РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ (В ТРЕХ ТОМАХ) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ (В ТРЕХ ТОМАХ)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ (В ТРЕХ ТОМАХ)

П.М. Мазуркин Статья в формате PDF 390 KB

Рассмотрены основные вопросы учебных дисциплин «Основы рационального природопользования» и «Рациональное природопользование» показаны примеры статистического моделирования по данным землепользования.

Для студентов направлений подготовки бакалавров и магистров природообустройства, природопользования (сельское, водное и лесное хозяйства), инженерной экологии, а также научных работников и аспирантов, занимающихся изучением вопросов рационального и экологически ответственного природопользования, экологическим мониторингом и ландшафтным обустройством территорий.

Первая часть. Экологически ответственное землепользование.

Основной метод решения природных и хозяйственных задач - это бассейновый подход к оценке природных объектов, а в последующем - выделение из них тех свойств в виде потоков вещества, энергии и информации, которые называются природные ресурсы.

Этот бассейновый подход, как показывает отечественная и мировая пpaктика, позволяет объективно оценивать далекое прошлое хозяйствования людей на конкретной территории, определять сценарии очень далекого будущего и устанавливать социально приемлемые, экономически доступные и технологически возможные стратегии достижения конкретных намеченных результатов по проектируемым мероприятиям в экологически ответственном природопользовании.

Однако хозяйственники пока все и вся, то есть в неограниченном количестве и качестве, в природной среде относят к природным ресурсам. При этом люди пока еще не ограничивают себя и свои потребности в выпускаемых после первичной обработки, обогащения и переработки природного сырья различных видов продукции. За прошедшие 12-15 тысяч лет у людей появился и стал привычным специфичный вид продукции в виде сельскохозяйственных угодий, то есть участков земель для воспроизводства культурных растений и домашних животных.

Земельные ресурсы для сельского хозяйства стали привычным для населения всей Земли средством производства пищевых и кормовых ресурсов. И вот, в начале XXI века, человечество по критериям ЮНЕСКО пытается сохранить уникальные по природным свойствам территории, превращая их в стратегические резервы земель для будущих поколений.

Принятие бассейнового принципа в землепользовании предусматривает изменение границ административных районов и приведение их в соответствие с границами экосистем. Поэтому рациональное землепользование требует, прежде всего, рационализации границ территорий, приведения их в соответствие с границами природных объектов. Одновременно необходимо привести в порядок отраслевое природопользование прежде всего между такими экологоемкими отраслями пользования, как земля (главным образом в сельском хозяйстве), вода и лесные богатства.

В первой части учебного пособия приведены краткие сведения о существующих подходах к рационализации природопользования в целом. Также показаны способы землепользования в сельском хозяйстве, являющемся важнейшей отраслью всей системы природопользования.

Вторая часть. Экологически ответственное водопользование.

На Земле уже не осталось места, где бы не ступала нога человека. Также почти не остались без вовлечения в хозяйственную деятельность природные объекты. При этом люди до сих пор не задумываются о разнице между природными богатствами и природными ресурсами.

Люди без оглядки считают все и вся ресурсами жизнедеятельности. Но, оказывается, не все качество и количество природных богатств можно считать за ресурсы деятельности. Чтобы долгое время сохранять природную среду в ее эволюционном состоянии, необходимо ограничивать хозяйственные аппетиты и вовлекать в пользование не более 60 % территории. Часть территории - 40 % - должна оставаться в естественном виде, если не умеем пользоваться природной средой без ее повреждения и уничтожения.

Водные ресурсы весьма малы при громадных количествах воды на планете. Они вовлекаются в хозяйственную деятельность только в чистом и пресном виде (кроме водного трaнcпорта). При этом доля пресных вод, если не учитывать ледников (они тоже необходимы как регуляторы глобального климата), составляет всего около 1 % от мировых запасов соленой и пресной воды. Если учесть экологическую предельную норму в 60 %, то окажется, что в хозяйственный кругооборот воды человечество может вовлечь только 0,6 % от мировых водных запасов.

Поэтому экологические проблемы обеспечения чистой и пресной водой становятся чрезвычайно важными для будущего всего человечества. Может оказаться так, что страны и народы будут конкурировать за чистую и пресную воду не только экономически.

