эффективными средствами релаксации в заключительной части занятий для студентов СМГ являются: вербально-аудиальный, аудиальный.

5. Впервые выявлены синергически детерминированные возможности взаимодействия в учебном процессе высшей школы системы занятий по физической культуре и специальных теоретических дисциплин, объективно способствующих существенному и достоверному повышению умственной работоспособности и повышению качества учебного процесса в вузе.



МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера-Шубникова. ...

15 04 2024 10:31:49

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ МЕТАБОЛИЗМА КОЛЛАГЕНА И ПОВЕДЕНИЯ КРЫС В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ»

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ МЕТАБОЛИЗМА КОЛЛАГЕНА И ПОВЕДЕНИЯ КРЫС В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ» В работе методом дискриминантного анализа исследована взаимосвязь между уровнем метаболизма коллагена и особенностями поведения крыс в тесте «Открытое поле». Обнаружено, что крысы с высокой активностью процессов катаболизма коллагена делают большее число уринаций при тестировании по сравнению с другими животными. В то же время особи с высоким уровнем анаболизма коллагена проявляют в «Открытом поле» повышенную горизонтальную двигательную активность. Учет этих хаpaктеристик поведения и массы тела крыс позволяет предсказывать особенности метаболизма коллагена у животных с точностью до 85%. ...

04 04 2024 0:29:13

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ Статья в формате PDF 114 KB...

31 03 2024 15:46:50

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛАГАЛИЩНОЙ ЖИДКОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛАГАЛИЩНОЙ ЖИДКОСТИ Статья в формате PDF 283 KB...

30 03 2024 12:17:21

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА НАДЕЖНОСТИ ОСНОВНОГО ПРОЦЕССА

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА НАДЕЖНОСТИ ОСНОВНОГО ПРОЦЕССА Надежность кристаллизационных установок можно обеспечивать, учитывая, что при ведении основного процесса протекают побочные процессы (агломерация кристаллов, их дробление, инкрустация, вторичное образование зародышей и др.). ...

28 03 2024 6:50:12

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 309 KB...

26 03 2024 3:22:36

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕТАДАННЫХ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ ПО БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ВЕБЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕТАДАННЫХ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ ПО БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ВЕБЕ В работе показано как, используя концептуальный язык «Бинарная Модель Знаний», можно представлять метаданные для публикаций по биологии медицине в Семантическом Вебе. Представление метаданных дается в форме соответствующих онтологий. ...

20 03 2024 19:35:56

ОБ ИСХОДАХ ТЕРМОИНГАЛЯЦИОННОЙ ТРАВМЫ

ОБ ИСХОДАХ ТЕРМОИНГАЛЯЦИОННОЙ ТРАВМЫ Статья в формате PDF 90 KB...

15 03 2024 19:45:53

К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 109 KB...

14 03 2024 9:35:47

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::