ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ВАРИАНТУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Совершенствование системы физического воспитания учащихся тесно связано с их адаптацией к учебной нагрузке. В условиях интенсивного обучения, хаpaктерного для многих инновационных технологий, особенно большая нагрузка ложится на мускулатуру, обеспечивающую поддержание рабочей позы учащихся. Малая устойчивость детского организма к длительным статическим усилиям на фоне высокого психоэмоционального напряжения определяет быстрое развитие утомления и ухудшение функционального состояния младших школьников. Повышенная сложность учебного материала обусловливает увеличение эмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному повышению тонуса скелетной мускулатуры на фоне увеличения деятельности сердечно-сосудистой системы [3, 5].
В связи с этим большой интерес представляет вопрос целенаправленного развития выносливости школьников к статической нагрузке как фактора, способного, с одной стороны, непосредственно снижать нeблагоприятное воздействие чрезмерных учебных нагрузок на состояние здоровья, а с другой стороны - повышать специфическую устойчивость детей в условиях коренной ломки динамического стереотипа. Реализация в этом плане нового уровня школьного физкультурно - оздоровительного режима может явиться перспективным способом преодоления негативных последствий интенсивной учебной деятельности младших школьников [6].
Материалы и методы исследования.
С целью изучения принципиальной возможности влияния экспериментального (трaнcформированного) варианта физического воспитания на показатели физического развития, умственной и физической работоспособности, статической выносливости младших школьников, были выбраны группы учащихся 1-3 классов различных общеобразовательных учреждений.
Для физиолого-гигиенического эксперимента выбирались дети только первой и второй групп здоровья. При отборе также учитывался паспортный и биологический возрасты младших школьников, физическая подготовленность - по результатам общепринятых для учащихся данного возраста моторных тестов.
Первую группу сравнения составили учащиеся младших классов массовых школ с традиционной формой обучения (ТО), вторую группу - учащиеся гимназических классов с инновационной (развивающей) формой обучения (ИО). В третью группу вошли учащиеся гимназий с экспериментальным вариантом физического воспитания (ИЭ). Сущность трaнcформации физического воспитания заключалась в увеличении количества уроков физической культуры до четырех раз в неделю, максимально проводимых на открытом воздухе. В содержание обязательных форм физического воспитания учащихся (уроки физической культуры, физкультминутки и физкультурные паузы) обязательно включались комплексы изометрических упражнений (компоненты статических или статодинамических упражнений), направленных на укрепление преимущественно крупных мышечных групп, испытывающих наибольшие статические нагрузки в процессе учебной деятельности. Начальная дозировка каждого из применяемых специальных упражнений определялась опытным путем, по предварительно проведенным тестам, соответствующим базовым упражнениям и общей направленности экспериментальной программы физического воспитания.
Комплекс физиолого-гигиенических исследований проводился с использованием стандартных методов [4]. Выбор методических приемов определялся конечными целями исследования.
Результаты и обсуждение.
Исследования, проведенные в течение учебного года, показали, что предложенный экспериментальный вариант физического воспитания с использованием сочетания статических (изометрических) и динамических нагрузок на уроках физической культуры оказал положительное влияние на функциональный уровень адаптации младших школьников к учебной деятельности.
Важным элементом, показывающим уровень адаптации, является физическое развитие детей младшего школьного возраста [7], которое хаpaктеризовалось увеличением в 0,8 раз числа первоклассников ИЭ с гармоничным физическим развитием к концу обучения в первом классе, по сравнению с учащимися ИО, и в 1,2 раза, по сравнению со школьниками ТО. Аналогичная тенденция роста числа детей с гармоничным морфофункциональным статусом, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания, наблюдалась также на втором и третьем годах обучения школьников в отличие от групп сравнения (р<0,05).
Динамика показателей, полученных в результате исследований, также указывает на значительный рост физической работоспособности у младших школьников ИЭ, рассматриваемой в качестве интегрального показателя функциональных возможностей организма. Статистически достоверно (р<0,05) показатели общей физической работоспособности (PWC170) учащихся всех начальных классов с экспериментальным вариантом физического воспитания были выше на 18%, чем в классах ТО и на 24%, чем в классах ИО.