Существующие научные подходы к изучению природных запасов и ресурсов зациклились на структуре отраслевого природопользования (сельское и лесное хозяйства, строительство и промышленность, трaнcпорт и др.), или же вопросы рационализации природопользования пока рассматриваются только в рамках эксплуатации отдельных видов природных богатств (водное и лесное хозяйства, газовая, угольная и нефтяная промышленности и др.).

Во второй части сделана попытка территориального рассмотрения водопользования как в отраслевом аспекте, так и совместно с экологически ответственным землепользованием.

Третья часть. Экологически ответственное лесопользование.

Площадь лесов мира равна 4 - 4,4 млрд. га. При этом темп сокращения лесов на Земле составляет около 25 млн. га в год, или 0,5 - 0,6 % от лесистости суши (по другим данным - до 1%).

По оценкам лесоводов общая площадь хозяйственно-продуктивных лесов в мире достигает 24·106 км2. Биологи оценивают площадь лесов как растительности (древесных формаций) в (48 - 52,9) × 106 км2.

Из-за неправильного ведения лесозаготовок и недостаточной интенсивности выращивания новых лесов в лесном хозяйстве в большинстве стран мира качество эксплуатируемых человеком лесов непрерывно ухудшается, а доля хозяйственно-продуктивных лесов уменьшается.

Более чем три миллиона лет человек пользуется природными богатствами, покоряя площади естественных лесов во все увеличивающихся масштабах. За последние несколько тысячелетий он создал новые виды плодово-ягодных, декоративных и иных видов деревьев, которые научился интенсивно обpaбатывать в садах и плантациях.

Обработка деревьев и их частей относится к наиболее древнейшей отрасли жизнедеятельности человека. Во многом человек начал расширять свои трудовые навыки, прежде всего, при заготовке бревен и ветвей для топлива, а затем при изготовлении различных деревянных сооружений и изделий.

Еще в начале ХХ столетия жили мастера, умевшие обpaбатывать деревья и заготовлять из них бревна, без единого гвоздя и одними топорами творить знаменитые ныне архитектурные шедевры древнего деревянного зодчества. Эти мастера интуитивно (эвристически) понимали законы жизни леса и живущих в нем деревьев, а также учитывали их при заготовке древесины. Они знали свое ремесло и умело применяли множество способов заготовки качественных круглых, тесаных и пиленых, колотых и иных видов лесоматериалов.

Оснащение процессов обработки деревьев различными техническими средствами началось еще на заре человечества. По археологическим данным, способы и устройства для массовой заготовки древесины в лесах стали создаваться, например, в Древнем Ливане (Ветхий Завет. Третья книга царств. Глава 5). Более чем три тысячи лет назад в лесах работали вахтовые бригады лесорубов, которые применяли сохранившиеся до сих пор методы разделения труда и соответствующие этим методам ручные инструменты и приспособления. Поэтому многие способы лесозаготовки и деревообработки имеют древнейшую историю.

Многие цивилизации и отдельные народы в большинстве случаев погибли из-за хищнического уничтожения лесных массивов. Вместо уничтоженных интенсивными лесозаготовками территорий появлялись пустыни (например, в Сахаре, Средней Азии и др.), болота и оголенные горы (например, в Греции). Эти процессы деградации природных сообществ древесных растений происходят и поныне.

В ответ на экстенсивное развитие лесозаготовок в Европе почти триста лет назад началось осмысление наблюдений за изменением состава и качества лесов и постепенно возникло лесное хозяйство как совокупность научно обоснованных методов обработки различных видов деревьев и типов древостоя.

О дереве и его жизнедеятельности стало известно с тех древних пор очень многое. Однако бурная машинизация лесозаготовок, начавшаяся в мире более чем семь десятилетий назад, поставила лесное хозяйство перед трудными экологическими (лесоводственными и древоводственными) технологическими проблемами. Особенные трудности наблюдаются ныне в России, где искусственные лесные машины вначале вообще не создавались (до начала 30-х годов ХХ века) из-за больших массивов естественных лесов, а затем машины и оборудование лесозаготовок стали массово выпускаться без достаточного учета законов лесоводства, древоведения и древесиноведения.

В начале третьего тысячелетия пришло и в Россию понимание единства природных и хозяйственных процессов, учета в хозяйственной деятельности законов цикличной совместной эволюции лесов и полей, водных объектов и земельных участков, необходимости создания машин и механизмов для экологически ответственной обработки живого леса, для заготовки лесоматериалов исходя из лесоводственных и экологических и иных требований.

