УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ШКОЛЬНИКОВ
Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Они порождаются объективной действительностью, но при этом субъектны, поскольку одни и те же явления для различных людей могут иметь различные значения. Чувство собственного достоинства в целостном процессе воспитания проявляется через свои интегрирующие особенности, а именно: через него человек узнает о других своих качествах, о своих достоинствах и недостатках; через него осуществляется наиболее совершенный и наиболее типичный для морали способ регулирования поведения человека, который добровольно, в полном соответствии со своими чувствами и убеждениями совершает поступки, отвечающие нравственным требованиям общества. Именно эти особенности могут стать теми качествами, которые легли бы в основу формирующейся концепции нравственной личности современного школьника.
Структура чувства собственного достоинства, как свойства личности, включает в себя в качестве компонентов: интеллектуальный, эмоциональный и волевой компонент. Их сформированность зависит от уровня развитости и сформированности каждого компонента и разумного их сочетания.
У всех человеческих чувств общий источник - эмоциональные переживания, объединенные с удовлетворением человеческих потребностей. Ведущей потребностью в школьном возрасте становятся самоутверждение личности в различных микросоциальных окружениях, а посредством этого в обществе в целом. У школьников это осуществляется при непосредственном активном участии их в жизни класса, школы, вне школы, семье. В этом возрасте учащиеся уже самостоятельно начинают определять свой личный статус. Если ребенок попадает в благоприятные социально-педагогические условия, то он находит путь самовыражения в позитивном русле, что приводит к чувству осознания собственной значимости. Однако, разрыв между огромным объемом желаний и невозможностью их осуществления рождает мучительную неудовлетворенность выражающуюся в самых неожиданных формах - депрессия, опустошенность, нетерпимость, раздутое самомнение, жестокость, а иногда и более серьезные последствия.
Т.е. проявляется психологическая закономерность, которая предполагает невозможность замещения удовлетворения одних потребностей другими.
Первое и, на наш взгляд, главное условие - пробудить и развить в школьном возрасте основной феномен его социальной природы - чувство достоинства и самолюбия; предоставить ему как можно больше свободы возможностей свободного действия, выбора и желания; создать ситуацию сознания необходимости и этим самым обеспечить его внутреннюю личностную активность, т.е. создать ему благоприятные условия свободного проявления его творческих сил, саморегуляции и самоутверждения его социальной природы.
Второе - чувство собственного достоинства школьник испытывает через уважительное отношение к себе, через признание его достижения, т.е. через мнение других (общественное мнение и коллективную оценку), которые способствуют осознанию школьником своих достоинств и недостатков, стимулируют его сознательные усилия, направленные на самовоспитание. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом, т.е. проявляется один из каналов поддержания самоуважения - положительные оценочные отношения других людей.
Третье обобщение, чувство собственного достоинства формируется, укрепляется и развивается только через самоутверждение в каком-либо виде деятельности, где школьник достигает определенного успеха и получает одобрение других, испытывая при этом эмоциональную удовлетворенность от сделанного. Таков путь формирования эмоционального компонента чувства собственного достоинства.
В процессе взаимоотношений с окружающими людьми, в частности, под влиянием оценочных воздействий чувство собственного достоинства у школьника перерастает в мотивы, которые побуждают их приводить свое поведение в соответствие с положительной самооценкой.
Перерастание чувств в мотивы, подкрепление их пpaктической деятельностью играет важную роль в нравственном развитии школьника: лишь в процессе пpaктического упражнения в совершении правильных поступков создаются условия для формирования обоснованного достоинства.
Стромальная закладка краниальных брыжеечных лимфатических узлов происходит у плодов белой крысы 17-18 суток в результате инвaгинации ветвей краниальной брыжеечной и подвздошно-ободочной артерий с окружающей рыхлой соединительной тканью в просвет кишечных лимфатических стволов. ...
25 03 2024 1:59:18
Статья в формате PDF 189 KB...
24 03 2024 10:44:41
Статья в формате PDF 107 KB...
23 03 2024 6:40:33
Статья в формате PDF 103 KB...
22 03 2024 20:22:31
Статья в формате PDF 281 KB...
20 03 2024 11:27:21
В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...
18 03 2024 15:36:30
Статья в формате PDF 495 KB...
17 03 2024 15:32:33
Статья в формате PDF 204 KB...
16 03 2024 3:32:12
Статья в формате PDF 107 KB...
15 03 2024 7:57:36
Статья в формате PDF 130 KB...
14 03 2024 14:37:13
Статья в формате PDF 298 KB...
13 03 2024 15:41:20
Статья в формате PDF 115 KB...
11 03 2024 16:45:23
Статья посвящена экспериментальному исследованию по разработке технологии приготовления хлеба повышенной биологической ценности на основе биоактивированных семян нута. В ходе исследований были определены рациональные режимы проращивания семян нута, исследованы их химический состав и ферментативная активность; разработана технология хлебобулочных изделий на основе измельченных биоактивированных семян нута; составлен аппаратурно-технологический участок приготовления теста. ...
09 03 2024 15:52:52
Статья в формате PDF 131 KB...
08 03 2024 13:33:21
Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается СОВА-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...
06 03 2024 21:24:48
Статья в формате PDF 121 KB...
05 03 2024 12:40:54
Статья в формате PDF 120 KB...
04 03 2024 0:42:11
Статья в формате PDF 128 KB...
03 03 2024 14:50:39
Статья в формате PDF 330 KB...
02 03 2024 20:45:12
Статья в формате PDF 272 KB...
01 03 2024 21:40:43
В статье рассматриваются понятия «самоопределение», «самореализация», «профессиональное становление личности». Актуализируется проблема становления профессионала, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия и основные факторы, влияющие на выбор профессии. ...
28 02 2024 22:56:16
Статья в формате PDF 113 KB...
27 02 2024 1:55:37
Статья в формате PDF 132 KB...
25 02 2024 12:29:36
24 02 2024 20:11:24
Статья в формате PDF 250 KB...
23 02 2024 8:34:22
21 02 2024 8:36:19
Статья в формате PDF 137 KB...
20 02 2024 6:12:46
Статья в формате PDF 127 KB...
19 02 2024 13:25:32
Статья в формате PDF 111 KB...
18 02 2024 0:11:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::