МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КРИЗИСА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КРИЗИСА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КРИЗИСА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ

Филиппов А.С. Статья в формате PDF 196 KB На протяжении многих десятилетий в нашей стране в исторической науке господствовала марксистско-ленинская методологическая система, являвшаяся главным инструментом познания исторической реальности.

Однако начавшийся в конце 1980-х гг. политико-идеологический кризис привел к девальвации определяющей роли марксистско-ленинского подхода к научному познанию и, в итоге, определил возникновение методологического кризиса в исторической науке.

Процесс его преодоления проходил в 2-х направлениях. Во-первых, - посредством заимствования методологических подходов зарубежных научных школ (например, психоистория, гендерная история, цивилизационный подход и др.). Во-вторых, - в переосмыслении опыта развития отечественной методологии исторической науки и создании новых, кардинально отличных от марксистско-ленинской концепции, методологических принципов, которые позволили бы перейти российской исторической науке на новый этап развития.

Однако, несмотря на появление и достаточно успешное внедрение новых подходов, многие признаки кризиса продолжают сохраняться, что не позволяет нам говорить о его полном преодолении в настоящее время. В первую очередь это проявляется в слабом внедрении методологических инноваций в научную деятельность региональных научных центров, бессистемности анализа исторических явлений (в доминанте социально-экономического фактора как главной детерминанты исторического развития и отрицании роли других, не менее важных, сил развития общества), отсутствии реального методологического плюрализма в исторической науке, что выражается в отторжении новых методологических принципов.

Сохранение данной ситуации обусловлено следующими факторами:

1) Слабая связь ведущих научных центров Москвы и Санкт-Петербурга с региональными ВУЗами (особенно в Сибирском федеральном округе) по причинам:

а) ликвидации существовавшей в советское время системы распределения научных кадров, при которой выпускники ВУЗов Москвы и Ленинграда направлялись для научной работы в региональные научные центры, что в целом способствовало повышению уровня научных исследований провинциальных ВУЗов.

б) недостаточного уровня научной интеграции, что объясняется сложной экономической ситуацией в стране и финансовыми трудностями многих региональных ВУЗов.

2) Ограниченный объем библиотечных фондов многих региональных научных центров.

3) Большой удельный вес преподавателей и сотрудников старшего возраста, мировоззренческие позиции которых во многом определяются марксистско-ленинским подходом.

4) Недостаточный уровень координации научной деятельности между отдельными регионами, прежде всего, в сфере методологии исторической науки.

5) Низкий уровень использования новейших информационных технологий в научных исследованиях и отторжение полученной с их помощью информации.

6) Приоритет для основной части преподавательского состава региональных ВУЗов преподавательской работы над научной деятельностью.

Данные факторы в целом снижают потенциал развития и, во-многом, определяют сохранение негативных явлений в региональной исторической науке. Складывается ситуация при которой основные методологические школы и направления базируются, прежде всего, в Москве, Санкт-Петербурге и имеются лишь в небольшом числе провинциальных научных центров.

Преодоление негативных явлений в методологии исторической науки в перспективе, как нам представляется, является возможным за счет более глубокой интеграции и координации научной деятельности региональных ВУЗов как, прежде всего, с научными центрами Москвы и Санкт-Петербурга, так и между собой. Проявляться это должно, в первую очередь, в освоении и активном внедрении в научную пpaктику новейших методологических подходов и, как следствие, повышению уровня научных исследований в региональных научных центрах.


ВАРИАНТНАЯ СТЕНОКАРДИЯ

ВАРИАНТНАЯ СТЕНОКАРДИЯ Статья в формате PDF 138 KB...

24 04 2024 8:57:55

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 311 KB...

21 04 2024 6:54:59

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ Статья в формате PDF 121 KB...

11 04 2024 4:51:31

Искусство комплимента

Искусство комплимента Статья в формате PDF 295 KB...

07 04 2024 9:10:26

ГУМАНИЗМ МЕДИЦИНЫ И ГУМАНИЗИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГУМАНИЗМ МЕДИЦИНЫ И ГУМАНИЗИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Статья в формате PDF 334 KB...

06 04 2024 17:40:10

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ ГРУПП В СИСТЕМЕ DEDUCTIO Статья в формате PDF 110 KB...

25 03 2024 22:44:30

ФОТОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ ЛИЦА И ПОЛОСТИ РТА

ФОТОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ ЛИЦА И ПОЛОСТИ РТА Боль является одним из самых распространенных симптомов, встречающихся в медицинской пpaктике. Было изучено влияние фототерапии на интенсивность боли при невропатиях тройничного нерва травматического происхождения. Для лечения использовались фотонные матрицы Коробова «Барва -флекс/КИК» в сочетании с магнитной матрицей «Барва-флекс/МАГ». Ежедневно интенсивность боли оценивалась по визуальной аналоговой шкале боли. Фототерапия оказывает положительное влияние в виде сокращения интенсивности и длительности болевого синдрома. ...

21 03 2024 2:32:45

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::