ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
На качество подготовки специалистов в вузе влияет базовая подготовка абитуриентов. Поэтому большую помощь в этом вопросе оказывает ЕГЭ, по результатам которого возможно произвести объективное отсечение тех, чья базовая подготовка на момент проведения этого испытания не позволяет рассчитывать на успешное освоение испытуемым какой-либо программы высшего образования с минимальным удовлетворительным качеством. Участвуя в качестве эксперта в проверке работ школьников и абитуриентов, сдававших ЕГЭ по физике, могу отметить высокое качество составленных заданий (из тех, которые проверяла). В них проверяется не только фактическое знание материала, но и умение логически мыслить, производить обоснованный альтернативный выбор, наличие элементов системного мышления.
Основная задача педагогики высшей школы - спроектировать оптимальный процесс обучения и воспитания студентов и управление им. Этот процесс является открытой динамической системой. Она включает четыре основных блока, хаpaктерных для любой сложной системы. Ее входные параметры задают потенциальные возможности, уровень их реального развития, особенности темперамента, структуру мотивационной сферы, базовые знания, умения и навыки по выбранной специальности для каждого первокурсника. Выходными параметрами являются конкретные знания, умения и навыки, уровень развития когнитивных и других способностей, необходимых для успешной самореализации выпускника и гармоничного взаимодействия его с природой и обществом. Контролирующий блок, оценивает, насколько достигнутое к данному моменту состояние обучаемого отличается от запланированного. Управляющий модуль определяет методы воздействия, необходимые для перехода системы (включая каждого ее элемента, т.е. студента) от исходного состояния к финальному состоянию.
Учебная деятельность в вузе в широком смысле направлена на уточнение, обогащение или корректировку в ходе познавательных действий исходного образа мира, сложившегося у каждого студента задолго до поступления его в данный вуз. Эта работа очень тонкая. Многолетнее исследование автором уровня эмоционального выгорания студентов в сопоставлении с их потенциальными возможностями и их реальным воплощением показали крайне нeблагополучное состояние в этой сфере.
Учебная деятельность включает в себя ряд специфических действий по усвоению учебного материала, его обработке и контролю [1], [2]. В процессе учения наряду с предметными знаниями важно научить студента учиться. Исследования сотрудниками школы С.Д. Смирнова установлено, что до 70 % первокурсников не используют приемы систематизации учебного материала. Это и сегодня проблема для многих вузов.
Научное познание действительности с каждым годом расширяется, постоянно увеличивается объем информации, что находит отражение в объеме содержания образования. Поэтому в вузе много внимания уделяется предметным знаниям. Однако многочисленные ошибки при решении учебных и производственных задач лежат в области недостаточной логической подготовки, связаны с крайне слабыми навыками планирования и контроля собственной деятельности. Этим вопросам пока еще уделяется мало внимания в условиях классического поточного обучения.
На наш взгляд избавиться от перечисленных недостатков помогает технология компьютерной экспертно-обучающей системы [3], содержащая входные и текущие параметры каждого обучаемого, многоуровневую систему учебных заданий и сценариев обучения, благодаря чему обеспечивается индивидуализация обучения и тщательно контролируется степень приближения каждого обучаемого к поставленным целям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Швецова Н.А. Структура компьютерной экспертно-обучающей системы //Материалы II научно-пpaктической конференции. с международным участием «Актуальные проблемы подготовки кадров для регионов». Т. 2. - Краснодар, - 2004.
Статья в формате PDF 109 KB...
24 04 2024 21:32:46
23 04 2024 14:16:52
Статья в формате PDF 120 KB...
22 04 2024 21:55:36
Статья в формате PDF 109 KB...
21 04 2024 13:40:20
20 04 2024 11:38:29
Статья в формате PDF 134 KB...
19 04 2024 7:10:16
18 04 2024 21:36:31
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2024 12:20:41
15 04 2024 4:54:13
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая хаpaктеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потрeбляемого алкоголя. ...
14 04 2024 9:13:59
Статья в формате PDF 260 KB...
13 04 2024 23:51:46
Статья в формате PDF 252 KB...
12 04 2024 1:11:53
Статья в формате PDF 139 KB...
11 04 2024 17:57:48
Статья в формате PDF 114 KB...
10 04 2024 15:11:21
Статья в формате PDF 115 KB...
09 04 2024 10:19:21
Статья в формате PDF 114 KB...
08 04 2024 18:16:15
07 04 2024 23:15:16
Статья в формате PDF 101 KB...
06 04 2024 4:20:15
Статья в формате PDF 126 KB...
05 04 2024 14:43:57
Статья в формате PDF 164 KB...
03 04 2024 9:35:45
Статья в формате PDF 117 KB...
02 04 2024 20:51:11
Статья в формате PDF 325 KB...
01 04 2024 19:29:26
Статья в формате PDF 269 KB...
31 03 2024 0:23:46
Статья в формате PDF 119 KB...
30 03 2024 17:21:36
Статья в формате PDF 125 KB...
29 03 2024 9:58:39
Введение в организм белых крыс ПХБ в течение 28 суток привело к нарушениям со стороны количественного и качественного состава белой крови. При одновременном введении ПХБ и ОМУ количественные и качественные изменения лейкоцитов носили не столь выраженный хаpaктер, и концу эксперимента наблюдалось их восстановление. Таким образом, применение оксиметилурацила вызывает уменьшение токсического эффекта ПХБ на количественное и метаболическое состояние лейкоцитов периферической крови. ...
28 03 2024 19:48:55
Статья в формате PDF 124 KB...
27 03 2024 6:40:41
Статья в формате PDF 117 KB...
26 03 2024 9:36:25
Статья в формате PDF 256 KB...
24 03 2024 1:49:48
Статья в формате PDF 110 KB...
23 03 2024 17:42:40
Статья в формате PDF 139 KB...
22 03 2024 20:12:49
Статья в формате PDF 105 KB...
21 03 2024 6:48:20
Статья в формате PDF 114 KB...
20 03 2024 10:16:54
Статья в формате PDF 581 KB...
19 03 2024 10:43:41
Статья в формате PDF 103 KB...
18 03 2024 11:29:31
Статья в формате PDF 302 KB...
17 03 2024 3:23:47
Статья в формате PDF 125 KB...
16 03 2024 22:13:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::