АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ – ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ – ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ – ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Блохина М.В. Вахитов Ш.М. Сытник В.В. Статья в формате PDF 118 KB

Одним из путей повышения качества образовательного процесса в высшей школе является научное исследование проблемы успешности обучения студентов. Что такое успешность обучения? В чем состоят причины и условия неуспешного обучения и каковы пути их преодоления? Таковы некоторые вопросы, в ответах на которые нуждается высшая школа.

При этом мы исходили из того, что учебная успешность определяется как эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обеспечивающего высокие психолого-педагогические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических).

Используя специально разработанную нами социологическую анкету «Студент о своей учебе» мы сделали попытку проанализировать процесс обучения студентов 2-4 курсов Казанского государственного медицинского университета на факультете менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО) и установить зависимость успешности обучения от педагогических и социально-психологических факторов.

Всего опрошено 131 человек из 140. 41% ±4,3 принадлежат к группе неуспешных (средний балл успеваемости - 3,75 и ниже), 31% ±4 к среднеуспешным (средний балл успеваемости составляет 3,76 - 4,25), 28%±3,9 - к успешным (средний балл успеваемости составляет 4,26 - 5).

На момент опроса 82% ±3,4 не были обременены собственной семьей.

24% ±3,7 опрошенных всегда планируют свою учебную деятельность, 70%±4 делают это время от времени, 6% ±2 - вообще не планируют ее.

В течение семестра систематически занимаются 34%±4,1 опрошенных, 62%±4,2 делают это время от времени и лишь 4%±1,7 признались, что в течение семестра почти не занимаются. На вопрос «Как часто Вы приходите на занятия неподготовленными?» число лиц, ответивших, что они часто не готовы к занятиям, составляет 50% ±4,4.

Анализ параметров, хаpaктеризующих интенсивность учебной деятельности, свидетельствует о том, что на факультете МВСО очень мало лиц, которым учеба дается «с большим трудом» - всего 11%±2,7, зато 46%±4,4 ответили, что учеба дается «трудно», остальные учатся в вузе без особого труда. При этом по мнению опрошенных, 86% ±3 лиц не используют всех своих возможностей, 14% ±3 считают, что занимаются в полную силу.

Приведенные данные свидетельствуют о невысоком уровне интенсивности учебного труда студентов.

Наиболее трудно студентам даются иностранные языки (так ответили 82% ±3,4 опрошенных). Но обращает на себя внимание наибольшая степень легкости при освоении клинических дисциплин (на легкость усвоения дисциплин указали 62%±4,2). О чем это может свидетельствовать? С одной стороны, легкость освоения, возможно, объясняется тем, что все опрошенные до поступления в медицинский университет обучались в медицинских училищах (колледжах), но с другой стороны, учитывая тот факт, что 43%±4,3 опрошенных отметили, что ни учебные, ни научные интересы не связывают их с кафедрами вуза, можно предположить, что содержание программ клинических дисциплин не отражает специфики высшего сестринского образования, и, вероятно, в учебном процессе не нашли должного применения активные методы обучения, включающие в себя, например, решение ситуационных задач (задач на постановку сестринского диагноза и назначение сестринских вмешательств, составление и заполнение сестринской истории болезни и др.).

Каковы субъективные трудности, сопутствующие учебной деятельности студентов? Доминирующей является высокая загруженность заданиями (47%±4,4), на увлеченность другими делами указывают 34% ±4,1 опрошенных, на личную неорганизованность - 26% ±3,8, на отсутствие интереса к предметам, плохие жилищно-бытовые условия - 19% ±3,4.

Какие трудности, по мнению студентов, в наибольшей степени сказываются на успешности учебной деятельности? Ими оказались дефицит времени из-за внеучебных занятий (51%±4,4), необходимость заpaбатывать деньги (34%±4,1), недостаточная работоспособность (30%±4). Менее выражены трудности, связанные с неуверенностью в способностях к избранной специальности (15% ±3,1), плохим здоровьем (9% ±2,5) и плохими жилищно-бытовыми условиями (3% ±1,5).

Ссылка на недостаточную работоспособность почти каждым третьим студентом в сочетании с плохим здоровьем ставят проблему более разумной организации учебного процесса. Каковы же его хаpaктер и отношение к нему студентов?