Применение трaнcформированного варианта физического воспитания в классах ИЭ позволило значительно увеличить общую, в том числе статическую, выносливость младших школьников. У учащихся ИЭ обучения прирост этого показателя (по С.А. Бapaнцеву [1]) составлял 3,4±1,2 условные единицы, превышая уровень ТО на 50-55% (5,5±3,0 усл. ед.) и уровень ИО - на 60-70% (6,8±2,0 усл. ед.). Следует отметить, что чем ниже показатель, выраженный в условных единицах, тем выше уровень общей выносливости учащегося [1].
Значительное возрастание статической выносливости, являющейся естественным отражением изменившейся структуры уроков физической культуры у учащихся ИЭ, сопровождалось у последних улучшением показателей умственной работоспособности и способности выполнять заданную работу без выраженных признаков утомления.
Интегральным показателем уровня умственной работоспособности школьников служит распределение их на группы работоспособности [4].
На основании комплексной оценки корректурных работ по таблицам В.Я. Анфимова, выполненных при первых утренних исследованиях (эти данные были приняты за исходные), учащиеся младших классов различных учебных заведений были распределены на три группы по уровню их работоспособности. Среди обследованных детей высокую работоспособность (1 группу) имели 22,2% учащихся ИЭ, 19,5% учащихся ТО и 19% учащихся ИО (р>0,05). Средний уровень работоспособности (2 группу) - 71,6% учащихся ИЭ, 62,6% учащихся ТО и 62,9% учащихся ИО (р>0,05). Низкую работоспособность (3 группу) - 6,2%-17,9%-18,1% соответственно (р<0,05). Таким образом, существенные отличия в распределении младших школьников различных учреждений общего образования по группам работоспособности обнаружено в 3-ей группе. В классах ТО и ИО срыв дифференцировки реакций после учебной нагрузки, свидетельствующий о неустойчивости умственной работоспособности и низкой сопротивляемости утомлению, регистрировались в 1,5 раза чаще, чем в классах ИЭ.
Сравнительный анализ недельной динамики умственной работоспособности учащихся младших классов различных учебных заведений показал следующие особенности. Комплексный показатель работоспособности (коэффициент "П", условные единицы) в течение учебной недели у младших школьников, обязательные формы физического воспитания которых содержали изометрический компонент мышечной деятельности, сохранялся на более высоком уровне - в пределах 1,4±0,9 усл. ед. против 1,0±0,3 усл. ед. у учащихся ТО и 0,8±0,1 усл. ед у учащихся ИО. Частота сдвигов работоспособности, отражающих развитие явного и выраженного утомления, у младших школьников ИО к концу учебной недели была меньше, составляя 36,2% - 41,3% против 42,5% - 44,6% у учащихся ТО и 43,5% - 46,1% у учащихся ИО. Таким образом, младшие школьники ИЭ оказались более адаптированными к статическому компоненту учебной деятельности.
Включение в процесс физического воспитания изометрического компонента мышечной деятельности сопровождалось не только очевидным увеличением статической выносливости, физической подготовленности учащихся, но и повышением аэробной работоспособности организма, свидетельствующим об эффективности адаптации сердечно-сосудистой системы к учебной деятельности.
Результаты исследований реакций сердечно-сосудистой системы младших школьников, находящихся в разных условиях обучения, на физическую нагрузку позволили установить различия адаптационных возможностей и физиологическую "стоимость" центральной гемодинамики по показателям минутного объема крови.
Значительный прирост работоспособности у учащихся ИЭ достоверно в большей степени обеспечивался увеличением ударного объема сердца (55% - 60%), по сравнению с учащимися ТО (22%) и ИО (25%), у которых при выполнении одинаковой по интенсивности нагрузки наблюдался менее экономный тип реакции центральной гемодинамики. Повышение минутного объема сердца в ответ на дозированную нагрузку обеспечивался у них за счет более значительного увеличения частоты сердечных сокращений при менее выраженном приросте ударного объема сердца.
Выводы:
- Полученные данные дают основания полагать, что предложенный метод совершенствования физического воспитания младших школьников способствует эффективной их адаптации в условиях использования инновационных педагогических методик и форм обучения.
- Включение в обязательные формы физического воспитания учащихся различных комплексов статодинамических упражнений сопровождается значительным возрастанием статической выносливости организма на фоне формирования адаптационных реакций сердечно-сосудистой системы, свидетельствующих об экономизации функции кровообращения.