Третья часть учебного пособия посвящена краткому описанию существующих технологий лесозаготовки и деревообработки, а также выявлению закономерностей поведения людей и деревьев в ходе лесозаготовительных и лесохозяйственных процессов.



ОБРАЗОВАНИЕ ГРАДИЕНТНЫХ ОКСИДНЫХ ПОКРЫТИЙ В МИКРОПЛАЗМЕННОМ РЕЖИМЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ГРАДИЕНТНЫХ ОКСИДНЫХ ПОКРЫТИЙ В МИКРОПЛАЗМЕННОМ РЕЖИМЕ В статье дано математическое описание процесса образования градиентных оксидных покрытий в микроплазменном режиме для случая, когда лимитирующей стадией процесса является стадия доставки ионов из раствора электролита к поверхности электрода. Статья может быть полезна исследователям и пpaктикам, изучающим и использующим микроплазменные процессы для получения оксидных и керамических покрытий в растворах электролитов. ...

19 04 2024 3:44:10

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ Статья в формате PDF 139 KB...

13 04 2024 5:12:25

Зазимко Михаил Иванович

Зазимко Михаил Иванович Статья в формате PDF 87 KB...

02 04 2024 4:48:21

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБТИПОВ HCV В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБТИПОВ HCV В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ Статья в формате PDF 110 KB...

30 03 2024 7:53:43

СКРИНИНГОВЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

СКРИНИНГОВЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ В работе приводятся данные скрининговых обследований состояния щитовидной железы студентов в возрасте от 16 до 18 лет. При проведении исследований использовались методы экспресс-диагностики, разработанные авторами статьи и на которые получены патенты РФ. На первом этапе обследований проводились прямые измерения длительности коленного рефлекса с помощью электронного рефлексометра; на втором этапе проводилось количественное определение степени увлажненности кожных покровов на приборе с датчиком влажности. Обследования проводились на группе из 246 человек. После статистической обработки данных измерений была проведена их рандомизация с использованием критериев, установленных в ходе клинических испытаний разработанных приборов. Полученные данные представлены в виде гистограмм. В результате проведенных исследований установлен контингент студентов, у которых по полученным данным можно предполагать наличие гипофункции щитовидной железы. Доля таких лиц из числа обследованных составляет порядка 18 %. У незначительной части обследованных были установлены признаки гипертиреоза. Их доля не превышает 5 %. Сравнение данных, полученных двумя разными методами на каждом обследуемом, показал их полную корреляцию в 95 % случаев. Студенты с выявленными отклонениями от нормы были направлены в клинические лаборатории для определения в их крови уровня тиреотропного гормона гипофиза с последующей консультацией эндокринолога. ...

27 03 2024 3:32:46

УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ И ТЕОРИЯ МИКСТОВОГО ФАКТОРА

УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ И ТЕОРИЯ МИКСТОВОГО ФАКТОРА Статья в формате PDF 310 KB...

26 03 2024 8:58:33

ИРКУТСКАЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ИРКУТСКАЯ  КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ Статья в формате PDF 1481 KB...

25 03 2024 14:54:19

СЕРЕБРЯНОЕ ОРУДЕНЕНИЕ ГОРНОГО АЛТАЯ

СЕРЕБРЯНОЕ ОРУДЕНЕНИЕ ГОРНОГО АЛТАЯ Приведены сведения о распространённости серебряного оруденения эпитермального типа серебро-сурьмяной и ртутно-серебряной формаций юго-востока Горного Алтая. Основную рудоконтролирующую роль в локализации оруденения осуществляли структурные факторы (разломы разных порядков). Рудные тела представлены жилами, жильными зонами и штокверками. Текстуры руд: вкрапленные, прожилково-вкрапленные, массивные, пятнистые, коррозионные, катакластические, друзовые, каркасные. Руды представлены серебро-сульфосольными ассоциациями минералов при ведущей роли аргентита, тетраэдрита, теннантита, бурнонита, зелигманита, гудмундита, джемсонита. Концентрации серебра в рудах варьируют от нескольких десятков до нескольких тысяч граммов на тонну. Прогнозные ресурсы серебра для Юстыдского рудного узла составили категорий Р1 – 5822 т, Р2 – 25347 т. ...

16 03 2024 6:17:43

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ФАРФОРА

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ФАРФОРА Статья в формате PDF 113 KB...

14 03 2024 9:23:10

Результаты обследования КД при заболеваниях глотки

Статья в формате PDF 122 KB...

11 03 2024 8:55:54

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::