Основными его недостатками, по мнению опрошенных, являются неравномерный хаpaктер учебной нагрузки (60%±4,3), плохая обеспеченность учебниками и методическими пособиями (59%±4,3). Менее значимыми недостатками являются трудность контактов с преподавателями (18%±3,4), недостаточное количество консультаций (16%±3,2), слабый контроль в течение семестра (15%±3,1), недостаточная помощь в овладении приемами и методами учебного труда (10%±2,6).

62% ±4,3 опрошенных не удовлетворены уровнем самостоятельности на пpaктических занятиях и семинарах.

В преподавании теоретических дисциплин основными недостатками, по мнению опрошенных, являются недостаточная связь учебного материала с будущей профессией (74% ±3,8) и преобладание в лекциях описательного материала (17%±3,3), причем первое обстоятельство является также основным недостатком в преподавании общественных дисциплин: 59% ±4,3 опрошенных студентов считают, что и общественные дисциплины могли бы быть более ориентированы на будущую профессию.

Косвенным показателем неудовлетворительного качества организации учебного процесса может служить хаpaктер психофизиологического состояния во время занятий. 49% ±4,4 студентов «довольно часто» во время занятий испытывают состояние сильного утомления, 21%±3,6 - апатии и безразличия, 21%±3,6 - чувство однообразия, 11% ±2,7 -неуверенности в себе.

Анализ отношения к будущей профессии строится на основании ответов студентов на ряд вопросов, хаpaктеризующих степень четкости представлений о тех или иных сторонах выбранной профессии, о степени ее привлекательности. Эти ответы свидетельствуют о том, что лишь четвертая часть опрошенных (27%±4) имеют «хорошие» представления о содержании будущей работы, остальные лишь осведомлены о требуемых качествах менеджера, что подтверждает невысокий уровень профессиональной ориентированности студентов.

Обратимся к сравнению социально-психологического профиля у успешно и неуспешно обучающихся студентов. Среди успешно обучающихся большее количество человек сочетают работу с учебой (49% ±8,3 и 24% ±5,9, р<0,05). Неуспешные студенты на момент опроса чаще по сравнению с успешными обременены собственной семьей (33% ±6,5 и 13% ±5,6, р<0,05).

Интерес представляет сравнительный анализ между группами различной успешности по параметрам, хаpaктеризующим стиль учебной деятельности.

Успешные по сравнению с неуспешными студентами гораздо чаще всегда планируют свою учебную деятельность (51%±7,6 и 0%, р<0,001). Они же чаще по сравнению с неуспешными систематически занимаются в течение семестра (54%±8,3 и 18%±5,3, р<0,001). Студентов, вообще не занимающихся в течение семестра, среди успешно обучающихся не выявлено, а среди неуспешных таковые составили 26%±6 (р<0,001). Успешные студенты реже по сравнению с неуспешными приходят неготовыми на занятия (30% ±7,6 и 83% ±5,2, р<0,001).

Неуспешным студентам чаще по сравнению с успешными учеба в вузе дается «с большим трудом» (17%±5,2 и 5%±3,6, р<0,05), и в то же время чаще по сравнению с успешными учеба дается «без особого труда» (48%±6,9 и 13%±5,6, р<0,001). При этом успешно обучающиеся чаще считают, что учеба в вузе им дается трудно (81%±6,5 и 35% ±6,5,р<0,001).

Анализ интенсивности учебной деятельности в сравниваемых группах показал следующую картину. Неуспешные студенты чаще по сравнению с успешными считают, что учатся «не в полную меру своих возможностей» (100% ±7,6 и 54% ±8,3, р<0,001).

Теоретические дисциплины труднее даются успешно обучающимся студентам (46% ±8,3 и 22%±5,7, р<0,05). Иностранные языки труднее даются неуспешным студентам (50% ±6,9 и 16%±6,1, р<0,001). Общественные дисциплины легче даются успешным студентам (57% ±8,2 и 20% ±5,5, р<0,001). Клинические дисциплины также легче даются успешно обучающимся (86% ±5,8 и%65 ±6,5, р<0,05). При этом неуспешные студенты достоверно чаще считают, что ни учебные, ни научные интересы не связывают их с кафедрами вуза (76% ±5,9и19%±6,5,р<0,001).

