О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Полицинский Е.В. Статья в формате PDF 112 KB

На современном этапе цели образования направлены на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания, подготовку их к последующей трудовой и общественной деятельности. Стремительное развитие научно-технического прогресса оказывает существенное влияние на различные сферы человеческой деятельности, в связи с интенсивным внедрением новых, постоянно меняющихся технологий, что, безусловно, предъявляет ряд требований к человеку, живущему в XXI веке. Получить специальные знания в соответствующих областях техники и технологии, сформировать определенную культуру научного мышления можно только благодаря естественнонаучному образованию, основой которого является физика.

Физика, являясь основой естественнонаучных и технических дисциплин, а также огромного числа специальностей связанных с природой, человеческой деятельностью и самим человеком обладает максимальными возможностями развития научного мировоззрения и аналитического мышления. Несмотря на это, сегодня отменены обязательные выпускные экзамены по физике в школе, вступительные экзамены на ряд технических, сельскохозяйственных, медицинских специальностей, что как отмечается, привело к снижению качества усвоения комплекса других профессиональных дисциплин [2]. Вызывает недоумение отсутствие вступительного экзамена по физике на вечернюю и заочную форму обучения для абитуриентов, поступающих на технические специальности в Юргинский технологический институт Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ). Кроме того, сегодня в качестве альтернативного варианта экзамена по физике в технические вузы предлагается ввести экзамен по информатике!

В 60 - 80-х г.г. мы гордились лучшим в мире физическим образованием. Обучение на физическом, физико-математическом, физико-техническом факультетах считалось престижным. Следует признать, что во многом благодаря данному периоду Россия остаётся одной из ведущих держав в мире! Однако в настоящее время физика постепенно «вытесняется» из учебных планов, как в общеобразовательной школе, так и в техническом вузе. Так, например второй семестр изучения физики традиционно посвящён электромагнетизму, разделу физики лежащему в основе технологии сварки. При этом на изучение физики в этом семестре для студентов, обучающихся по специальности «Оборудование и технология сварочного производства», по учебному плану выделено 34 аудиторных часа, в то время как на философию - 46. Анализ ежегодно обновляющихся учебных планов по физике для студентов технических специальностей позволяет сделать предположение о том, что предел сокращения часов, определяющий роль и место физики в образовании современного инженера ещё не достигнут.

Активная критика учебных программ советского периода ориентированных как отмечается на некоего «усреднённого», реально не существующего ученика, привела на переходном к профильному обучению этапе к ломке отшлифованных, тщательно вымеренных, проверенных ранее в течение десятилетий учебных программ, к уменьшению в среднем на треть количества часов отводимых на изучение физики. Учителя физики отмечают, что при такой загруженности не хватает времени на решение задач, на закрепление материала. Хотя именно через решение задач достигается понимание физического материала, приобретаются глубокие и прочные знания, наиболее эффективно формируются умения по их пpaктическому применению. Кроме того, помимо конкретных предметных навыков и умений в процессе деятельности по решению физических задач наиболее эффективно формируется целый комплекс обобщённых навыков и умений (информационных, логических, рефлексивных). В.Г. Разумовский отмечает: «...самое печальное состоит в том, что многие деятели образования, которые вершат судьбу школы, не видят ничего страшного в уходе физики с передовых позиций в образовании: «Оборонка в стране разрушена, и физики теперь не нужны. На пользу ли такая позиция нашему народу и государству?» [1].

С введением ЕГЭ (на 90 - 95% состоящего из задач разного уровня) требования, предъявляемые к выпускникам школ по физике, существенно возросли. Из 19 опрошенных нами школьных учителей физики - 17 учителей убеждены в том, что, ограничиваясь имеющимся сегодня учебным временем нельзя обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче вступительных экзаменов по физике. Данную точку зрения разделяют 63% учащихся старших классов и 74% студентов первого курса ЮТИ ТПУ (по результатам обработки 267 и 100 анкет соответственно). Вследствие чего более 30% старшеклассников посещают подготовительные курсы, 7 - 8% пользуются услугами репетитора. Таким образом, физическое образование в общеобразовательной школе на современном этапе в основном не обеспечивает соответствия предъявляемым требованиям к абитуриентам технических вузов.

К настоящему времени в методике обучения физики накоплен огромный опыт по повышению эффективности и результатов обучения. В частности использование методик основанных на деятельностном подходе позволяет добиваться высоких результатов обучения. Однако на пpaктике, как в общеобразовательной школе, так и в вузе доминирующая роль принадлежит информационно-рецептивному обучению, суть которого состоит не в развитии обучающегося, не в формировании у него способов действий в учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности, а в передаче знаний. Каковы же причины?

Среди основных причин - непрестижность профессии педагога, неудовлетворённость низкой оплатой труда, отсутствие карьерного роста, и при этом стабильный рост предъявляемых к работе учителя требований. Как отмечают учителя растущий объём «бумажной» работы, часто абсолютно бесполезной, «пустой» является сегодня серьёзным препятствием в выполнении основных функций, времени на качественную подготовку к урокам не остаётся. А сколько, например, необходимо времени для подготовки урока физики содержащего демонстрационный эксперимент? Из результатов исследования ЦСИ следует, что современные учителя это люди лишённые возможности заниматься собой и своим развитием [3].

