РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕСТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕСТВА

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕСТВА

Астахова Н.В. Статья в формате PDF 253 KB В начале двадцать первого столетия для общественного сознания хаpaктерно смешение целого ряда тревог и надежд, вызванного значительными изменениями, которые влекут за собой вызовы и трудности, ставя новые проблемы. Современные общества вступили в полосу хаотических перемен, в зону мегарисков, в эпоху различного рода кризисов, осложняемых глобализацией общественных процессов. Немаловажным фактором является усиление роли человека во всех процессах социума. Все эти процессы, носящие противоречивый хаpaктер, неразрывно связаны с проблемой гуманизации российского общества и человека в нем.

Сегодня, на рубеже индустриального и постиндустриального миров, следует говорить об особом этапе развития в России. В истории российского государства было немало таких периодов, которые связаны с переломными состояниями общества. Культура, как нравственный потенциал, в такие периоды играет особую роль, так как в ней как феномене социального развития человека и общества особое место занимают проблемы духовных ценностей.

Ценностное содержание культуры аккумулируется в таких специфических формах духовной деятельности, как философия, религия, мораль, искусство. Именно в этих формах отражается культурный процесс и одновременно осуществляется поиск новых направлений, новых ориентиров. Словом, содержание культуры определяется тем, какие ценности она выpaбатывает в виде жизненных ориентиров, мopaльных норм, художественных идеалов. Причем, надо особо отметить, что, несмотря на значительную роль, которую в развитии культуры играют достижения в области материального производства, центральное место в ее ценностном содержании занимает человек. Поэтому основная ценность культуры в социуме связана с развитием и обогащением личности, т.е. с гуманистической сферой. Культура проявляется, с одной стороны, в развитии идей гуманизма, а с другой - в нормативных образцах личности, которые реализуются людьми в повседневной жизненной пpaктике.

Высшей и наиболее перспективной формой измененного сознания личности является гуманизм самореализации. Идея гуманизма как самореализации личности, как проявление заложенных в индивиде возможностей и полного, гармонического развития человека берет свое начало в культуре. Культура постоянно создает человеку прострaнcтво для проявления добра. Идет непрерывный диалог о добре и зле, вызывая нередко потрясающие чувства, свидетельствующие о способности людей выстоять, нравственно противостоять агрессии зла.

Последние террористические акты в России подтверждают тот факт, что современные проблемы и перспективы развития человечества должны решаться с точки зрения гуманизма. Одним из главных направлений гуманистического содержания культуры является этика ненасилия, развивающая тезис о ценности человеческой жизни. В сфере межгосударственных отношений это - разрешение всех проблем мирным путем. В сфере гражданских отношений, во взаимодействии идей этика ненасилия выступает за смягчение общественных нравов и за утверждение принципа священности и неприкосновенности человеческой личности. Академик А.Д. Сахаров писал, что сверхзадачей человеческих институтов является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной cмepти, но и сохранить в человечестве все человеческое, в частности человеколюбие.

Понятие человеколюбие тесно связано с гуманистическим мышлением, которое проявляется в интеллектуальном плюрализме, идейном многообразии, диалектике духа. Это - мышление множественное, диалогическое, пронизанное доминантой духовной свободы личности, борьбой за человеческую душу. Можно сказать, что гуманистическое мышление - прямой синоним культурному мышлению.

Пpaктическое воплощение гуманистических ценностей в российском обществе оказывается значительнее скромнее и менее заметно. Тем не менее оно существует и есть надежда, что будет крепнуть. Еще в глубокой древности родилась и закрепилась в традиционном обществе первая пpaктическая форма гуманизма - гуманизм милосердия. Он имеет безусловную нравственную ценность: народные обычаи взаимопомощи, гостеприимства, помощь одиноким, больным и убогим. Гуманизм милосердия никогда не потеряет своей ценности, поскольку, к сожалению, существуют и болезни, и катастрофы, и теpaкты, и потери близких, и одиночество. Гуманизм проявляется также в форме благотворительности и филантропии, что безусловно представляет собой важный элемент культуры.

Высшей и наиболее перспективной формой пpaктического гуманизма является гуманизм самореализации. Идея гуманизма как самореализации личности, как проявление заложенных в индивиде возможностей и полного, гармонического развития человека берет свое начало в культуре. Культура постоянно создает человеку прострaнcтво для проявления добра. Идет непрерывный диалог о добре и зле, вызывая нередко потрясающие чувства, свидетельствующие о способности людей выстоять, нравственно противостоять агрессии зла.

Таким образом, определяя контуры современного и будущего российского общества, рассматривая процессы формирования гуманистической личности, мы должны твердо стоять на принципе нравственного приоритета в человеке над его негативным началом. Последнее должно подавляться культурными ценностями, которые человек освоил в процессе социализации и духовного самосовершенствования.

Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современные проблемы науки и образования», , 15-20 ноября 2004г. Поступила в редакцию 16.05.2005.



РОЛЬ МСФО В РОССИИ

РОЛЬ МСФО В РОССИИ Статья в формате PDF 133 KB...

18 04 2024 15:10:56

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ ШИРВАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ ШИРВАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА Среди населения Ширванской зоны Азербайджана проведены медико-генетические исследования по выявлению нарушений ЦНС и органов чувств, установлены типы наследования патологий. Среди 119 больных с 14 наследственными и врожденными заболеваниями 71,43 % приходится на моногенные патологии с аутосомно-рецессивным типом наследования, что объясняется кровнородственными бpaками среди родителей пробандов. ...

16 04 2024 22:16:32

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...

15 04 2024 16:43:40

КОРРЕЛЯТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КОРРЕЛЯТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Рассмотрены корреляты как дополнительные параметры описания объектов. Рассмотрены виды коррелят. Раскрывается понятие коррелятивные показатели. Показано, как влияют корреляты на качество анализа и оценки. Для этого использовано понятие информационная модель объекта. Введено понятие коррелятивной информационной модели объекта (КИМО) Введено понятие производного коррелятивного показателя. (ПКП) Показано, что использование коррелятивного показателя позволяет создавать нелинейные экономико-математические модели. Эти нелинейные модели дают более точное описание изменения стоимости комплексов из разных объектов при существенном влиянии коньюнктурных факторов. Раскрыты основы коррелятивного подхода как инструмента описания, анализа и экономической оценки. Приведены примеры использования коррелятивного подхода. Показаны преимущества коррелятивного подхода. ...

07 04 2024 7:54:41

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Статья в формате PDF 539 KB...

05 04 2024 3:22:59

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА В статье предлагается тpaктовка ресурсного потенциала сельского хозяйства региона. Представлена авторская методика построения интегрального индикатора, позволяющего судить об уровне развития ресурсного потенциала аграрной сферы региона. Дана оценка ресурсного потенциала аграрной сферы регионов Юга России. ...

02 04 2024 5:58:11

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ Лимфатическая система на всех уровнях своей организации и этапах своего развития в эволюции и онтогенезе представляет собой специализированный дренажный отдел сердечно-сосудистой системы, коллатеральный к венам. ...

31 03 2024 22:45:15

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MATHСAD ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MATHСAD ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ Статья в формате PDF 120 KB...

30 03 2024 23:19:20

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся пpaктикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

25 03 2024 6:25:13

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ Статья в формате PDF 125 KB...

16 03 2024 12:36:10

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::