ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБЩЕЙ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБЩЕЙ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБЩЕЙ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Литвинова Т.Н. Выскубова Н.К. Овчинникова С.А. Кириллова Е.Г. Слинькова Т.А. Ненашева Л.В. Вальтер Н.И. Статья в формате PDF 125 KB Анализ состояния существующей системы химической подготовки студентов в медицинском вузе, современные тенденции развития высшего, в том числе медицинского образования, новые требования к подготовке специалиста в вузе позволили вскрыть глубокие противоречия в действующей системе химико-медицинского образования, ее несоответствие современным целям медицинского образования и требованиям к личности врача в новых условиях. В связи с этим в настоящее время настоятельной стала потребность в разработке новой, научно обоснованной системы химического образования в медицинском вузе, отражающей тенденции развития общества и образования и направленной как на снятие противоречий, так и на формирование личности специалиста, отвечающего потребностям общества. Химическая подготовка студентов-медиков традиционно отдавалась и отдается в настоящее время в «жертву» идеям дифференциации, специализации, профессионализации, что привело к сокращению учебных часов на изучение химии со 164 часов (1983-1986 учебные годы) до 126 часов на лечебном и педиатрическом факультетах и до 80 часов на стоматологическом факультете в настоящее время. На сегодняшний день высшая медицинская школа пока еще недостаточно востребует эвристические и развивающие функции фундаментальных дисциплин, в том числе общей химии, не обеспечивает достаточной глубины, широты и переноса фундаментальных знаний в профессиональное образование. Результатом этого является отторжение химических знаний многими педагогами-клиницистами, недопонимание значимости химической подготовки и редкое обращение к ее возможностям для раскрытия и научного объяснения процессов, происходящих в живом организме и приводящим к тем или иным патологическим состояниям. Вместе с тем, именно общность фундаментальной подготовки, на которой основывается профессиональная подготовка, предоставляет специалисту большие возможности для профессионального роста, способствует творческому развитию и самореализации личности, делая ее конкурентно способной на рынке труда в области здравоохранения.

Предмет общей химии в медицинском вузе является базовым как для химического образования студентов, так и для профессионального медицинского образования. Он особенно важен в овладении такими дисциплинами, как биохимия, нормальная и патологическая физиология фармакология, токсикология, клиническая биохимия, общая гигиена, гигиена питания и др. Этот курс призван ввести студентов в мир химии от химии неживого к химии живого.

Данный курс призван обеспечить:

  1. фундаментальную общехимическую подготовку молодежи с медицинской ориентацией и формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины;
  2. развитие логики и широкого спектра интеллектуальных умений у студентов для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических дисциплин;
  3. умение прогнозировать основные химические свойства веществ и возможность осуществления химических процессов при определенных условиях;
  4. осознание студентами значимости химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.

Важнейшими факторами реализации современных требований к химическому образованию и качественному овладению предметом общей химии являются обновление его содержания и современная организация процесса его усвоения. Наиболее рациональный путь достижения этих требований - не расширение объема и углубления содержания, а более обоснованный отбор учебного материала, улучшение его организации и методики преподавания в рамках сокращающихся часов, не удлинение сроков обучения, а изменение методических подходов к его изучению, активизация и интенсификация учебного процесса, познавательной деятельности и самостоятельности студентов. Переход на интенсивно-фундаментальный хаpaктер обучения предполагает глубокие изменения в структуре химической дисциплины, тщательном отборе его содержания и структурировании на принципах минимизации и уплотнения, что должно быть отражено в учебниках, а также максимального использования полифункциональности знаний в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, в управлении качеством этого процесса.

Кафедра общей химии Кубанского государственного медицинского университета решила проблему обновления содержания и процесса изучения общей химии в медицинском вузе на базе научно обоснованной концепции интегративно-модульного подхода. Такая концепция служит не только методологическим ориентиром для создания теоретической модели новой методической системы обучения, но и технологическим инструментом ее пpaктической реализации в образовательном процессе.

Основываясь на систематизированных и обобщенных научных взглядах разных ученых, с целью познания своего объекта, его развития и совершенствования проектирования новой методической системы и деятельности участников образовательного процесса, нами сформулированы ведущие идеи построения интегративно-модульного курса общей химии для медиков. К ним мы относим идеи:

  1. непрерывности и последовательности специальной довузовской и вузовской химической подготовки;
  2. системной внутрипредметной химической и междисциплинарной интеграции биологических, эколого-валеологических, медицинских знаний, навыков, умений, норм, ценностей, составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов химико-медицинской подготовки студентов;
  3. структурно-функционального подхода к изменению структуры курса общей химии и повышению функций ее теоретических знаний в процессе непрерывной подготовки студентов-медиков как основного механизма реализации общеобразовательных целей и в решении проблемы повышения качества медицинского образования; интеграции и дифференциации содержания курса общей химии на основе психолого-педагогической, методологической и профессиональной направленности;
  4. рассмотрения общехимического образования под углом совокупности социальных и дидактико-методических целей, научного прогресса и тенденций развития высшего образования;
  5. проектирования методической системы обучения как целостной, динамической, гибко управляемой и направленной на повышение качества учебного процесса и его результатов;
  6. реализации в образовательном процессе с помощью предметной методики личностно - ориентированного и ценностно-мотивационного подходов к развитию личности будущих медиков; в формировании общечеловеческих ценностей и значимости химико-медицинского образования в будущей профессиональной деятельности;
  7. фундаментализации и методологизации общехимического образования, ориентированного на разностороннюю и разноуровневую деятельность студентов, на активное использование полифункциональности фундаментальных знаний;
  8. расширения образовательных маршрутов в изучении общей химии за счет элективных курсов и расширения направлений их научно - исследовательской работы.

В качестве способа реализации идей и направлений обновления химико-медицинского образования мы выбрали деятельностный подход и личностно-ориентированные технологии, а механизмом - целенаправленную и взаимообусловленную продуктивно-творческую деятельность преподавателей и студентов.

Предложенная нами методическая интегративно-модульная система обучения студентов общей химии позволяет создать условия для того, чтобы общая химия выполняла в медицинском вузе триединую задачу:

  1. общая химия - связующее звено между довузовским и вузовским этапами химического образования;
  2. общая химия - фундамент для изучения других химических и теоретических дисциплин;
  3. общая химия - компонент специальных медицинских дисциплин.


О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ Статья в формате PDF 152 KB...

20 04 2024 9:45:19

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 212 KB...

13 04 2024 20:33:14

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРАНЖИРОВКИ И ЕЕ РОЛЬ В МУЗЫКЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРАНЖИРОВКИ И ЕЕ РОЛЬ В МУЗЫКЕ Статья в формате PDF 155 KB...

11 04 2024 0:27:44

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА Статья в формате PDF 102 KB...

22 03 2024 21:59:51

ЛАЗЕРОТЕРАПИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

ЛАЗЕРОТЕРАПИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Статья в формате PDF 169 KB...

18 03 2024 6:55:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::