В настоящее время оплата за проведённый урок учителю высшей категории составляет около 55 рублей. Для сравнения стоимость, например обычной мужской стрижки в среднем - 120 рублей, при времени выполнения услуги 15 - 20 минут. Не удивительно, что в данных условиях, как следует, например, из результатов исследования Центра науковедческих технологий ИПК и ПРНО Московской области 57% работников школ задумываются над реальностью перспективы смены места работы и даже ухода из системы образования [4]. Л.А. Орлова отмечает: «Имеются опасения, что произойдёт нарушение преемственности в передаче профессии педагога. Готовность и желание видеть своих детей и родственников в качестве учителей выразили только 10% от опрошенных учителей Подмосковья. Не желая видеть педагогами своих близких, педагоги выносят приговор своей профессии как «непрестижной», ведущей к социальной необеспеченности» [4]. Из 23 учителей физики работающих в школах города Юрги - 7 учителей не имеют соответствующего базового образования, 8 уже достигли, и в ближайшие 4 года ещё 5 учителей достигнут пенсионного возраста. За последние 8 лет в школы города не поступил ни один молодой специалист - учитель физики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Разумовский В.Г. Проблемы общего образования школьников и учебник нового поколения [Электронный ресурс] / В.Г. Разумовский // Интернет-журнал «Эйдос». - 2000. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2000
  2. Тугуз Ф.К. О мотивационных факторах при изучении курса физики студентами различных специальностей [Текст] / Ф.К. Тугуз // Труды ФОРА, №5 - 2000, С.39 - 43.
  3. Что мы знаем об учителе [Электронный ресурс] http://www.expert.ru/printissues/ expert/2006/41/chto_my_znaem_ob_uchitele
  4. Орлова Л.А. О социальном самочувствии учителей московской области [Электронный ресурс] / Л.А. Орлова http://ecsocman.edu.ru/ images/pubs/2006/02/07/0000248595/011.ORLOVA_L.A.


ТОПОГРАФИЯ БРЫЖЕЕЧНОГО КИШЕЧНОГО СТВОЛА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

ТОПОГРАФИЯ БРЫЖЕЕЧНОГО КИШЕЧНОГО СТВОЛА У БЕЛОЙ КРЫСЫ Брыжеечный лимфатический ствол белой крысы проходит вдоль ствола краниальной брыжеечной артерии без перерыва в одноименных лимфоузлах. ...

19 04 2024 8:43:57

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению.С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к paку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической хаpaктеристики. ...

14 04 2024 23:16:42

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ Понимание физико-химической природы генерации нервного сигнала, путей передачи информации с одной нервной клетки на другую или на мышечную клетку позволит вплотную подойти к объяснению механизма деятельности нервной системы. Нервные клетки передают информацию с помощью сигналов, представляющие собой электрические токи, генерируемой поверхностной мембраной нейрона. Эти токи возникают благодаря движению зарядов, принадлежащих ионам натрия, калия, кальция и хлора. ...

10 04 2024 23:25:34

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГРАНУЛ «GLYSOCAL» И ИЗУЧЕНИЕ ИХ БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГРАНУЛ «GLYSOCAL» И ИЗУЧЕНИЕ ИХ БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ На основе сухого экстpaкта полученного из растительного сбора (солодка гoлая, софора японская, календула лекарственная) были приготовлены три композиции в виде гранул, которые отличаются количеством склеивающего вещества – прополиса. Выбор вспомогательных веществ был подтвержден и обоснован в опытах in vitro, in vivo, in situ. ...

09 04 2024 23:11:20

ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕКИ ОКИ

ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕКИ ОКИ Статья в формате PDF 88 KB...

03 04 2024 0:56:32

ЛЕОНТЬЕВ ВИКТОР ЛЕОНТЬЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ ВИКТОР ЛЕОНТЬЕВИЧ Статья в формате PDF 175 KB...

30 03 2024 23:51:17

ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВЛАГАЛИЩНОГО СВОДА

ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВЛАГАЛИЩНОГО СВОДА Статья в формате PDF 127 KB...

28 03 2024 2:18:57

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ Статья в формате PDF 98 KB...

24 03 2024 10:51:20

ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И УРОЖАЙНОСТЬ ГРЕЧИХИ

ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И УРОЖАЙНОСТЬ ГРЕЧИХИ Алтайский край разнообразен по рельефу, климату и почвам. Включает 5 природных зон – от сухой степи до увлажнённых предгорий. Гречиха посевная выращивается на всей территории края, однако её посевы наиболее продуктивны в условиях лесостепи, что связано с природными ресурсами и развитым пчеловодством. Применение зонального агротехнического комплекса в лесостепи позволяет получать высокий урожай зерна (1,5–2,0 т/га). ...

21 03 2024 5:17:23

СТОЛЯРОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ

СТОЛЯРОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ Статья в формате PDF 225 KB...

18 03 2024 4:44:44

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ Статья в формате PDF 237 KB...

15 03 2024 2:33:52

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ Слепая кишка белой крысы имеет форму изогнутого чаще вправо конуса или рога, илеоцекальный угол располагается по средней линии или рядом с нею. Реже полукольцевидная слепая кишка крысы находится влево от средней линии и петель подвздошной кишки. ...

14 03 2024 14:24:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::