ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Проблема психического, душевного, духовного, нравственного здоровья для науки не нова. В отечественных исследованиях эта проблема решалась в рамках психологии, психиатрии и психопатологии С.С. Корсаковым, В.М. Бехтеревым, П.Б. Ганнушкиным, Б.С. Братусем, Б.Д. Карвасарским, В.Н. Мясищевым и т.д. Большое внимание уделялось ей в трудах зарубежных психологов и психиатров 3.Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Э. Фромма, А. Маслоу, К. Роджерса, А. Ассаджоли, К. Хорни, В. Франкла, Э. Эриксона, С. Грофа и др.
В отечественной науке проблемы взаимосвязи психического здоровья и социальной среды, культуры, психического здоровья и психологического здоровья, проблем социальной идентификации начинают изучаться. В традициях отечественной психологии и психиатрии не существовало понятия духовное здоровье, психологическое здоровье, медики и психиатры руководствовались лишь психическим здоровьем. Психическое здоровье, по данным ВОЗ, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. В рамках деятельностного подхода отечественной психологии и понимания психического как процесса, психическое здоровье рассматривается через состояние душевного благополучия, хаpaктеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающих адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В наших эмпирических и экспериментально-психологических исследований рассматривается понятие психологической и психической нормы, исходя из представлений о функциональном оптимуме, который имеет свои ограничения. Если личность располагается в одном из диапазонов конституционально-континуального прострaнcтва, то вероятность негативного дрейфа по вектору норма - патология или по вектору здоровье - болезнь различна. Чем ближе усредненные хаpaктеристики - психологические, психофизиологические или любые другие - у конкретной личности диапазона психологической нормы-акцентуации располагаются к границе диапазона ПАЛ, тем выше вероятность формирования аномальных личностных и поведенческих расстройств по вектору норма - патология (И.В.Боев). В этом случае правомернее предположить искажение психологического здоровья, его духовной и душевной составляющих, что сказывается на микро- и макросоциуме личности в виде усиления его социальной нестабильности, повышения эмоциональной напряженности и конфликтности, нарастания обостренного чувства справедливости, притупления совести и стыда, усиления чувства вины и ощущением, что право на истину принадлежит собственному «Я». Лишь в случаях дополнительных значимых для личности и длительных информационно-стрессовых или глобальных экстремальных воздействий можно наблюдать трaнcформацию аномальных реакций в психопатологические синдромы. Последнее объясняется надежностью конституциональных психологических и психических механизмов компенсации и адаптации.
Субъекты образовательной среды, располагающиеся в диапазоне ПАЛ конституционально-континуального прострaнcтва, хаpaктеризуются невысокой толерантностью к внешним факторам среды обитания, неустойчивостью конституциональных психологических механизмов, которые относительно легко демонстрируют декомпенсаторные и дезадаптационные реакции и расстройства. У многих современных авторов (Ю.А. Александровский, 1976; И.В. Боев, 1999; П.Б. Ганнушкин, 1964; А.С. Димов, 1981; И.В. Дмитриева, С.В. Запускалов, 1980; Б.С Положий., 1991; Л.А. Лепшинский, В.К. Смирнов, 1983; Л.Н. Собчик, 1986; С.Б. Семичев, 1986; Г.К. Ушаков, 1980) прослеживается существование промежуточных между нормой и болезнью состояний. Это находит признание в клинической пpaктике в синдромальной, а не нозологической диагностике и использовании таких терминов, как "пpaктическое здоровье" или "норма" и "патология", в тех случаях, когда они употрeбляются в виде значений, несколько отличающихся от понятий "здоровье" и "болезнь". Как подчеркивал Г.В. Зенович (1979), здоровым может быть человек, не вполне укладывающийся в норму (функциональный оптимум), в связи с наличием у него тех или иных патологических нарушений, которые, однако, еще не дают права говорить о болезни, поскольку лишь определенный уровень последних, достигнутый динамически развивающимся процессом, сообщает им новое качество, именуемое болезнью.
В рамках нашего исследования проанализированы экспериментально-психологические результаты динамики психотипологической личностной изменчивости учителя от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ); систематизированы концепции и подходы по оценке деструктивного воздействия социально-информационных факторов на личность и профессиональную деятельность субъекта образовательного прострaнcтва. На основании данных экспериментального обследования учителей общеобразовательных школ Южно-Российского региона научно подтверждено, что формирование созидательной субъектности связано с преобладающим развитием субъектных свойств на личностном уровне организации субъекта, соответствующего диапазону психологической нормы - акцентуации, в отличие от деструктивной субъектности, соответствующей диапазону ПАЛ в конституционально-континуальном прострaнcтве. Определены основные психологические показатели, свидетельствующие о высоком вероятностном риске возникновения у учителей профессиональных деформаций. Исследована динамика показателей, подтверждающих нарастание деструктивности в субъект-субъектных и субъект-объектных отношениях учителя в процессе профессионального становления;
Нами предложены возможные направления предупреждения профессиональной деформации учителя в виде применения специализированной психологической помощи с объективизацией эффективности, когда в процессе сравнительного психологического анализа учитываются динамика механизмов защиты (компенсации - декомпенсации, адаптации - дезадаптации) и субъектных свойств.
