О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН НА СТЫКЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ
Решение этих задач невозможно без реформирования системы высшего образования как в плане интеграции в мировое образовательное прострaнcтво, так и в русле традиций российской высшей школы, существенного повышения в обществе престижности высшего образования, либерализации управления вузами в плане декларированной их автономии.
Как известно, образование это позитивно мотивированное самообразование. Поэтому повышение роли самостоятельной работы студентов с учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков и контроля результатов самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности, инициативы и формирования профессионально ориентированного менталитета в современных условиях во многом сомнительных реформаторских новаций представляется весьма актуальным.
Государственные образовательные стандарты предусматривают самостоятельную работу студентов в объеме 1/3 части от общей трудоемкости дисциплины. Традиционно на лекции и пpaктические занятия выносятся наиболее сложные для восприятия материалы, рекомендованные учебными программами по специальности. Исключительно редко в рамках учебного времени преподавателю удаётся касаться профессиональных междисциплинарных проблем, тем более проблем, на стыке различных областей знаний. В этом плане многократно возрастает роль самостоятельной работы студентов.
Однако контроль усвоения учебного материала, вынесенного для самостоятельного изучения студентами, зачастую проводится формально или мало эффективно (обычно, на экзамене одним из вопросов). Вместе с тем, в учебных программах насчитывается достаточное количество дисциплин с итоговым контролем в виде «зачета» (или «зачтено») без оценки - результаты самостоятельной работы студентов по дисциплине часто остаются в тени.
Важным моментом является организация самостоятельной работы студентов. Обычно кафедры определяют перечень вопросов (тем) для самостоятельной проработки их студентами во внеучебное время, с соответствующей литературой. Именно при определении перечня вышеуказанных вопросов кафедры могут и должны видеть и предлагать междисциплинарную и межпроблемную тематику для их освоения студентами, в том числе с использованием современных технологий, в частности, интернета.
Эффективный контроль самостоятельной работы студентов вполне возможен. В течение последних 8-10 лет в рамках аудиторного времени (обычно, на одном из итоговых занятий) кафедра проводит групповые или межгрупповые конференции по проблематике самостоятельной работы студентов. В начале семестра студентам раздаются конкретные задания (реферат, учебный плакат, подборка библиографического материала по тому или иному вопросу, подборка адресов в интернете по определенной теме, в том числе и на стыке дисциплин и др.). На конференции в течение 5-7 мин каждый студент докладывает перед аудиторией результаты своей работы. Наиболее интересные материалы, в особенности реферативные сообщения междисциплинарного хаpaктера, обсуждаются, доpaбатываются и выносятся на заседание кафедральной секции вузовской студенческой конференции.
На наш взгляд, проводимая кафедрой работа расширяет кругозор, творческие возможности студентов, повышает мотивацию к их самосовершенствованию, что в конечном итоге способствует подготовке высококвалифицированного, эрудированного, готового к трудовой деятельности в профессионально конкурентной среде специалиста.
Важность разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузе отражена и закреплена в ряде приказов Федерального агентства по образованию и обусловлена предстоящим вступлением страны в ВТО и присоединение к Болонскому процессу. В статье описываются алгоритм, этапы деятельности, результаты разработки и внедрения СМК в Кузбасском государственном техническом университете. ...
23 04 2024 3:50:32
22 04 2024 7:29:59
Статья в формате PDF 276 KB...
19 04 2024 0:34:24
Статья в формате PDF 119 KB...
17 04 2024 21:58:58
Статья «Собственность на землю: историографический аспект» представляет собой историографический анализ проблемы отношений собственности на землю с точки зрения различных школ экономической мысли. В ней раскрываются противоречия теории земельной собственности с современной пpaктикой землепользования. ...
15 04 2024 0:39:35
Статья в формате PDF 124 KB...
13 04 2024 20:14:36
Статья в формате PDF 120 KB...