Среди причин неподготовленности к занятиям у неуспешных чаще по сравнению с успешными выявляются такие, как высокая загруженность заданиями (81%±5,4 и 35%±7,9, р<0,001) и личная неорганизованность (35%±6,5 и 0%, р<0,001). В наибольшей степени на результатах учебной деятельности у неуспешных студентов по сравнению с успешными сказываются такие трудности как необходимость заpaбатывать деньги (28%±6,2 и 0%, р<0,001), недостаточная работоспособность (26%±6 и 0%, р<0,001).

Неуспешные студенты чаще по сравнению с успешными считают, что основными недостатками образовательного процесса являются плохая обеспеченность учебниками и методическими пособиями (65%±6,5 и 32%±7,8, р<0,01), трудность контактов с преподавателями (24% ±5,9 и 3% ±2,8, р<0,001), недостаточное количество консультаций (13%±4,6 и 0%, р<0,01). Что касается преподавания учебных предметов, то одинаковое число успешно и неуспешно обучающихся студентов не удовлетворены уровнем самостоятельности на пpaктических занятиях и семинарах (р>0,05).

Успешные и неуспешные студенты с равной частотой считают, что основными недостатками в содержании программ теоретических дисциплин являются недостаточная связь учебного материала с будущей профессией и преобладание в лекциях описательного материала, причем первое обстоятельство, по мнению обеих групп опрошенных, является также основным недостатком в содержании программ общественных дисциплин (р>0,05).

Успешные и неуспешные студенты с одинаковой частотой во время занятий «довольно часто» испытывают состояние сильного утомления и чувство однообразия (р>0,05), что подтверждает неудовлетворительное качество организации учебного процесса.

Таким образом, сравнив группы успешных и неуспешных студентов, мы можем также выделить ряд факторов, которые позволяют предполагать их влияние на успешность обучения студентов в вузе.

К ним, в частности, относятся:

1. Социально-психологические факторы: недостаточная сформированность стиля учебной деятельности (несистематичность и непланомерность в учебной работе, плохая самоорганизация); неполное использование всех своих возможностей.

2. Педагогические факторы: неравномерный хаpaктер учебной нагрузки; недостаточная связь учебного материала с будущей профессией.

В целом на основании данного исследования можно сделать следующие выводы и высказать следующие рекомендации:

1. Важнейшее значение для успешного обучения в медицинском вузе на факультете МВСО имеет профессиональная направленность студентов. Поэтому необходимо ее формировать, связывать учебный материал с будущей профессией, знакомить с требованиями, которые она предъявляет к личности менеджера и педагога.

2. Необходимо обратить внимание на организацию учебного процесса, в частности на распределение учебной нагрузки, на обеспечение учебниками и методическими пособиями, поскольку это также сказывается на учебной успешности студентов.

3. И, наконец, высшие учебные достижения оказываются возможными только при высоких уровнях сформированности структуры собственной учебной деятельности студентов и их положительной мотивации. Отсюда вытекают 2 главных направления, связанных с предупреждением академической неуспеваемости и отсева студентов: формирование у них оптимальных способов самостоятельного решения учебных, а в будущем и профессиональных задач и, кроме того, высокой положительной мотивации на всех ее иерархических уровнях.



ИНТУИТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ

ИНТУИТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ Статья в формате PDF 155 KB...

17 04 2024 0:40:26

ВНЕПЕЧЕНОЧНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА С (ОБЗОР)

ВНЕПЕЧЕНОЧНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА С (ОБЗОР) Вирусом гепатита С инфицировано 3% населения Земли. Заболевание в 50-80% случаев принимает хронический хаpaктер с разной степенью поражения печени, включая цирроз и гепатоцеллюлярную карциному. Могут развиваться и внепеченочные осложнения. Для их возникновения важное значение имеет длительное течение заболевания, стимуляция В-лимфоцитов антигенами вируса, а также его репликация в отдельных тканях (эпителий слизистой оболочки рта, слюнных желез и т.д.). Ассоциированные осложнения при HCV-инфекции разделены на 3 группы: заболевания, при которых доказана этиологическая роль HCV (смешанная криоглобулинемия); oсложнения, в развитии которых HCV принимает участие в качестве одного из этиологических факторов относятся (узелковый полиартериит, В-клеточная неходжкинская лимфома, иммунная тромбоцитопения, синдром Шегрена, поздняя кожная порфирия, красный плоский лишай и т.д.). и группа состояний, в развитии которых участие вируса предполагается, но требует дополнительных доказательств (гигантоклеточный височный артериит, фиброзирующий альвеолит, полимиозит, миокардит, дерматомиозит и др.). Появление внепеченочных осложнений затрудняет процесс лечения. Поэтому особенно важным является раннее начало лечения гепатита, еще до развития внепеченочных осложнений. ...