Место расположения учителя в конкретном диапазоне конституционально-континуального прострaнcтва, позволяет на высоко достоверном уровне прогнозировать вероятность индивидуальной психотипологической и личностной чувствительности к деструктивным внешним факторам; определять риск развития аномальной личностной и поведенческой изменчивости, деструктивной субъектности; определять толерантность изучаемого субъекта к нeблагоприятным условиям профессиональной деятельности.
В исследованиях разработаны комбинированные методы и методики специализированной психологической помощи, адекватность и эффективность которых зависит от содержания применяемых методов психокоррекции, вступающих во взаимодействие с различной степенью выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности. На статистическом уровне выделены комбинации психокоррекционных методик для испытуемых, располагающихся в диапазонах ПАЛ и психологической нормы-акцентуации. Было доказано, что разработанная система специализированной психологической помощи способна не только восстановить конституциональные механизмы компенсации и адаптации, но и способствовать стабилизации созидательной субъектности на уровне самопознания, самореализации и саморазвития у педагогов контрольной группы и испытуемых, относящихся к диапазону психологической нормы-акцентуации в условиях нахождения в деструктивной социальной среде.
Статья в формате PDF 286 KB...
24 04 2024 14:14:40
Статья в формате PDF 119 KB...
23 04 2024 19:53:17
Статья в формате PDF 117 KB...
22 04 2024 15:13:10
Статья в формате PDF 132 KB...
21 04 2024 2:39:48
Статья в формате PDF 311 KB...
20 04 2024 19:48:40
Статья в формате PDF 217 KB...
19 04 2024 15:21:35
Статья в формате PDF 135 KB...
18 04 2024 8:11:18
Статья в формате PDF 150 KB...
17 04 2024 10:58:35
Статья в формате PDF 155 KB...
16 04 2024 18:12:53
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 13:23:57
Возникшее при низкодозовом радиационном воздействии повышение уровня ТТГ, снижение уровня тиреоидных гормонов, истощение симпатической импульсации и вегетативный дисбаланс, свидетельствует об установившейся адрено-тиреоидной дисфункции в организме жителей молодого (21–30 лет) и пожилого возраста (61–70 лет) проживающих в районах, прилегающих к Семипалатинскому ядерному полигону. ...
14 04 2024 8:51:19
Статья в формате PDF 147 KB...
13 04 2024 22:19:35
Статья в формате PDF 165 KB...
11 04 2024 6:34:54
Статья в формате PDF 115 KB...
09 04 2024 20:58:59
Статья в формате PDF 103 KB...
08 04 2024 13:51:18
Статья в формате PDF 129 KB...
06 04 2024 18:15:16
Статья в формате PDF 125 KB...
04 04 2024 21:36:13
Методами ДТА и РФА исследованы фазовые равновесия в системе Tl2S-Tl2Te-Tl9SbTe6 (А). Построены политермическое сечение Tl2S-Tl9SbTe6 и изотермическое сечение при 400К фазовой диаграммы, а также проекция поверхности ликвидуса системы А. Установлено, что она является квазитройным фрагментом четверной системы Tl-Sb-S-Te и хаpaктеризуется образованием широких областей твердых растворов на основе исходных соединений. Поверхность ликвидуса системы А состоит из трех полей, отвечающих первичной кристаллизации твердых растворов на основе соединений Tl2S, Tl2Te и Tl9SbTe6. В работе также обсуждены особенности фазовых равновесий в аналогичных системах и, в частности, показано, что все шесть систем данного типа хаpaктеризуются образованием твердых растворов на основе исходных соединений, причем наиболее широкие области гомогенности имеют соединения типа Tl9BVX6. ...
03 04 2024 4:15:30
Статья в формате PDF 253 KB...
31 03 2024 3:23:57
Статья в формате PDF 250 KB...
30 03 2024 13:51:18
Статья в формате PDF 106 KB...
29 03 2024 12:15:43
Статья в формате PDF 103 KB...
28 03 2024 18:57:46
Статья в формате PDF 246 KB...
27 03 2024 18:27:53
26 03 2024 14:55:56
Статья в формате PDF 204 KB...
25 03 2024 20:44:18
Статья в формате PDF 105 KB...
24 03 2024 21:35:22
В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном прострaнcтве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...
23 03 2024 8:59:37
Статья в формате PDF 138 KB...
22 03 2024 20:51:34
Статья в формате PDF 126 KB...
20 03 2024 3:10:23
В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществлена государственная регистрация оригинального алгоритма и базы данных «Drug», позволяющих прогнозировать новые виды действия известных лекарственных средств. Программа основана на сравнении набора квантово-химических и геометрических дескрипторов молекул методами многомерной статистики. Результаты работы алгоритма получили пpaктическое подтверждение для четырех препаратов. ...
19 03 2024 13:26:14
Статья в формате PDF 104 KB...
18 03 2024 12:30:28
Статья в формате PDF 110 KB...
17 03 2024 15:35:29
Статья в формате PDF 784 KB...
16 03 2024 19:39:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::