12 04 2024 16:31:49
Статья в формате PDF 329 KB...
11 04 2024 3:44:29
Статья в формате PDF 260 KB...
09 04 2024 14:16:46
Статья в формате PDF 113 KB...
08 04 2024 20:48:26
Статья в формате PDF 105 KB...
07 04 2024 7:48:19
Статья в формате PDF 104 KB...
06 04 2024 0:48:12
Профилактика респираторных инфекций у детей раннего возраста на современном этапе включает воздействие на местные факторы защиты входных ворот инфекции. Исследовано 48 детей с ОРВИ, 27 с менингококковой инфекцией и 24 с коклюшем в возрасте до 15 месяцев включительно в острый период заболевания и период реконвалесценции. Контрольную группу составили 38 детей того же возраста. Бактериологическими и микроскопическими методами исследования обнаружены изменения в микробиоте слизистой ротоглотки, связанные преимущественно с ростом кандидозной микрофлоры. Наибольшие количественные показатели роста микобиоты в десятки раз выявлены при ОРВИ, тогда как при менингококковой инфекции при условии массивной антибактериальной терапии рост грибковых клеток был умеренным. Коклюш сопровождается на фоне значительных деструктивных процессов в эпителии ротоглотки незначительным ростом грибковой микробиоты. ...
05 04 2024 15:15:58
Статья в формате PDF 121 KB...
04 04 2024 18:27:30
Статья в формате PDF 129 KB...
03 04 2024 18:17:27
Выявлены особенности распределения элементов в системе породы-почвы в результате почвообразовательного процесса в горно-лесных бурых почвах. ...
02 04 2024 15:31:34
Статья в формате PDF 109 KB...
01 04 2024 2:59:57
В этой статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время путем применения инновационных технологий. ...
31 03 2024 0:15:31
Статья в формате PDF 173 KB...
29 03 2024 14:22:39
Статья в формате PDF 262 KB...
28 03 2024 11:56:38
Статья в формате PDF 112 KB...
27 03 2024 8:13:19
Статья в формате PDF 355 KB...
26 03 2024 10:46:44
Статья в формате PDF 126 KB...
25 03 2024 19:21:24
Статья в формате PDF 125 KB...
23 03 2024 10:47:15
В обобщенной (негамильтоновой) механике найдены новые уравнения, описывающие физические явления. Рассмотрены системы многомерных линейных дифференциальных уравнений, возникающие из естественных условий на 8 и 16-мерные многообразия над неассоциативными моноидами. Сформулировано несколько теорем и предположений о структуре и общих свойствах интегрируемых негамильтоновых систем вихревого гидродинамического типа. Скорость распространения гравитации u = 7.9904.10 17 см/c. Скорость распространения состояния инерции приблизительно v = 4.8875.10 35 см/c. Масса – очередной флогистон позитивистской физики. Обнаружено несколько листов гравитации. ...
22 03 2024 17:29:43
Статья в формате PDF 277 KB...
21 03 2024 13:34:18
Статья в формате PDF 101 KB...
20 03 2024 17:14:25
Статья в формате PDF 109 KB...
19 03 2024 11:26:27
Статья в формате PDF 108 KB...
18 03 2024 6:43:33
Статья в формате PDF 111 KB...
17 03 2024 9:49:39
Методом рентген-компьютерной томографии изучены надпочечники 248 мужчин и 203 женщин зрелого (41 – 60 лет), пожилого (61 – 75 лет) и старческого возрастов (76 и более лет). Установлено, что как форма, так и динамика инволюции надпочечников человека проявляют изменчивость и пoлoвoй диморфизм. Выявлена преимущественная возрастная элиминация субъектов с L-формами надпочечников. Полученные результаты можно интерпретировать в пользу предположения о значительной стабильности макропараметров и наличии высокой морфофункциональной устойчивости надпочечников. ...
16 03 2024 7:42:44
Статья в формате PDF 113 KB...
15 03 2024 21:17:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::