12 04 2024 23:19:57

ОБ УСТОЙЧИВОСТИ СОСТОЯНИЙ ЛОКАЛЬНОГО ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ РАСТВОРОВ ПРИ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДАХ

ОБ УСТОЙЧИВОСТИ СОСТОЯНИЙ ЛОКАЛЬНОГО ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ  РАСТВОРОВ ПРИ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДАХ Рассматриваются вопросы локального термодинамического равновесия растворов при фазовых переходах в многолетнемерзлых горных породах. Предложен способ расчета понижения температуры замерзания раствора и с учетом взаимодействия в ней ионов растворенного вещества. Получен критерий существования утойчивости термодинамического равновесия раствора при фазовых переходах. ...

10 04 2024 7:43:38

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами Статья в формате PDF 136 KB...

06 04 2024 21:35:44

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА В статье рассматриваются вопросы разработки единой системы подготовки спортсменов. Обоснованы четыре взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой факторов, от которых зависит прогресс высшего спортивного мастерства. Первый фактор системы подготовки предполагает наличие у спортсменов высоких двигательных и психологических качеств в сочетании с хорошим здоровьем. Второй фактор системы подготовки предполагает совершенную методику спортивной тренировки, систему соревнований и восстановления. Третий фактор системы подготовки предполагает наличие хорошо оборудованных на современном уровне мест для тренировочных занятий, соревнований и восстановления (отдыха). Четвёртый фактор системы подготовки предполагает высокий уровень знаний, педагогическое мастерство тренера, и постоянное самоусовершенствование спортсмена. Приведённые факторы определяют основные принципиальные положения системы подготовки спортсмена. Разработаны и разделены по возрастным группам (от 7 до 20 лет и старше) требования предъявляемые к системе подготовки спортсмена и соревнованиям. ...

04 04 2024 13:28:51

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...

26 03 2024 21:36:18

Организация рационального питания железнодорожников, требования к ассортименту продуктов

Организация рационального питания железнодорожников, требования к ассортименту продуктов На основании изучения особенностей трудовой деятельности железнодорожников, учитывая современные принципы оптимального питания, были сформулированы основные требования к ассортименту продуктов лечебно-профилактического питания работников железнодорожных профессий. Даны рекомендации по организации рационального питания. Изучены требования к ассортименту при приготовлении мяса, мясопродуктов, птицы, рыбы, а так же молочных продуктов, круп мучных изделий, хлеба, овощей и фруктов. Представлена информация по пищевой ценности овощей и фруктов и классификация жиров. ...

23 03 2024 7:43:22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ Статья в формате PDF 246 KB...

22 03 2024 14:22:34

МЕЛКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ УРБАНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ

МЕЛКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ УРБАНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ По комплексу признаков оценили трaнcформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и хаpaктера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трaнcформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы. ...

17 03 2024 12:31:12

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕМАТОСАЛИВАРНОГО БАРЬЕРА У ДЕТЕЙ С ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕМАТОСАЛИВАРНОГО БАРЬЕРА У ДЕТЕЙ С ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Изучено состояние гемато-саливарного барьера по показателям перекисного окисления липидов, оксида азота, антиоксидантной защиты и макроэлементов у детей с хроническим гастродуоденитом и функциональной диспепсией. Показано, что нарушения в функционировании барьера имеют значение в механизмах повреждения желудка и двенадцатиперстной кишки. Учитывая достоверные изменения метаболического профиля слюны, различные при воспалительных и функциональных заболеваниях гастродуоденальной зоны, предложено использовать его параметры для неинвазивной скрининговой диагностики этой патологии. ...

14 03 2024 14:27:15

ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв.

ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв. Статья в формате PDF 165 KB...

12 03 2024 20:37:43

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ Статья в формате PDF 101 KB...

09 03 2024 16:38:42

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::