- Повышение уровня статической выносливости младших школьников в период адаптации к общему начальному образованию благоприятно сказывается на количественных и качественных показателях их умственной работоспособности в условиях выраженного статического компонента учебной деятельности.
Список литературы
- Бapaнцев С.А. развитие выносливости у учащихся младших классов //Физическая культура в школе. - 1982. - № 10. - С. 22-25.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: МПСИ, 2004. - 240с.
- Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности //Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 9-13.
- Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: Пpaктическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших учебных заведений /Под ред. проф. В.Р. Кучмы. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - 608с.
- Мякишева Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок: Автореф. дис.... канд. мед. наук; СГМА. - Смоленск, 2000. - 22с.
- О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ: Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 //Вестник образования России. - 2002. - №18. - С. 38-44.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников //Рос. пед. журнал. - 1998. -№ 1. - С. 9-11.
Статья в формате PDF 257 KB...
28 03 2024 12:59:44
Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...
27 03 2024 5:16:46
Статья в формате PDF 175 KB...
26 03 2024 15:19:52
Статья в формате PDF 284 KB...
25 03 2024 18:36:42
Статья в формате PDF 250 KB...
24 03 2024 2:22:20
Статья в формате PDF 102 KB...
23 03 2024 8:45:50
Статья в формате PDF 235 KB...
22 03 2024 2:30:54
Статья в формате PDF 157 KB...
20 03 2024 0:21:58
Статья в формате PDF 191 KB...
19 03 2024 0:47:31
Статья в формате PDF 132 KB...
18 03 2024 7:59:34
Статья в формате PDF 121 KB...
17 03 2024 0:48:11
Статья в формате PDF 164 KB...
16 03 2024 13:47:12
Статья в формате PDF 105 KB...
15 03 2024 20:26:23
Статья в формате PDF 139 KB...
14 03 2024 7:11:48
Статья в формате PDF 120 KB...
13 03 2024 3:56:42
Статья в формате PDF 194 KB...
11 03 2024 0:23:46
Статья в формате PDF 104 KB...
10 03 2024 1:45:52
Статья в формате PDF 110 KB...
09 03 2024 13:52:51
08 03 2024 16:45:19
Статья в формате PDF 125 KB...
07 03 2024 19:54:33
Статья в формате PDF 142 KB...
06 03 2024 18:34:15
Статья в формате PDF 342 KB...
05 03 2024 19:26:55
Перечень веществ, обладающих cпepмицидной активностью, используемых в гинекологической пpaктике в качестве местных пpoтивoзaчaточных средств, весьма ограничен. Бензалконий хлорид, мирамистин и этоний, являющиеся бисчетвертичными аммониевыми основаниями и относящиеся к катионным поверхностно-активным веществам, то есть детергентам, обладают способностью, проявляя cпepмицидную активность, оказывать выраженное антимикробное действие. Известен в качестве cпepмицида с сочетанной антимикробной активностью ноноксинол-9. Антисептическое средство метиленовый синий – метилметионин-сульфоний хлорид – также имеет в своей структуре атом четвертичного азота и согласно литературным данным обладает cпepмицидным действием. Проведённые эксперименты по определению cпepмицидной активности антимикробных соединений позволяют предположить, что установление факта принадлежности вещества к четвертичным аммониевым основаниям априори предполагает их cпepмицидную активность и возможность применения в качестве местных пpoтивoзaчaточных средств с сочетанной антимикробной активностью. ...
03 03 2024 12:11:43
Статья в формате PDF 105 KB...
29 02 2024 19:27:40
27 02 2024 23:16:56
Статья в формате PDF 119 KB...
25 02 2024 9:49:17
Статья в формате PDF 354 KB...
23 02 2024 17:25:40
Сравнительные конструкции рассматриваются с позиции гендерного аспекта. Представлены результаты направленного ассоциативного эксперимента, который позволил выявить различия в женском и мужском конструировании, употрeблении и восприятии сравнительных конструкций. ...
21 02 2024 7:34:16
Статья в формате PDF 474 KB...
19 02 2024 5:42:44
Статья в формате PDF 173 KB...
18 02 2024 2:26:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::